АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 23 июля 2013 года Дело N А51-7643/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 23 июля 2013 года.

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Мангер Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Широких Э.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Артель старателей Тернейлесстрой» (ИНН 2528000436, ОГРН 1022500617160, дата государственной регистрации: 11.12.2002)

к  Департаменту лесного хозяйства Приморского края  (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967)

о признании незаконными отказов

при участии в заседании:

от заявителя - Логинов Ю.М., по доверенности б/н от 05.01.2013

от ответчика - не явились, извещены

установил: закрытое акционерное общество «Артель старателей Тернейлесстрой» (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказов Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее - ответчик, департамент) от 27.02.2013 № 38-02-31/739 и от 12.03.2013 №38-02-31/883 в приеме изменения к декларации от 24.01.2013 года, обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем приема изменения к декларации от 24.01.2013 года (с учетом уточнения требований).

Обосновывая заявленные требования, представитель общества  пояснил, что пунктом 12 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного приказом Рослесхоза №18 от 17.01.2012 прямо предусмотрена возможность подготовки и внесения изменений в лесную декларацию, поданную ранее. При этом пунктом 11 порядка установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме декларации или изменений к ней: несоответствие форме, несоответствие установленному содержанию, несоответствие проекту освоения лесного участка, наличие недостоверных сведений.

Считает, что отказ департамента в приеме дополнений к лесной декларации, поданных 18.02.2013, 04.03.2013, 05.03.2013, являющихся изменением к поданной ранее декларации от 24.01.2013, является незаконным и нарушает права заявителя, поскольку препятствует осуществлению обществом использования лесов (заготовки древесины) на арендуемом земельном участке.

Департамент письменный отзыв в материалы дела не представил, правовую позицию относительно предмета спора не выразил. В предыдущем судебном заседании по требованиям заявителя устно возразил, пояснил, что права общества оспариваемым отказом не нарушены, поскольку спорные деревья на момент подачи декларации уже вырублены, представил  в материалы дела  постановления о возбуждении производства делам об административном правонарушении в отношении  заявителя и постановления  о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.

Заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд установил , что 30.07.2008 между открытым акционерным обществом «Артель старателей Тернейлесстрой» и Управлением лесным хозяйством Приморского края заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины №54/29.

В соответствии с пунктом 2 договора №54/29 в аренду обществу передан лесной участок площадью 22 761 га, расположенный: Приморский край, Красноармейский район, Рощинское лесничество, Новопокровское участковое лесничество, кварталы № 43-52, 58-68, 75-85, 99, 101-103.

24.01.2013 обществом в Департамент лесного хозяйства Приморского края подана лесная декларация за период с 04.02.2013 по 03.02.2014 с приложением заявленного объема использования лесов для заготовки древесины и живицы.

18.02.2013 (вх.№157) общество направило в департамент дополнения к лесной декларации от 24.01.02013, которыми в объемы использования лесов для заготовки древесины и живицы были внесены изменения: по кварталу 78, выдел №10 добавлены древесная порода Ильм - 20 м3, по кварталу №79 выдел №19 также древесная порода ильм - 12 м3.

По результатам рассмотрения декларации департаментом было выявлено, что в приложении 1 к Лесной декларации «Объем использования лесов заготовки древесины и живицы» указаны лесосеки, которые уже были заявлены в лесной декларации в рубку от 24.01.2013. Включение указанных лесосек в приложение 1 к декларации департамент посчитал неправомерным до более подробного и детального обоснования такого действия и предложил заявителю оформить такое обоснование в письменном виде, согласовать в лесничестве и направить в адрес департамента (оспариваемое письмо №38-02-31/739 от 27.02.2013).

04.03.2013 (вх.№213) общество повторно направило в департамент  дополнения к лесной декларации с целью внесения тех же изменений в приложение №1 к лесной декларации от 24.01.2013, а 05.03.2013 обществом сопроводительным письмом исх.№198 были направлены в департамент пояснения на отказ от 27.02.2013 с приложением  дополнения к лесной декларации.

В данных пояснениях заявителем было указано, что при осмотре лесосеки Новопокровского участкового лесничества в квартале 78, выдел 10, лесосека №1 и в квартале 79, выдел 19, лесосека №3, участковым лесничим Новопокровского лесничества и начальником лесного отдела ЗАО «Артель старателей Тернейлесстрой» были выявлены деревья, мешающие валке назначенных в вырубку деревьев, представляющие опасность жизни и здоровью людей, занимающихся разработкой этих лесосек. Всего было выявлено 21 дерево породы ильм, общей кубатурой 32 м3. К указанному письму обществом был приложен акт осмотра лесосеки.

