АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 июля 2013 года Дело N А53-12661/2013

Резолютивная часть решения оглашена  «25» июля 2013 г.

Полный текст решения изготовлен  «25» июля 2013 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амзоян И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мартыновского района Ростовской области

к индивидуальному предпринимателю Комиссарову Анатолию Александровичу (ИНН 610700297198, ОГРНИП 304610736600181)

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи  14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя: представитель Стрельцов Е.М., удостоверение;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель не явился,

установил: прокурор Мартыновского района Ростовской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением  о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Комиссарова Анатолия Александровича (далее - ИП Комиссаров А.А.) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируемого как поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию).

Согласно правилам, установленным статьями 136 и 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству.

С учетом достаточности представленных документов для рассмотрения вопроса о назначении судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что характер спорного правоотношения и подлежащее применению законодательство определены, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела установлены, а также с учетом сроков рассмотрения дела, суд считает подготовку дела к судебному разбирательству завершенной.

С учетом мнения сторон суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и вынес протокольное определение о назначении рассмотрения дела в судебном заседании Арбитражного суда Ростовской области и продолжении судебного разбирательства в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявление, просил привлечь ИП Комиссарова А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуальный предприниматель Комиссаров А.А. в  судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается материалами дела. Кроме того, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие предпринимателя.

Изучив представленные материалы, выслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

06.06.2013 прокуратурой Мартыновского района Ростовской об­ласти в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Закона Российской Федерации  «О прокуратуре Российской Федерации», совместно с сотрудниками ОМВД России по Марты­новскому району Ростовской области проведена проверка деятельности ИП Комиссарова А.А. по розничной торговле про­довольственными товарами, осуществляемой в торговом павильоне, располо­женном по адресу: Ростовская область, Мартыновский район, сл. Большая Мар­тыновка, ул. Ленина, д. 136.

В ходе проверки деятельности ИП Комиссаров А.А., выявлен факт реа­лизации алкогольной продукции, а именно: пиво «Большая кружка янтарное», объёмом 1,5 л., дата выпуска 16.03.2013, в количестве 1 шт.; пиво «Большая кружка Янтарное», объёмом 1,5 л., дата выпуска 29.03.2013, в количестве 1 шт.; пиво «Дон живое», объёмом 1,5 л., дата выпуска 29.04.2013, в количестве 1 шт.; пиво «Дон классическое», объёмом 1,5 л., дата выпуска 30.03.2013, в количестве 1 шт.;  пиво «Дон классическое», объёмом 1,5 л., дата выпуска 15.12.2012, в количестве 1 шт.;  пиво «Арсенальное», объёмом 0,5 л., дата выпуска 02.11.2012, в количестве 1 шт.;  пиво «Арсенальное традиционное», объёмом 0,5 л., дата выпуска 16.01.2013, в количестве 1 шт.; пиво «Балтика 7», объёмом 0,5 л., дата выпуска 10.01.2013, в количестве 1 шт.;  пиво «Хольстен», объёмом 0,5 л., дата выпуска 28.02.2013, в количестве 1 шт.;  пиво «Прага», объёмом 0,5 л., дата выпуска 01.04.2013, в количестве 1 шт.;  пиво «Прага», объёмом 0,5 л., дата выпуска 26.04.2013, в количестве 1 шт.;  пиво «Дон классическое», объёмом 0,5 л., дата выпуска 19.08.2012, в количестве 2 шт.;  пиво «Дон классическое», объёмом 0,5 л., дата выпуска 12.12.2011, в количестве 1 шт.; пиво «Дон живое», объёмом 0,5 л., дата выпуска 06.03.2013, в количестве 5 шт.; пиво «Жигулевское», объёмом 0,5 л., дата выпуска 06.03.2013, в количестве 1 шт.;  пиво «Жигулевское», объёмом 0,5 л., дата выпуска 04.05.2013, в количестве 1 шт.;  пиво «Жигулевское», объёмом 0,5 л., дата выпуска 02.04.2013, в количестве 1 шт.;  пиво «Туборг блэк», объёмом 0,5 л., дата выпуска 31.08.2012, в количестве 1 шт.;  пиво «Туборг блэк», объёмом 0,5 л., дата выпуска 11.11.2012, в количестве 1 шт., при отсутствии надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, справок к товарно-транспортным накладным и сертификатов соответствия.

Указанная алкогольная продукция изъята из оборота и находится на ответственном хранении в прокуратуре Мартыновского района Ростовской области (протокол изъятия вещей и документов от 06.06.2013).

Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра помещений, территорий от 06.06.2013.

07.06.2013 прокурором Мартыновского района Ростовской области вынесено постановление в отношении ИП Комиссарова А.А. о возбуждении дела об административном правонарушении. Копия постановления получена предпринимателем в этот же день, о чем свидетельствует его подпись.

В соответствии со статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя  к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что данный Закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона.

Статьей 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ в перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, включены:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

Обязанность продавца алкогольной продукции иметь товарно-транспортную накладную и справку к товарно-транспортной накладной предусмотрена также пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила). В пункте 12 Правил указано, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя по его требованию с сертификатом или декларацией о соответствии.

Таким образом, приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что реализация алкогольной продукции должна осуществляться только при наличии товаросопроводительных документов, подтверждающих ее легальность - сертификатов соответствия, товаротранспортных накладных, справок к товарно-транспортным накладным.

Поскольку документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, не были предоставлены в ходе проверки, прокурор правильно квалифицировал действия предпринимателя по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.06.2013, протоколом осмотра помещений, территорий от 06.06.2013 и другими материалами дела подтверждается факт реализации предпринимателем алкогольной продукции с нарушением действующего законодательства.

Кроме того, согласно заявлению ИП Комиссарова А.А., вину он признал, в содеянном раскаялся и обязался в дальнейшем аналогичных правонарушений не совершать.

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 Кодекса документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное, суд считает факт совершения ИП Комиссаровым А.А. административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью подтвержденным материалами дела.

Доказанность самого факта правонарушения свидетельствует о наличии вины  правонарушителя.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Данный факт предпринимателем не оспаривается.

ИП Комиссаров А.А. присутствовал при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, с указанным постановлением ознакомлен, копию получил, о чем свидетельствует его роспись.

Кроме того, в своих объяснениях ИП Комиссаров А.А., данных им прокурору Мартыновского района Ростовской области указал, что факт совершения правонарушения он признает.

Факт невыполнения  Федерального законодательства в части реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов по причине  незнания законодательства, судом  не  принимается, поскольку  нарушение  установленных  Федеральным законом  правовых норм  не  вызывалось для  предпринимателя  чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами.

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной  ответственности последние обязан учитывать.

Как следует из материалов дела, предприниматель ранее не привлекался к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения.

Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии смягчающего административную ответственность предпринимателя обстоятельства.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность, при рассмотрении административного дела судом не установлено.

Вместе с тем, совершение указанного правонарушения нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, предпринимателю или государству. Таким образом, в случае применения положений ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административные органы обязаны исходить из социальной опасности совершенного деяния.