• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 17 июля 2013 года Дело N А43-4084/2013

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Беляниной Евгении Владимировны (шифр 37-156),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дурандиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению открытого акционерного общества "Аптеки Сарова" (ОГРН 1105254000796, ИНН 5254482974)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Сарове Нижегородской области

о признании недействительным решения от 22.01.2013 №06200113РК0000462/9,

при участии

от заявителя (10.07.2013): Тимошкина В.А. (доверенность от 09.11.2012 со сроком действия до 09.11.2013),

от ответчика: не явился; ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

в судебном заседании 10.07.2013 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ до 17.07.2013,

установил:

Открытое акционерное общество "Аптеки Сарова" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (заявление от 22.03.2013), к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сарове Нижегородской области о признании недействительным решения от 22.01.2013 №06200113РК0000462/9 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Заявитель настаивает на правомерности применения им льготы, установленной пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, в отношении всех физических лиц, работавших у него в спорный период, поскольку, по его мнению, данная льгота распространяется на страхователя, коим является именно заявитель, а не на конкретных работников, работающих у страхователя.

Отзывом на заявление ответчик заявленные требования отклонил; полагает, что пониженные тарифы страховых взносов могут применяться аптечными организациями только в отношении тех физических лиц, которые вправе осуществлять фармацевтическую деятельность, то есть имеющих дипломы о высшем (среднем) фармацевтическом образовании и сертификаты специалиста.

В соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие ответчика.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Заявитель имеет лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля фармацевтическими товарами) от 12.05.2010 №ЛО-52-02-000288, от 06.04.2011 №ЛО-52-02-000530 и является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, что подтверждается уведомлением соответствующего налогового органа от 20.01.2011 №1170126.

09.08.2012 заявитель представил в орган Пенсионного фонда РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР за полугодие 2012 года, где применил пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех физических лиц, работавших у него в спорный период.

07.09.2012 заявитель представил в орган Пенсионного фонда РФ первый уточненный расчет по форме РСВ-1 ПФР за полугодие 2012 года, где применил пониженные тарифы страховых взносов в отношении только тех физических лиц, работавших у него в спорный период, которые имели дипломы о высшем (среднем) фармацевтическом образовании и сертификаты специалиста; 10.09.2012 заявитель перечислил недостающую сумму страховых взносов (платежные поручения от 10.09.2012 №№2592, 2593, 2594).

01.11.2012 заявитель представил в орган Пенсионного фонда РФ второй уточненный расчет по форме РСВ-1 ПФР за полугодие 2012 года, где применил пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех физических лиц, работавших у него в спорный период (то есть фактически восстановил первичный расчет).

Данный расчет был проверен органом Пенсионного фонда РФ в камеральном порядке. В ходе проведения камеральной проверки органом Пенсионного фонда РФ было установлено, что дипломы о высшем (среднем) фармацевтическом образовании и сертификаты специалиста имеются только у 61 физического лица.

По результатам камеральной проверки органом Пенсионного фонда РФ был составлен акт от 12.12.2012 №06200130014136/9 и, после рассмотрения возражений по акту, было принято решение от 22.01.2013 №06200113РК0000462/9 (взамен решения от 22.10.2012 №06200112РК0013428/2, вынесенного по результатам камеральной проверки первого уточненного расчета по форме РСВ-1 ПФР за полугодие 2012 года), которым заявитель был привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 25 106 руб. 73 коп. за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, - неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов.

Не согласившись с данным решением органа государственного внебюджетного фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно пункту 1 статьи 18, подпункту 1 пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ) и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.

В соответствии с частью 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в течение 2012 - 2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 данной статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд РФ - 20%, Фонд социального страхования РФ - 0%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0%.

Пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Пунктом 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется, в том числе, аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение), которое устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая аптечные организации.

Согласно пункту 2 Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению, а именно: оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения; хранение лекарственных средств и лекарственных препаратов для медицинского применения; перевозка лекарственных средств и лекарственных препаратов для медицинского применения; розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения; отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения; изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.

Из изложенных правовых норм следует, что фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которых наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.

Поскольку, как следует из материалов дела, заявитель имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании лицензии, и является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, надлежит признать, что он относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

При этом суд считает, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы страховых взносов для страхователя, а не для конкретных работников, работающих у страхователя. Поскольку именно заявитель осуществляет фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов, он имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в его деятельности.

Доводы органа Пенсионного фонда РФ о неприменимости пониженных тарифов страховых взносов, установленных частью 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, в отношении работников заявителя, не имеющих дипломов о высшем (среднем) фармацевтическом образовании и сертификатов специалиста, судом не принимаются - как основанные на неверном толковании норм права.

Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Согласно пункту 2 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в пункте 1 данной статьи.

Из изложенных правовых норм следует, что работники аптечной организации самостоятельно фармацевтическую деятельность не осуществляют; такую деятельность осуществляет аптечная организация.

Таким образом, позиция органа Пенсионного фонда РФ о возможности применения пониженных тарифов страховых взносов только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу физических лиц, имеющих дипломы о высшем (среднем) фармацевтическом образовании и сертификаты специалиста, представляется суду неправомерной.

При изложенных обстоятельствах надлежит признать, что привлечение заявителя к ответственности в порядке пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ за неуплату страховых взносов является неправомерным.

Кроме того, в силу пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей данного Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности; в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В нарушение требований данной нормы решение органа Пенсионного фонда РФ от 22.01.2013 №06200113РК0000462/9 не содержит указания на размер выявленной недоимки; то есть, в принципе, неясно, за неуплату каких страховых взносов заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт органа государственного внебюджетного фонда, как не соответствующий закону и нарушающий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, должен быть признан недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Судебные расходы, понесенные заявителем и состоящие из государственной пошлины, с учетом пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» относятся на ответчика.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сарове Нижегородской области от 22.01.2013 №06200113РК0000462/9 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

2. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сарове Нижегородской области в пользу открытого акционерного общества "Аптеки Сарова" (ОГРН 1105254000796, ИНН 5254482974; зарегистрирован 30.04.2010 Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Нижегородской области; Нижегородская обл., г.Саров, пр-кт Мира, д.2) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп.

3. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

4. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через принявший решение арбитражный суд первой инстанции.

Судья Е.В. Белянина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-4084/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 17 июля 2013

Поиск в тексте