• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 19 июля 2013 года Дело N А43-9444/2013

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Логинова Кирилла Андреевича (шифр дела 11-217),

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску

открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» (ОГРН 1077758336985), г. Москва,

к ответчику: открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295), г. Москва, в лице филиала «Горьковская железная дорога», г. Нижний Новгород,

установил: открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», в лице филиала «Горьковская железная дорога», о взыскании 189594 руб. 51 коп. пени за просрочку доставки порожних вагонов.

Исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому дело рассматривается без вызова сторон, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.

В соответствии с представленным отзывом ответчик против удовлетворения иска возразил, сославшись на неправомерное предъявление претензий в части просрочки доставки вагонов на одни сутки ввиду заключенного сторонами соглашения. По мнению ответчика в отношении части вагонов сроки доставки подлежат продлению в связи с проведением их промывки, исправлением технического состояния и неприема их станциями назначения по причинам, зависящим от грузополучателя. Кроме того, ответчик заявил об уменьшении размера подлежащих взысканию пени на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

От истца поступили письменные возражения на отзыв ответчика.

Рассмотрев материалы дела и представленные в обоснование иска доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

В период с мая 2012 по июнь 2012 имела место задержка вагонов, грузоотправителем и/или грузополучателем которых являлся истец. Нарушения сроков доставки вагонов подтверждаются железнодорожными накладными, представленными в материалы дела, в которых указаны сроки начала и окончания перевозки.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки перевозки установлены Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 27. В соответствии с упомянутыми правилами ответчик допустил просрочку доставки груза.

По правилам пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и Кодексами, а также соглашением сторон договора перевозки. Согласно статье 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик, выдавший груз, обязан уплатить пени грузополучателю в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки его доставки.

Истцом в адрес ответчика в период с 02.07.2012 по 04.10.2012 направлены претензии с требованием об уплате штрафа за просрочку доставки вагонов в общей сумме 453947 руб. 28 коп.

Ответчик признал и произвел оплату пени в претензионном порядке частично в сумме 264352 руб. 77 коп., что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Материалами настоящего дела установлено, что открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Горьковская железная дорога» ненадлежащим образом исполнило свои обязательства, допустив просрочку доставки вагона.

Размер штрафа в сумме 189594 руб. 51 коп. определен истцом в соответствии с требованиями закона и представленными в дело доказательствами.

Изложенные ответчиком возражения судом рассмотрены и отклонены в силу следующего.

В материалы дела представлен перечень взаимовыгодных условий при предъявлении и удовлетворении претензий по просрочке доставки порожних собственных вагонов, подписанный сторонами 26.09.2012. В соответствии с данным перечнем истец обязался "не предъявлять просрочку 1 суток".

Как видно из материалов настоящего дела просрочка доставки имела место в мае-июне 2012 года, первоначальные претензии предъявлены истцом в июле 2012 года, то есть до заключения указанного соглашения. Поэтому условия указанного Перечня в соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на спорные правоотношения.

Относительно довода ответчика о продлении сроков доставки вагонов в связи с их промывкой суд отмечает, что пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 27, такое обстоятельство в качестве основания продления сроков доставки не предусмотрено.

Ссылки ответчика на продление сроков доставки вагонов в связи с исправлением их технического состояния и неприема станцией назначения по причинам зависящим от грузополучателя не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки, в том числе в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам. Пункт 6.6. указанных Правил в качестве основания продления сроков указывает на задержку вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.

В силу подпункта 6.7 пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом о причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет в двух экземплярах акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается соответствующая отметка с указанием факта задержки, причин, сроков, реквизитов акта общей формы. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.

Применительно к указанным правилам факт обоснованной задержки вагонов железной дорогой не подтвержден, поскольку ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащим образом оформленных доказательств. Как следует из материалов дела, железнодорожные накладные не имеют отметок о задержке и календарного штемпеля, а также подписи уполномоченного лица. Акты общей формы о причинах задержки вагонов ответчиком не представлены.

Кроме того, ответчиком не представлено доказательств неисправности вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика. Все вагоны являлись порожними, поэтому ссылка на из задержку ввиду невозможности выгрузки является несостоятельной.

Таким образом, расчет пени произведен истцом в соответствии с требованиями закона и представленными в дело доказательствами, поэтому требования истца являются правомерными.

