АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 22 июля 2013 года Дело N А40-49522/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2013г.

Полный текст решения изготовлен 22 июля 2013г.

Арбитражный суд в составе судьи Лапшиной В. В. (шифр 94-467),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобоедовым В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Открытого акционерного общества «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» (ОГРН 1027700481192, 109651, г. Москва, ул. Перерва, д. 9)

к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (ОГРН 1037704036974, 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, к. 1)

об оспаривании постановления от 15.01.2013г. № 1008-539-2/2012 об административном правонарушении

при участии:

От заявителя - Томбасова Е.С. по дов. от 14.05.2013г.

От ответчика - Кузяев К.В. по дов. от 19.11.2012г. № 05-08-4270/12

установил:

ОАО «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями о признании незаконными и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 15.01.2013г. № 1008-539-2/2012 о привлечении к административной ответственности.

Требования мотивированы нарушением порядка привлечения к административной ответственности и отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель ответчика не признал заявленные требования, представил материалы дела об административном правонарушении и письменный отзыв, мотивированный тем, что при проведении проверки в отношении Заявителя были соблюдены все требования КоАП РФ и ФЗ от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вина ОАО «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» в совершении административного правонарушения полностью подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, ответчика, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в арбитражный суд.

Согласно п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение , устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно п.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 08.11.2012 (3 часа) на основании распоряжения от 27.09.2012 №10-2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ОАО «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» расположенного по адресу: г.Москва, ул. Перерва, д.9 на правах собственника.

В ходе проверки установлено, что юридическое лицо ОАО «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» не проводит инвентаризацию отходов, образующихся врезультате деятельности организации (осадок от очистных сооружений), информация о данном отходе не внесена в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют паспорта на отходы I-IV класса опасности, составленные в установленном порядке.

Между тем в ходе хозяйственной и предпринимательской деятельности у ОАО «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» образовываются: отходы осадок очистных сооружений моек автотранспорта/ливневых стоков относящийся к отходам 4 класса опасности.

На основании установления достаточных данных для квалификации правонарушения и установления виновного лица 15.01.2013 г. должностными лицами ответчика вынесено оспариваемое постановление № 1008-539-2/2012, которым ОАО «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000руб.

Не согласившись с данным постановлением, ОАО «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию). Соответствующее толкование понятия «обращения с отходами» дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012г. № 15331 /11.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818.

Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 15 августа 2007 года № 570 (далее - Порядок).

Как уже было отмечено, отсутствие паспортов на опасные отходы является нарушением экологических требований, установленных федеральными законами.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлена обязанность юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию образования отходов и объектов их размещения.

Согласно части 1 статьи 22, части 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Довод заявителя, о том, что Департаментом не доказано наличие события административного правонарушения отклоняется судом, поскольку каких-либо доказательств соблюдения законодательства Заявителем не представлено.

Вина Общества подтверждается Актом проверки от 28.11.2012 №1004-539/2012, протоколом об административном правонарушении от 13.12.2012г.

Суд проверил порядок привлечения заявителя к административной ответственности в порядке ст. 210 АПК РФ.

Вопреки доводам Заявителя, нарушений процессуальных норм права, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, не выявлено.

Представитель ОАО «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» на составление протокола об административном правонарушении 13.12.2013г. не явился.

В материалах административного дела имеется уведомление от 28.11.2012г. № 1004-539-2/2012, полученное 06.12.2012 представителем Общества Нащекиной по доверенности от 16.01.2013 №64.

На рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления представитель Общества также был извещен, что подтверждается уведомлением, полученным Обществом 19.12.2012.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в бездействии юридического лица ОАО «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе отходов производства и потребления.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность",- но данном лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения обществом законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая он него требовалась, в материалах дела не имеется.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности привлечения ОАО «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Кроме того, заявителем пропущен предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ срок для обращения в суд с настоящим заявлением. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока суд признает не подлежащим удовлетворению, поскольку изложенные в нем причины пропуска уважительными не являются и опровергаются представленным ответчиком почтовым уведомлением о вручении копии оспариваемого постановления заявителю 04 марта 2013г., тогда как заявление в суд подано (направлено по почте) 15 апреля 2013г.

Каких-либо иных оснований, указывающих на наличие уважительных причин для пропуска срока, предусмотренного ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не приведено.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд не находит оснований для восстановления пропущенного процессуального срока на подачу заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности и удовлетворения заявленных требований.

В силу ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «ИНТЕРСПОРТКОМПЛЕКТ» (ОГРН 1027700481192, 109651, г. Москва, ул. Перерва, д. 9) о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 15.01.2013г. № 1008-539-2/2012 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ отказать.

решениеможет быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

В.В.Лапшина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка