АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 июля 2013 года Дело N А51-16741/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля  2013 г. решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2013 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Лошаковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калашниковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ВладАвтоГрупп» (ИНН 2538144395, ОГРН 1112538000574, дата регистрации: 02.02.2011)

к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата регистрации: 22.08.1991), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата регистрации: 20.05.2009)

о признании незаконным решение ,

при участии в заседании:

от заявителя - не явились, извещены;

от Администрации г. Владивостока - представитель Фрейдун В.А. (доверенность от 03.07.2013);

от УГА администрации  г. Владивостока - представитель Фрейдун В.А. (доверенность от 02.07.2013);

установил: ООО «ВладАвтоГрупп» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока о признании незаконным решение Администрации г. Владивостока, оформленное письмом от 25.04.2013 № 6830/20У об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 437 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Завойко, 6 для целей, не связанных со строительством - размещение автостоянки, обязании Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка примерной площадью 437 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Завойко, 6 для целей, не связанных со строительством - размещение автостоянки.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, в связи, с чем суд на основании статей 123, 156 АПК РФ рассмотрел дело в  отсутствие представителей заявителя по имеющимся в материалах дела документам.

Заявленные требования мотивированы тем,  что заявитель  обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения стоянки автотранспортных средств. На основании указанного заявления Департамент направил главе города Владивостока обращение о подготовке схемы расположения земельного участка. Администрация города Владивостока отказала в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, поскольку согласно предоставленным топографическим материалам участок не свободен от прав третьих лиц, так как в границы формируемого участка включены металлические гаражи, которые расположены сплошным рядом. Не согласившись с данным решением заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Администрация г. Владивостока и УГА администрации г. Владивостока возражают против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, полагают, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, так как в границах спорного участка фактически расположены металлические гаражи, в которых граждане ставят машины, что подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства от 04.07.2013 № 73.

Из материалов дела следует, что ООО «ВладАвтоГрупп» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Завойко, д.6  в аренду сроком на 3 года для целей не связанных со строительством (под размещение автостоянки) (далее - спорный земельный участок).

Департамент обратился  в администрацию г. Владивостока с заявлением о подготовке схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории,  для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством: размещение стоянки автотранспортных средств.

Рассмотрев обращение департамента, администрация г. Владивостока письмом от 25.04.2013 № 6830/20У отказала в выдаче и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, указав на то, что согласно предоставленным топографическим материалам участок не свободен от прав третьих лиц, так как в границы формируемого участка включены металлические гаражи, которые расположены сплошным рядом. Из изложенного администрацией сделан вывод о том, что при формировании земельного участка могут быть  нарушены права третьих лиц, которые в силу ст. 36 ЗК РФ, имеют исключительное право на приобретение в собственность  или в аренду земельного участка под этими объектами.

Посчитав отказ администрации г. Владивостока незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.

Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 ГК РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, урегулирована ст. 34 Земельного кодекса РФ,

Согласно ст. 34 ЗК РФ  граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Часть 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить  и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Уполномоченный орган  в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Аналогичные правила установлены ст. 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».

Исходя из изложенного, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.

Земельный участок как объект прав возникает после описания его границ в установленном порядке и постановки на государственный кадастровый учет, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения.

В соответствии с п.4.18. Положения об Управлении градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, утвержденного решением Думы г.Владивостока №259 от 03.04.2009, полномочия по утверждению схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора возложены на Управление градостроительства и архитектуры г.Владивостока. Согласно п.1 Приложения №2 «Инструкция о порядке заполнения формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории» и в соответствии с Приложением №1 «Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории» к Распоряжению главы г.Владивостока №633-р от 24.09.2009 «Об утверждении формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории», на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, кроме чертежа, адреса участка, заявителя, целей использования, границ формируемого участка и сведений государственного кадастра недвижимости, указываются: границы охранных, санитарно-защитных, водоохранных зон, прибрежно-защитных полос, береговых полос, зон охраны памятников истории и культуры, технических зон железной дороги, взрывоопасных зон, красных линий (автодорог, инженерных коммуникаций), охранных зон инженерных коммуникаций, ограничение застройки (РЛЛ), военных объектов, запретных зон, запретных районов, беспрепятственный проход и проезд, функциональных зон в соответствии с генеральным планом и иных зон с особыми условиями использования земель, доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования).

