АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 22 июля 2013 года Дело N А40-42733/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 22 июля 2013 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гилаевым Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело  по заявлению ЗАО «Тэкс Трейдинг Компани»

к ГУ МЧС России по г. Москве

об оспаривании распоряжения от 27.03.2013 №126-ГО

с участием:

от ответчика: Ботвинов В.Н., удостоверение: 36237, представитель по доверенности от 15 января 2013 №12-25.

установил:

ЗАО «Тэкс Трейдинг Компани» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением к ГУ МЧС России по г. Москве об оспаривании распоряжения от 27.03.2013 №126-ГО о проведении внеплановой выездной и документарной проверки.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемый акт не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, так как проведение проверки не согласовано с органом прокуратуры.

Надлежаще уведомленный в порядке ст. 123 АПК РФ заявитель представителя в суд не направил, через канцелярию суда представил письменные пояснения.

Представитель ГУ МЧС России по г. Москве против заявления возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указал, что оспариваемое распоряжение соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, права и интересы заявителя не нарушены, поскольку согласование проведения проверки с органом прокуратуры в рассматриваемом случае не требуется.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений государственного органа, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, вторым региональным отделом надзорной деятельности Управления по ВАО ГУ МЧС России издано распоряжение № 126-ГО от 27.03.13 г. о проведении внеплановой выездной и документарной проверки в отношении ЗАО «Тэкс Трейдинг Компани» (г. Москва, ул. Кирпичная, д. 22, стр. 1, 2, 4, 5а, 7, 9, 10, 11, 13).

Не согласившись с указанным распоряжением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.

Как следует из оспариваемого распоряжения от 27.03.2013 №126-ГО проверка в отношении ЗАО «Тэкс Трейдинг Компани» проводится с целью контроля выполнения предписания 2 регионального отдела надзорной деятельности Управления по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве по устранению нарушений в области гражданской обороны № 167-ГО от 21.08.2012 г.

В силу положений ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Следовательно, согласно указанной норме Закона, согласование органом прокуратуры внеплановой выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляется применительно к проверкам, проводимым по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона.

В подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 Закона указаны следующие основания проведения внеплановой проверки:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как было указано выше, проверка в отношении ЗАО «Тэкс Трейдинг Компани», назначенная распоряжением ГУ МЧС России по г. Москве от 27.03.2013 №126-ГО, проводится с целью контроля выполнения предписания 2-го регионального отдела надзорной деятельности Управления по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве по устранению нарушений в области гражданской обороны № 167-ГО от 21.08.2012 г.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 названного Закона истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки. Согласование органом прокуратуры проверки в рассматриваемом случае, не требуется.

В соответствии со ст. 13 Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

В соответствии с п. 4) Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 МЧС России осуществляет государственный надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.

Таким образом, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, соответствует нормам действующего законодательства, не создает препятствий заявителю в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, при этом права и законные интересы ЗАО «Тэкс Трейдинг Компани» не нарушены, что в силу ст.198 АПК РФ также исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании ст. 13 ГК РФ, ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 110, 167-170, 199-201 АПК РФ, суд

решил:

Проверив на соответствие Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отказать в удовлетворении требований по заявлению ЗАО «Тэкс Трейдинг Компани» к ГУ МЧС России по г. Москве об оспаривании распоряжения от 27.03.2013 №126-ГО о проведении внеплановой выездной и документарной проверки.

решениеможет быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:     Уточкин И.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка