• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 25 июля 2013 года Дело N А43-27038/2012

Резолютивная часть объявлена 21 июня 2013 года

решение в полном объеме изготовлено 24 июля 2013 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Кабанова Владимира Петровича (шифр 42-366),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.А.Поляковой рассмотрев заявление открытого акционерного общества «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» (ОАО «ЗМУ КЧХК»), г. Москва (ИНН 4312138386, ОГРН 1084312001201), о признании решения № 10408000/250712/89 от 25.07.2012 Нижегородской таможни и требования об уплате таможенных платежей № 387 от 06.08.2012 г. недействительными.

при участии представителей сторон:

от заявителя - Пушкарев Д.В. (доверенность от 30.12.2011),

от ответчика - Виноградова Н.Г. (доверенность от 27.11.2012)

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» (ОГРН 1084312001201, ИНН 4312138386), , г. Москва, с заявлением о признании решения № 10408000/250712/89 от 25.07.2012 Нижегородской таможни и требования об уплате таможенных платежей № 387 от 06.08.2012 г. недействительными.

Данное дело объединено с делами №А43-27504/2012 (шифр 42-674) по заявлению ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» (ОГРН 1084312001201, ИНН 4312138386),, г. Москва, о признании решения № 10408000/250712/88 от 25.07.2012 Нижегородской таможни и требования об уплате таможенных платежей № 394 от 07.08.2012 г, № 395 от 07.08.2012 г., № 388 от 06.08.2012 г., №391 от 06.08.2012 г.; дело №А43-27099/2012 по заявлению открытого акционерного общества «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» (ОГРН 1084312001201, ИНН 4312138386), г. Москва, о признании недействительными решения от 25.07.2012 № 10408000/250712/92 об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа и требование об уплате таможенных платежей от 06.08.2012 № 384, вынесенных Нижегородской таможней в отношении заявителя.; дело № А43-27098/2012 по заявлению открытого акционерного общества «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» (ОГРН 1084312001201, ИНН 4312138386), г. Москва, о признании недействительными решения от 25.07.2012 № 10408000/250712/91 об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа и требование об уплате таможенных платежей от 06.08.2012 № 385, вынесенных Нижегородской таможней в отношении заявителя, в одно производство.

Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика требования отклонил по основаниям изложенным в отзыве и в ходе судебного заседания.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела суд установил следующее.

Нижегородской таможней вынесены следующие акты решения № 10408000/250712/89 от 25.07.2012, № 10408000/250712/88 от 25.07.2012, № 10408000/250712/92 от 25.07.2012, № 10408000/250712/91 от 25.07.2012 требования об уплате таможенных платежей № 387 от 06.08.2012 г, № 394 от 07.08.2012 г, № 395 от 07.08.2012 г., № 388 от 06.08.2012 г., №391 от 06.08.2012 г, от 06.08.2012 № 384, от 06.08.2012 № 385.

Не согласившись с данными актами заявитель обратился в суд. Рассмотрев представленное заявление, суд счел его подлежащим удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Пунктом 3 статьи 3 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» предусмотрено, что ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ от 23.12.2006 № 795) в отношении Товара на день регистрации ДТ Гс 03.01.2012 по 17.02.2012) была установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере, равном нулю.

Согласно п. 1 ст. 72 ТК ТС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за срвершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Пунктом 2 указанной статьи ТК ТС предусмотрено, что виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии со статьей 126 Федерального закона от 27.11.2010 № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ) для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Согласно части 1 статьи 130 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ.

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863.

В Письме от 30.11.2011 № 01-11/58348 «О применении Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863» Федеральная таможенная служба сообщила, что под товарами, облагаемыми вывозными таможенными пошлинами, понимаются товары, в отношении которых установлена ставка вывозной таможенной пошлины, в том числе равная нулю.

При декларировании Товара (в период с 03.01.2012 по 17.02.2012) расчет сумм таможенных сборов за таможенные операции был произведен Обществом, исходя из ставок таможенных сборов, установленных п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 (в зависимости от таможенной стоимости Товара). Данный пункт Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 устанавливает ставки таможенных сборов в отношении товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Как указывалось выше, ставка вывозной таможенной пошлцны в отношении Товара была равна нулю, с учетом разъяснений ФТС России в письме от 30.11.2011 № 01- 11 58348, Товар подпадал под категорию товаров, облагаемых вывозным^ таможенными пошлинами.

Таким образом, для целей исчисления таможенных пошлин и сумм таможенных сборов Обществом при декларировании Товара были применены ставки, которые действовали на день регистрации таможенным органом ДТ, то есть на даты с 03.01.2012 по 17.02.2012. В указанный период действовали ставки таможенных сборов, установленные постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 М 863 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 г. № 724 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863». Ставки вывозных таможенных пошлин на Товар были установлены постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 № 795 в редакции Постановления Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 65 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды удобрений, вывозимые за пределы государств-участников соглашений о таможенном союзе».

Между тем, Таможенный орган при принятии решения руководствовался постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 № 88, вступившим в силу с 21.02.2012 и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01,2012.

В частности, постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 № 88 в отношении Товара ставка вывозной таможенной пошлины не установлена. Следовательно, при совершении таможенных операций в отношении Товара таможенные сборы должны уплачиваться по ставкам, согласно пункту 1(1) данного Постановления, устанавливающего ставки таможенных сборов в отношении товаров, не облагаемых зывозными таможенными пошлинами.

Поскольку ставка таможенных сборов, предусмотренная п. 1(1) Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 № 88, составляет 50 000 рублей и является большей по сравнению со ставками, предусмотренными п. 1 данного Постановления, то Таможенным органом предписано Обществу произвести доплату сумм таможенных сборов по ДТ в размере 324 000 рублей. ,

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2010 № 511 -ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ установлено, что положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.

Исходя из изложенного, следует, что положения Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 № 88, ухудшающие положение ОАО «ЗМУ КЧХК» в результате увеличения сумм таможенных сборов, не могут иметь обратной силы, поскольку в силу прямого указания в ТК ТС и Федеральном законе от 27.11.2010 № ЗП-ФЗ для целей исчисления таможенных пошлин и сумм таможенных сборов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

На основании изложенного, оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 182, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования открытого акционерного общества «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» (ОГРН 1084312001201, ИНН 4312138386), г. Москва,- удовлетворить.

Признать недействительными ненормативные акты, а именно:

- решение вынесенное Нижегородской таможней № 10408000/250712/89 от 25.07.2012;

- требование об уплате таможенных платежей № 387 от 06.08.2012 г;

- решение вынесенное Нижегородской таможней № 10408000/250712/88 от 25.07.2012;

- требование об уплате таможенных платежей № 394 от 07.08.2012 г;

- требование об уплате таможенных платежей № 395 от 07.08.2012 г.;

- требование об уплате таможенных платежей № 388 от 06.08.2012 г.;

-требование об уплате таможенных платежей №391 от 06.08.2012 г;

- решение от 25.07.2012 № 10408000/250712/92 об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа

- требование об уплате таможенных платежей от 06.08.2012 № 384,

- решение от 25.07.2012 № 10408000/250712/91 об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа

- требование об уплате таможенных платежей от 06.08.2012 № 385

решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента принятия.

решениеможет быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решениеможет быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, с учетом требований статьи 273 АПК РФ.

Судья В. П. Кабанов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-27038/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 25 июля 2013

Поиск в тексте