Из взаимосвязанных положений земельного законодательства следует, что при рассмотрении обращения о предоставлении земельного участка орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками, должен учесть все обстоятельства и возможные основания как для отказа в предоставлении земельного участка, так и для его предоставления, что возможно только после составления и утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Статьей 85 ЗК РФ и статьями 8, 18, 23-29 Градостроительного кодекса РФ установлено, что вопросы территориального планирования являются компетенцией органов местного самоуправления. Это же напрямую следует и из положений пункта 4 статьи 34 ЗК РФ.

Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является обязательным этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Поскольку схема размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории содержит не только чертеж планировки территории с учётом зонирования территории (п. 4 ст. 34 ЗК РФ), формируется с соблюдением норм отвода земель для конкретных видов деятельности в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 ЗК РФ), в том числе с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, но и содержит сведения о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, другие места общего пользования, линии связи, объекты инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры, границы зон объектов капитального строительства с учётом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей, придомовую территорию многоквартирных домов и т.п. сведения, то при отсутствии такой схемы размещения земельных участков на местности орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком не вправе принять окончательное решение по заявлению о предоставлении участка.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена  на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Однако доказательств невозможности утверждения схемы спорного земельного участка в испрашиваемом обществом  районе ответчики в нарушение ст. 65, ч. 2 ст. 200 АПК РФ суду не предоставили.

Суд отклоняет доводы администрации о том, что наличие на испрашиваемом участке металлических гаражей является обстоятельством, исключающим возможность предоставления такого участка для целей, не связанных со строительством, как необоснованные.

В нарушение ст. 65, 200  АПК РФ ответчики не предоставили доказательств того, что данные объекты не являются самовольно установленными, а размещены при наличии на то правовых оснований: документально подтвержденные сведения о лицах, использующих данный участок, собственниках гаражей и о наличии у них действующих правоустанавливающих документов на землю и (или) расположенные на участке объекты, суду не предоставлены.

Таким образом, из материалов дела, включая акт проверки соблюдения земельного законодательства от 04.07.2013 № 73, составленный должностным лицом УГА администрации города Владивостока в рамках реализации полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля,  не представляется возможным установить используется ли спорный участок под размещение металлических гаражей на законных основаниях, либо данный участок занят самовольно.

При этом суд не принимает ссылки ответчиков на отсутствие у них обязанности по установлению данных обстоятельств, поскольку выявление самовольного использования земельных участков является одной из основных целей муниципального земельного контроля, что следует из Положения о муниципальном земельном контроле на территории города Владивостока, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 22.12.2005 № 149.

Кроме того, ссылки Администрации на наличие в границах испрашиваемого заявителем земельного участка металлических гаражей документально не подтверждёны, поскольку в настоящее время действительные границы и площадь земельного участка не определены.

При этом суд исходит из того, что при подаче заявления о предоставлении земельного участка в Департамент границы испрашиваемого земельного участка определяются  заявителем условно, а его площадь указывается ориентировочно, а при утверждении схемы расположения этого участка на кадастровом плане соответствующей территории, его площадь и границы могут быть скорректированы органом местного самоуправления, с учетом имеющихся ограничений.

Невозможность формирования земельного участка в границах указанных обществом, не означает, что этот участок не может быть сформирован в иных, скорректированных границах.

Доказательства невозможности формирования земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых им целей в материалах дела отсутствуют.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного суд считает  требования о  признании незаконным решение Администрации г. Владивостока, оформленное письмом от 25.04.2013 № 6830/20У об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 437 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Завойко, 6 для целей, не связанных со строительством - размещение автостоянки обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Соответственно, нарушенное право заявителя на основании статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем обязания Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка.

На основании ст. 110 АПК РФ в связи с удовлетворением заявленных требований в полном объеме судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на Администрацию г. Владивостока.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд

решил:

признать незаконным решение Администрации г. Владивостока, оформленное письмом от 25.04.2013 № 6830/20У об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 437 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Завойко, 6 для целей, не связанных со строительством - размещение автостоянки, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка примерной площадью 437кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Завойко, 6, для целей, не связанных со строительством - размещение автостоянки.

Взыскать с Администрации г.Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью «ВладАвтоГрупп» расходы по госпошлине в сумме 2000 (две тысячи) руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

решениеможет быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья   Лошакова А.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка