АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 15 июля 2013 года Дело N А40-9544/2013

Резолютивная часть решения объявлена 3 июля 2013 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Козлова В.Ф. единолично

при ведении протокола судебного заседания секретарем Казаниным Р.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело (шифр судьи 53-89) по иску

Префектуры Восточного административного округа города Москвы (ОГРН 1027700559127 ИНН 7718112909 дата г.р. 28.02.2002) к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Альбена» (ОГРН 1037739552124 ИНН 7718094921 дата г.р. 21.12.1993) о признании объекта самовольной постройкой и сносе самовольной постройки, третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674, дата г.р. 15.11.1991), Комитет государственного строительного надзора города Москвы (ОГРН 1067746784390), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745, дата г.р. 03.11.2009), при участии: от истца - Теплова О.Н. по доверенности от 14.05.2013 № 01-13-3735/13, от ответчика - Корнюшин И.Ю. по доверенности от 01.04.2013, от третьих лиц - не явились, извещены

установил:

В Арбитражный суд города Москвы обратилась Префектура ВАО города Москвы с иском к ответчику ООО «Альбена» о признании объекта площадью 84,6 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Хабаровская, д. 27, стр. 1 самовольной постройкой и сносе самовольной постройки с предоставлением истцу права на снос в случае неисполнения решения суда в течение 30 дней после вступления в законную силу с последующим взысканием расходов с ответчика.

В обоснование заявленных требований истец сообщает, что ответчик построил объект недвижимости без исходно-разрешительной документации на земельном участке, не отведенном для целей капитального строительства.

Ответчик иск не признал, в отзыве сообщил, что объект возведен на земельном участке, предоставленном для строительства торгового павильона, на основании разрешения ОАТИ и принят в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии.

Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии искового заявления производству, о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте Арбитражного суда г. Москвы: http://www.msk.arbitr.ru.

Выслушав представителей сторон, изучив представленные доказательства, суд установил следующее.

Комиссией по определению инвестора на строительство торгового комплекса из быстровозводимых конструкций на территории Восточного АО (протокол от 16.11.1995 № 9) ТОО «Альбена» утверждено инвестором-застройщиком быстровозводимого торгового павильона площадью 72 кв.м для сезонной торговли продуктами питания.

В соответствии с распоряжением Префекта Восточного АО г. Москвы от 29.11.1995 № 1884 «О предоставлении земельного участка во вли. 27 по Хабаровской ул. товариществу «Альбена» под строительство и эксплуатацию торгового павильона по результатам окружного конкурса», между Правительством Москвы в лице Московского земельного комитета (арендодатель) и ТОО «Альбена» (арендатор) был заключен договор от 28.09.1995 № М-03-500369 аренды земельного участка площадью 72 кв. м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Хабаровская ул., вл. 27, под строительство торгового павильона сроком на 4 года 11 месяцев и 30 дней.

В период с января 1996 г. по май 1996 г. на основании распоряжения Префекта Восточного АО г. Москвы от 29.11.1995 № 1884, градостроительного заключения от 22.02.1995 № 6/54, ордера ОАТИ от 15.01.1996 № 96030013 на новое строительство торгового павильона из легких металлоконструкций, ответчиком был возведен павильон из легких металлоконструкций по адресу г. Москва, Хабаровская ул., д. 27, принятый в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссией от 22.10.1996, утвержденному распоряжением первого заместителя префекта Восточного АО г. Москвы от 26.11.1996 № 1857.

27 мая 1997 г. Комитетом по управлению имуществом Москвы товариществу «Альбена» выдано свидетельство серия А 0009561 о внесении в реестр собственности здания по адресу: г. Москва, ул. Хабаровская, д. 27, с. 1 площадью 84,6 кв.м со сроком действия до 28.09.2000.

22 января 2003 г. Московским городским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании свидетельства серия А 0009561 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности ООО «Альбена» на здание площадью 84,6 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Хабаровская, д. 27, стр. 1, запись 77-01/03-689/2002-36.

В настоящее время земельно-правовые отношения оформлены договором аренды от 08.02.2007 № М-03-508032 земельного участка площадью 72 кв.м для эксплуатации торгового павильона, являющего некапитальным объектом (движимым имуществом) со сроком действия до 12 декабря 2011 г.

Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Восточного АО (протокол от 12.12.2012 № 10, вопрос 1.8) принято решение обратиться в арбитражный суд с иском о признании объекта самовольной постройкой и его сносе.

Суд признает исковые требования о признании объекта самовольной постройкой не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможные способы защиты гражданских прав.

Обращаясь в суд истец должен обосновать наличие у него материально-правовой заинтересованности в деле и указать, на защиту каких именно его субъективных прав и законных интересов направлены исковые требования, какие права истца могли бы быть защищены (восстановлены) в случае удовлетворения иска.

Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

На основании п. 2.2.9, 2.2.10 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» к компетенции префектуры административного округа города Москвы отнесено принятие мер к сносу самовольных построек в административном округе, в т.ч. посредством предъявления иска в суд.

Признание объекта самовольной постройкой является в этом случае основанием для удовлетворения иска о его сносе.

Вместе с тем, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами не предусмотрено предъявление иска о признании объекта самовольной постройкой в качестве самостоятельного способа защиты права, поскольку удовлетворение такого иска не приведет к восстановлению нарушенного права истца. Признание объекта самовольной постройкой не может быть предметом самостоятельного требования, а должно быть предметом доказывания по требованию, заявленному с использованием установленных законом способов защиты права в целях восстановления нарушенного или оспариваемого права.

Надлежащим способом защиты нарушенного права в случае самовольного строительства является иск, направленный на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, т.е. иск о сносе.

Исковые требования о сносе суд признает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В силу названной нормы в предмет доказывания по спору о признании объекта самовольной постройкой входит установление свойств спорного объекта как недвижимой вещи, обстоятельств предоставления земельного участка, выдачи разрешения на строительство и соблюдении при осуществлении строительства градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Согласно материалам дела правоустанавливающих документов (р.н. 77-01/03-689/2002-36), основанием для государственной регистрации права собственности ответчика явились договор аренды земельного участка от 28.09.1995 № М-03-500369, распоряжение Префекта Восточного АО г. Москвы от 29.11.1995 № 1884, акт государственной приемочной комиссией от 22.10.1996, утвержденный распоряжением первого заместителя префекта Восточного АО г. Москвы от 26.11.1996 № 1857, свидетельство серия А 0009561 о внесении в реестр собственности, выданное 27 мая 1997 г. Комитетом по управлению имуществом Москвы.

В свидетельстве о государственной регистрации права собственности ООО «Альбена» от 22.01.2003 на бланке 77 АА № 120630 в качестве документа-основания указано свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы серия А 0009561, от 27 мая 1997 г.

Согласно п. 5.1 договора аренды от 28.09.1995 № М-03-500369, земельный участок предоставлен с целью строительства торгового павильона на основании распоряжения Префекта Восточного АО г. Москвы в соответствии с полномочиями, предоставленными п. 1 раздела IV Основных принципов организации процесса подготовки разрешительной документации на проектирование, строительство объектов в г. Москве, утвержденных Распоряжением Мэра Москвы от 19 марта 1993 г. № 168-РМ.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство осуществляется на основании разрешения на строительство.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" функции выдачи разрешения на строительство заказчику (застройщику) предоставлены органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Пунктами 1.4, 1.5 постановления Правительства г. Москвы от 19 апреля 1994 г. № 336 "О дополнительных мерах по упорядочению свободной (уличной) торговли и организации вещевых рынков Москве" было предусмотрено возведение быстровозводимых торговых комплексов в целях сокращения числа киосков и палаток.

Изданными в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Москвы распоряжениями премьера Правительства Москвы от 29 июня 1994 г. № 1156-РП "О строительстве быстровозводимых торговых комплексов в Москве" и от 30 декабря 1994 г. № 2565-РП был установлен следующий порядок размещения быстровозводимых торговых комплексов в г. Москве.

Префектурами административных округов с участием Департамента потребительского рынка и услуг и Москомархитектуры на конкурсной основе осуществлялся подбор инвесторов (юридических или физических лиц) для строительства быстровозводимых торговых комплексов (п. 1 распоряжениями премьера Правительства г. Москвы от 30.12.1994 №2565-РП).

В случаях, когда принимались решения о строительстве быстровозводимых торговых комплексов взамен сносимых киосков, вопрос о проведении конкурсов рассматривался комиссиями административных округов совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг и Москомархитектурой, которые рассматривали и согласовывали на стадии эскизных проектов и заданий на проектирование предложений по строительству быстровозводимых торговых комплексов в Москве. Решения по предоставлению земельных участков во временное пользование под строительство быстровозводимых торговых комплексов принимались при наличии вышеуказанных согласований (п. 2 Распоряжениями премьера Правительства Москвы от 30 декабря 1994 г. № 2565-РП).