Рассмотрев указанные документы, департамент письмом от 12.03.2013 №38-02-31/883 отказал в приеме дополнений к лесной декларации от 24.01.2013. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что в акте осмотра лесосек отсутствуют числа, когда он был подписан, и когда проводилось освидетельствование мест рубок, отсутствует информация о том, ведется ли там заготовка древесины, если да, то какой объем срублен, какой объем древесины хранится на лесосеке и сколько древесины вывезено. Также данный акт не подписан лесничим и отсутствует печать Рощинского филиала КГКУ «Примлес». Данный акт составлен в виде ксерокопии, что также недопустимо.

При этом департамент пояснил, что в качестве обоснования могут использоваться материалы отвода и таксации лесосек, которые заявителем также не были представлены.

Не согласившись с решением департамента, посчитав его не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемых решений, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме на основании следующего.

По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение ими прав и интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемого ненормативного акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 №18 (далее - Порядок).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.

Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год (п.3 Порядка).

Сведения о видах и объемах использования лесов указываются в приложении к лесной декларации (по одной из двух форм, прилагаемых к форме лесной декларации, в зависимости от вида использования лесов) (п.5 Порядка).

Согласно пунктам 11, 12 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Подготовка и внесение изменений в лесную декларацию осуществляются в соответствии с настоящим Порядком.

Из материалов дела следует, что основанием для первоначального отказа в принятии дополнений к лесной декларации от 27.02.2013 явилось то обстоятельство, что обществом не представлено обоснование внесения таких дополнений.

Основанием для повторного отказа от 12.03.2013 послужило некорректное составление акта осмотра лесосек, непредставление материалов отвода и таксации лесосек.

Как свидетельствуют материалы дела, в акте осмотра лесосек действительно отсутствуют числа, когда он был подписан, и когда проводилось освидетельствование мест рубок, отсутствует информация о том, ведется ли там заготовка древесины, какой объем древесины хранится на лесосеке и сколько древесины вывезено. Также данный акт не подписан лесничим и отсутствует печать Рощинского филиала КГКУ «Примлес». Кроме того, данный акт представлен в виде ксерокопии.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 №337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила), пунктом 66 которых установлен порядок составления акта осмотра мест рубок, а также утверждена его форма (Приложение №3).

Представленная заявителем копия акта не соответствует ни по форме, ни по содержанию, ни указанной норме права, ни предусмотренной действующим законодательством форме соответствующего документа.

Кроме того, суд принимает во внимание положения пункта 53 Правил, в соответствии с которыми организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.

Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.

Согласно пункту 54 Правил в ходе проведения работ по подготовке лесосеки для заготовки древесины осуществляется, в том числе, рубка аварийных деревьев за границами лесосеки, угрожающих безопасной работе, включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.

Таким образом, исходя из указанных положений, в ходе осуществления деятельности по заготовке древесины возможна рубка аварийных деревьев, угрожающих безопасной работе. Однако такая рубка возможна только при условии включения указанных деревьев в технологическую карту.

Доказательств внесения таких изменений в соответствующую технологическую карту обществом ни в департамент, ни в материалы дела не представлено. Также как не представлено заявителем и доказательств внесения изменений в проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном по договору №54/29 от 30.07.2008.

Пунктом 11 Порядка заполнения и подачи лесной декларации установлено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме.

Таким образом, установив несоответствие информации, указанной в дополнении к лесной декларации от 24.01.2013 департамент лесного хозяйства правомерно принял решение об отказе в ее принятии.

Кроме того, ответчиком в материалы дела представлены постановление №38-02/2013 и №39-02/2013 от 14.05.2013 о привлечении ЗАО «Артель старателей Тернейлесстрой» к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

При этом событием административного правонарушение явилось то обстоятельство, что по состоянию на  13.02.2013  в ходе осмотра Природоохранной межрайонной прокуратурой лесосеки №3 в квартале 79 выдела 19 и лесосеки №1 квартала 78 выдела 10 Новопокровского участкового лесничества Рощинского лесничества установлен факт рубки деревьев породы ильм в количестве 9 и 5 штук соответственно.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент принятия оспариваемых решений вырубка спорных деревьев  в рассматриваемых кварталах 78 и 79, выделах 10 и 19, лесосеках №1 и №3 соответственно  уже была осуществлена. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми действиями (бездействием), решениями прав и законных интересов заявителя, лежит на последнем.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд считает, что заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано нарушения своих прав и законных интересов оспариваемыми решениями.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку в материалах дела не получил подтверждение факт нарушения Департаментом лесного хозяйства Приморского края оспариваемыми решениями (отказами) норм действующего лесного законодательства, а также не доказано нарушение ими прав и законных интересов заявителя, требования общества удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных закрытым акционерным обществом «Артель старателей Тернейлесстрой» требований о признании незаконными отказов Департамента лесного хозяйства Приморского края  от 27.02.2013 № 38-02-31/739 и от 12.03.2013 №38-02-31/883   в приеме изменения к декларации от 24.01.2013 года отказать.

решениеможет быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья    Мангер Т.Е.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка