АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 22 июля 2013 года Дело N А40-62192/2013

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н. (92-603)

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

ОАО «Завод ИСКОЖ»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

об оспаривании постановления №1212/16/07-12 от 18.02.2013 года

без вызова сторон;

установил:

ОАО «Завод ИСКОЖ» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.02.2013 г. по делу № 1212/16/07-12.

Заявление ОАО «Завод ИСКОЖ» мотивировано тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения не доказан, его вина не установлена, порядок привлечения к административной ответственности нарушен.

определением суда от 28.05.2013г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 227 АПК РФ, о чем стороны извещены надлежащим образом.

Ответчиком представлен письменный отзыв и материалы дела об административном правонарушении.

В письменном отзыве Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве против заявления возражает, ссылаясь на то, что факт совершения заявителем вменяемого правонарушения доказан, его вина установлена, порядок привлечении к административной ответственности соблюден.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

ОАО «Завод ИСКОЖ» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. В обоснование ходатайства заявитель ссылается на позднее получение оспариваемого постановления.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 208 АПК РФ в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Рассмотрев ходатайство, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку приведенные заявителем доводы документально не подтверждены.

В материалах дела доказательства подтверждения причин, на которые ссылается заявитель в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока, не представлены, что лишает суд возможности сделать вывод о достоверности заявленных сведений.

Суд считает, что заявителем не доказан факт пропуска процессуального срока на обжалование оспариваемого постановления по уважительной причине, следовательно, указанный срок в порядке ч. 2 ст. 117 АПК РФ восстановлению не подлежит.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение , устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 21.11.2012 г. № 260/ГЗН-П проведена проверка исполнения ОАО «Завод ИСКОЖ» предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 19.06.2012 г. по делу об административном правонарушении № 290/16/07-12 на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Витебская, вл. 9 площадью 4110 кв. м.

В ходе проведения проверки установлено, что ОАО «Завод ИСКОЖ» в соответствии с распоряжением Префекта ЗАО г. Москвы от 01.08.1994 № 848-РП/817-р предоставлен  земельный участок площадью 4110 кв. м. с кадастровым номером 77:01:0008005:18. 20.07.2012 с ОАО «Завод ИСКОЖ» заключен договор аренды земельного участка № М-07-002565.

По результатам проверки государственным инспектором г. Москвы по использованию и охране земель на основании протокола об административном правонарушении от 20.12.2012 г. № 2001/07 вынесено постановление о назначении административного наказания от 18.02.2013 г. по делу № 1212/16/07-12, в соответствии с которым ОАО «Завод ИСКОЖ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50.000 рублей.

Полномочия должностных лиц Управления предусмотрены п. 2 ч. 2 ст. 23.21 КоАП РФ, Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10, судом не установлено.

Часть 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Арбитражным судом установлено, что Управление Росреестра по Москве правомерно пришло к выводу о наличии в действиях ОАО «Завод ИСКОЖ» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды от 22.06.1995 г. № М-09-002565 ОАО «Завод ИСКОЖ» для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений основного и вспомогательного производства завода искусственных кож предоставлен земельный участок с кадастровым номером 77:01:0008005:18.

Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости и п. 1.1 Договора для земельного участка с кадастровым № 77:01:0008005:18 установлен вид разрешенного использования - «для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений основного и вспомогательного производства завода искусственных кож».

Согласно п. 1.3 Договора приведенное описание целей использования участка является окончательным и именуется в дальнейшем «Разрешенным использованием».

При проведении проверки установлено, что земельный участок с кадастровым № 77:01:0008005:18 используется ОАО «Завод ИСКОЖ» с нарушением установленного вида разрешенного использования земельного участка, а именно: кроме эксплуатации зданий и сооружений основного и вспомогательного производства на земельном участке размещаются автосервис, цех и магазины.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

В соответствии со п.п. 1, 3 ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии с п. 8 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п. 5 ст. 1 ЗК РФ, Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ виды разрешённого использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.

Согласно п.п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.

На основании п. 8 ст. 1 ГрК РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В настоящее время правила землепользования и застройки в городе Москве не утверждены.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относятся установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013г. № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы» Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.

Согласно п. 5.1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013г. № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы» в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения: о внесении изменений в договоры аренды земельных участков (за исключением изменений, связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства) по вопросам изменения их срока действия, а также по вопросам уточнения (изменения) разрешенного использования, и по другим вопросам.

В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровый учет производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов (ст. 16 Закона о кадастре).

С учетом изложенного, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, изменение функционального назначения здания, расположенного на земельном участке, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, и, как следствие, нарушение правового режима земель в составе земель населенных пунктов.

Сведения о предоставлении ОАО «Завод ИСКОЖ» распорядительного документа уполномоченного органа государственной власти, подтверждающего изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым № 77:01:0008005:18, в материалах административного дела отсутствуют.

Таким образом, в результате проверки выявлено нарушение земельного законодательства Российской  Федерации,  ст.  42  Земельного  кодекса Российской Федерации, выразившееся в использовании земельного участка площадью с кадастровым № 77:01:0008005:18 не в соответствии с разрешенным видом использования, а именно: дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений основного и вспомогательного производства завода искусственных кож, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не предприняты меры по их соблюдению.

Суд пришел к выводу о том, что вина ОАО «Завод ИСКОЖ» в совершении вменяемого правонарушения установлена. Юридическое лицо обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, заявитель обязан не только знать нормы гражданского и земельного законодательства, но и обеспечить соблюдение этих норм.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконными и отмены оспариваемых постановлений отсутствуют.

На основании ст.ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.5, ч. 1 ст. 8.8, 25.1, 28.2, 29.7, ч. 3 ст. 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и руководствуясь ст. ст. 64-68, 71, 75, 167-170, 180, 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований по заявлению  Открытого акционерного общества «Завод по производству искусственных кож и пленочных материалов» (ИНН 7704728215, 121354, Москва Город, Витебская Улица, 9, 15) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об оспаривании постановления от 18.02.2013 г. по делу № 1212/16/07-12.

решение подлежит немедленному исполнению.

решениеможет быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья   И.Н. Уточкин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка