АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 15 июля 2013 года Дело N А40-49525/2013

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 15 июля 2013 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего - судьи  Корогодова И.В. (139-474)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОАО "Интерспорткомплект"

к Департаменту природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы

о признании незаконным постановления от 15.01.2013 № 1008-539-1/2012

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя - Томбасова Е.С., дов. от 11.06.2013 г. б/н

от ответчика - Камышов Д.А., дов. от 22.01.2013 г. № 05-08-212/13

установил:

ОАО "Интерспорткомплект" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным, отменить постановление постановления Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды города Москвы от 15.01.2013 № 1008-539-1/2012 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 4.36 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

В обоснование заявленных требований ОАО "Интерспорткомплект"  ссылается на недоказанность ответчиком наличия в действиях Общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения.

Заявитель также указывает на нарушение ответчиком порядка привлечения Общества к административной ответственности.

Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого постановления, подтверждение факта совершения ОАО "Интерспорткомплект"  правонарушения материалами административного дела, соблюдение порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.

На обозрение суда в судебное заседание 09.07.2013 г. ответчиком были представлены подлинные материалы административного дела, копии приобщены к материалам дела.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, материалы административного дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с  ч.6  ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение , устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Оспариваемым постановлением от 15.01.2013 № 1008-539-1/2012 ОАО "Интерспорткомплект" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы за не выполнение экологических требований при обращении с отходами об обязательности предоставления сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления в г. Москве за отчетный период 2011 год с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Частью 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы установлена административная ответственность за  непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Как следует из материалов административного дела, 08.11.2012 (3 часа) на основании распоряжения от 27.09.2012 №10-539/2012 сотрудниками ответчика была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ОАО «Интерспорткомплект» расположенного по адресу: г.Москва, ул. Перерва, д.9 на правах собственника.

В ходе проверки Департаментом был выявлен факт того, что ОАО «Интерспорткомплект» не представило в установленный срок данные, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы за 2011 год, являясь при этом лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные.

Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 № 939-ПП «Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в город Москве.

Из п. п. 1.8, 2.8, 3.16, 3.19, 3.21, 3.24.7 и 3.65, Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 г. № 939-ПП, следует, что государственные инспекторы Департамента природопользования наделены полномочиями привлекать лиц, виновных в нарушениях природоохранного законодательства, к административной ответственности.

Вмененное Обществу нарушение требований ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы обусловлено непредставлением, либо несвоевременным представлением данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 « О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасный отходов», ст. 18 Закона города Москвы от 30.11.2005 года № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве», а также Постановления Правительства г. Москвы №34-ПП от 28.01.2003 «О мерах по развитию городской системы сбора и переработки отходов производства и производственного потребления, содержащих вторичное сырье».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию). Соответствующее толкование понятия «обращения с отходами» дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012г. №15331/11.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно п.3 ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В целях реализации данной нормы Закона Правительством Москвы было издано постановление от 14.10.2003 №865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы», которым установлено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления обязаны предоставлять сведения об опасных отходах по установленным таблицам. Данные сведения заносятся в сводный кадастр отходов производства и потребления.

В соответствии с приложением 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП « О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы», определяющим порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 № 939-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охране окружающей среду» данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм. После предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.

Кадастр, представляющий собой периодически пополняемый систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования, и обезвреживания отходов, включает в себя: классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания и реестр объектов размещения.

Согласно п. 2.9 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП « О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы» поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лиц.

Согласно п. 2.10 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП « О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе производственной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, специализирующиеся на переработки (обезвреживании) отходов, занимающиеся транспортировкой отходов, представляют в Департамент сведения об отходах в виде информационных форм.

В соответствии с п. 3 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы», поставщиками информации для банка данных об отходах производства и потребления являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (образованием, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением).

Согласно п.6 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы», после представления и ввода информации в соответствующие разделы Кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.

Таким образом, после предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.

В материалах административного дела отсутствует и заявителем не представлен талон природопользователя за 2011 года на ОАО "Интерспорткомплект". Доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

За несвоевременное предоставление данных, необходимых для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, предусмотрена ответственность - ст. 4.36. Кодекса города Москвы об административных правонарушений.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 4.36 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, выражена в бездействии, (непредставление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления).

Как установлено Департаментом, в нарушение указанных норм действующего законодательства до 01.09.2012 ОАО "Интерспорткомплект", образуя в процессе хозяйственной деятельности вышеуказанные отходы, не предоставило в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм на электронном (1 экз.) и бумажном носителях (1 экз.) за отчетный период 2011 года с предоставлением расчета платы за размещение отходов, согласованного с уполномоченным органом Российской Федерации необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы.

Факт образования отходов у заявителя подтверждается материалами административного дела.

Доводы заявителя о том, что ОАО «Интерспорткомплект» регулярно сдает технические отчеты, так 08.04.2012 года ОАО «Интерспорткомплект» был направлен в адрес Департамента Росприроднадзора по ЦФО технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, что подтверждается отметкой в получении, не принимаются судом, поскольку носят голословный характер, не подтверждены заявителем документально.

В соответствии с п.1. ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.

Имеющиеся в материалах административного дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст.4.36 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность, обусловленную обязанностью своевременного представления искомых сведений о накоплении отходов производства в установленном законом порядке, материалы дела не содержат.

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судом следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1. КоАП РФ. При этом в отличии от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2. КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставиться в зависимости от формы виды, в отношении юридических лиц имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ) Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2. КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

ОАО "Интерспорткомплект" не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП города Москвы предусмотрена административная ответственность.

Суд пришел к выводу, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы.

Выводы, изложенные ответчиком в постановлении от 15.01.2013 № 1008-539-1/2012, документально не опровергнуты заявителем.

Требования ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком соблюдены, что подтверждается уведомлением от 31.10.2012 г. №1004-539/2012 о месте и времени проведения проверки, полученным инженером для эксплуатации Алиевым Б.Б. для передачи руководителю, уведомлением от 28.11.2012 г. №1004-539-1/2012 о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении, полученным 06.12.2012 г., что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции и письмом генерального директора Общества, определением от 13.12.2012 г. № 1004-539-1/2012 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, врученных надлежащим образом, полученным заявителем 19.12.2012 г., что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции. Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела о привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.

Срок, предусмотренный ст. 4.5. КоАП РФ, соблюден.

В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

При вынесении решения суд также учитывает что согласно ч.1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным закон рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренные АПК РФ, с особенностями, установленными главой 25 АПК РФ, и федеральном законе об административных правонарушениях.

В силу ч.2 ст. 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течении десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. Аналогичные положения содержатся и в ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ.

Из материалов административного дела следует, что копия постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы была отправлена посредствам почтовой корреспонденции и вручена заявителю согласно вернувшемуся уведомлению 22.02.2013 г.

Процессуальный срок, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, а также ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ, для оспаривания постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, истек 07.03.2013. При этом, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением только 23.04.2013 г.