Ответчик заявил об уменьшении размера предъявленной к взысканию неустойки в связи с ее несоразмерностью. В обоснование указанного ходатайства ответчик указал на чрезмерно высокий размер неустойки, что в 400 раз превышает неустойку, рассчитанную в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, а также на значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, незначительный период просрочки, что свидетельствует о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.

Истец против уменьшения размера неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации возразил, сославшись на недоказанность ответчиком оснований для ее уменьшения.

По правилам пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 42 Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда от 01.07.1996 № 6/8 подлежащая уплате неустойка может быть уменьшена судом, если она явно несоразмерна последствиями нарушения обязательства.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.

Ответчик должен обосновать явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Поскольку в силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов).

При этом не могут служить основанием для снижения неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения; о неисполнении обязательств контрагентами; о наличии задолженности перед другими кредиторами; о наложении ареста на денежные средства или иное имущество ответчика; о непоступлении денежных средств из бюджета; о добровольном погашении долга полностью или в части на день рассмотрения спора; о выполнении ответчиком социально-значимых функций; о наличии у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, процентов по договору займа); о невозможности начисления процентов на сумму долга после расторжения договора и другие аналогичные по характеру доводы.

При рассмотрении вопроса о снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд исходит из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по договорам кредита), так как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. В связи с этим снижение судом суммы неустойки, подлежащей уплате кредитору, ниже среднего размера платы по кредитам, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника в период нарушения денежного обязательства, допускается в исключительных случаях. Доказательства среднего размера такой платы представляются ответчиком, однако могут быть опровергнуты истцом. Присужденная судом денежная сумма, во всяком случае, не может быть меньше чем та, которая была бы начислена на сумму долга исходя из двойной учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку неустойка носит зачетный характер по отношению к убыткам (статья 394 Гражданского кодекса Российской Федерации) при заявлении о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 Кодекса на ответчика, по сути, возлагается бремя доказывания размера предполагаемых убытков истца. Поэтому доводы ответчика о чрезмерно высоком размере неустойки, в том числе по отношению к ставке рефинансирования Банка России сами по себе не являются основанием для ее снижения до размера последней, поскольку убытки кредитора могут превышать данные значения. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 указывает на использование судами упомянутой процентной ставки в качестве одного из возможных критериев на этапе определения достаточного размера неустойки, то есть когда ответчиком посредством иных доказательств подтверждена необходимость ее уменьшения.

Вместе с тем, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 не отменны положения пункта 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, согласно которому при определении оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может учитывать обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товара, сумма договора и т.п.)

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушений обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных законом, направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требований статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 № 263-О; от 14.03.2001 № 80-О).

Таким образом, применяя статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд, исходя из всей совокупности материалов дела и доводов сторон, устанавливает возможность снижения суммы неустойки, руководствуясь принципом справедливости, но с учетом состязательности арбитражного процесса и распределения бремени доказывания.

Обстоятельствами, позволяющими уменьшить размер неустойки, применительно к настоящему спору является незначительный период просрочки, который в большинстве случаев составил от одного до двух дней, а также высокая ставка неустойки.

Нарушенное ответчиком обязательство не является денежным, поэтому прямое сравнение начисленной неустойки со ставкой рефинансирования Банка России некорректно. Вместе с тем, штраф исчисляется в процентом соотношении от стоимости перевозки, поэтому, учитывая право ответчика на получение вознаграждения за выполненные перевозки, суд не может допустить чрезмерного уменьшения провозной платы.

Кроме того, возражая против снижения неустойки, истец не представил суду доказательств ее соразмерности последствиям нарушения обязательств. Факт установления размера неустойки законом не препятствует ее уменьшению.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным снизить сумму неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на 10%, то есть до 170635 руб. 06 коп. Суд полагает, что такой размер ответственности достаточен для обеспечения восстановления нарушенных прав истца и соответствует принципам добросовестности и разумности.

При таком исходе дела, судебные расходы, состоящие из расходов по оплате государственной пошлины, в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181, 182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295), г. Москва, в лице филиала «Горьковская железная дорога», г. Нижний Новгород, в пользу открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» (ОГРН 1077758336985), г. Москва, 170635 руб. 06 коп. пени, а также 6687 руб. 84 коп. расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если оно не будет отменено или изменено таким постановлением.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья К.А. Логинов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-9444/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 19 июля 2013

Поиск в тексте