Инвестор, получивший право на строительство быстровозводимого торгового комплекса был обязан, в числе прочего, оформить в Москомземе договор краткосрочной аренды земельного участка (п. 4.1 Распоряжениями премьера Правительства Москвы от 30 декабря 1994 г. № 2565-РП).

Таким образом, действовавшим в период возведения спорного объекта порядком размещения быстровозводимых торговых комплексов - нестационарных объектов, решение указанного вопроса входило в компетенцию префектуры административных округов города Москвы с участием Департамента потребительского рынка и услуг и Москомархитектуры. Земельные участки под размещение указанных временных строений предоставлялись на условиях краткосрочной аренды.

Именно вышеуказанный порядок и был соблюден при согласовании размещения спорного объекта.

Указанная разрешительная процедура относится только к размещению быстровозводимых павильонов, которые являются нестационарными объектами, что подтверждается также и последующими законодательными актами города Москвы, а именно: абз. 2 главы II Закона города Москвы от 28 февраля 1996 г. № 7-18 "О порядке подготовки предложений и выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли и услуг", которым быстровозводимые павильоны и комплексы из легких конструкций определены как нестационарные объекты; п. 1 Положения о порядке подготовки предложений и выдачи патентов на размещение и эксплуатацию нестационарных объектов торговли и услуг, утвержденным распоряжением Мэра Москвы от 28 октября 1996 г. №429/1-РМ, согласно которому быстровозводимые торговые комплексы и павильоны определены как нестационарные объекты торговли и услуг; распоряжением Мэра Москвы от 30 марта 1998 г. № 299-РМ "О дополнительных мерах по упорядочению размещения и строительства некапитальных объектов на территории г. Москвы", который распространялся также на объекты торговли и услуг (киоски, палатки, павильоны, ларьки).

Новое строительство торгового павильона из легких металлоконструкций разрешено ответчику ордером ОАТИ г. Москвы в соответствии с полномочиями, предоставленными постановлением Правительства Москвы от 14.04.1992 N 206 (ред. от 23.06.1992).

Ответчиком на основании разрешения на строительство торгового павильона из легких металлоконструкций был возведен торговый павильон из легких металлоконструкций, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии, выпиской из технического паспорта БТИ.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации надлежащий ввод объекта в эксплуатацию, оформленный документально, удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.

Ввод объекта в эксплуатацию подтверждается актом государственной приемочной комиссией от 22.10.1996, утвержденным распоряжением первого заместителя префекта Восточного АО г. Москвы от 26.11.1996 № 1857.

Таким образом, ответчиком, в соответствии с порядком, установленным для размещения нестационарных торговых объектов, на основании соответствующего разрешения и на предоставленном с этой целью земельном участке был возведен нестационарный торговый объект.

В предмет доказывания по иску о сносе, принимая во внимание действующую на основании ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации классификацию объектов приращения и благоустройства земельного участка на движимые и недвижимые вещи, входит установление физических свойств объекта, относящих его к объектам недвижимого имущества.

Из акта государственной приемочной комиссией от 22.10.1996 следует, что павильон изготовлен из легких металлоконструкций с использованием металлопласта и окон ПВХ. Из выписки из технического паспорта БТИ, выполненной по форме 1б следует, что материалом стен являются металлические панели типа «Сэндвич».

Так как стены торгового комплекса выполнены не из кирпича или иного каменного материала, скрепленного цементирующим составом, то разборка такого сооружения и освобождение земельного участка от строительных конструкций возможна в течение короткого времени, а вторичное использование металлопласта, сэндвич-панелей, зависит от их состояния и технологии демонтажа.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный объект является движимым имуществом: временным некапитальным объектом, и может быть разобран на те же составляющие элементы, используемые при его возведении.

Государственной регистрацией права собственности спорному объекту был неправомерно придан законный статус недвижимости, что влечет обременения земельного участка, на котором находится спорное имущество, ограничивая правомочия города Москвы по его использованию и распоряжению.

В данном случае, права истца на земельный участок могут быть восстановлены иными способами защиты права (абз. 4 п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании ст.ст. 4, 27, 49, 65, 71, 75, 121, 123, 102, 110, 123, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Префектуры Восточного административного округа города Москвы (ОГРН 1027700559127 ИНН 7718112909 дата г.р. 28.02.2002) к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Альбена» (ОГРН 1037739552124 ИНН 7718094921 дата г.р. 21.12.1993) о признании самовольной постройкой объекта площадью 84,6 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Хабаровская, д. 27, стр. 1, и сносе указанной самовольной постройки, отказать.

решениеможет быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья    Козлов В.Ф.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка