АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 августа 2013 года Дело N А05-6462/2013

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Хромцова В.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области (ОГРН 1022901174405; место нахождения: 164840, Архангельская область, г.Онега, пр.Гагарина, дом 46)

к ответчику - муниципальному унитарному предприятию "Верхнеозерская Управляющая компания муниципального образования "Покровское" (ОГРН 1062920002001; место нахождения: 164877, Архангельская область, п.Верхнеозерский Онежского района, ул.Мира, дом 8)

о взыскании 5423 рублей 67копеек,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Верхнеозерская Управляющая компания муниципального образования «Покровское» (далее - ответчик, предприятие) 5423 рублей  67 копеек финансовой санкции за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 и 2011 годы.

В обоснование своего заявления Управление указало, что в ходе выездной проверки установлено представление предприятием неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за полугодие 2010 года, 2010 год, 1-й квартал 2011 года и 2011 год. По результатам камеральной проверки, основанием для которой послужил Акт выездной проверки №1 от 24.07.2012, составлен Акт камеральной проверки №1 от 15.01.2013, вынесено решение №1 от 19.02.2013 и выставлено требование №1 от 21.03.2013, неисполнение которого в добровольном порядке повлекло обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.

определение м суда от 04.06.2013 заявление Управления было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Указанное определение , дважды направленное ответчику по адресу, указанному в заявлении и в документах, представленных в материалы дела, возвращено органом связи с отметкой «Отсутствие адресата по указанному адресу».

Участвующие в деле лица в соответствии с частью 1 и пунктом 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считаются надлежащим образом извещенными о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства:

Ответчик зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062920002001 и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Управлением в период с 21.05.2013 по 19.06.2012 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты предприятием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, при которой были выявлены нарушения статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ), а именно представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 и 2011 годы. Выявленные нарушения зафиксированы в Акте выездной проверки №1 от 24.07.2012, копия которого была вручена директору предприятия, присутствовавшему при составлении Акта, под роспись.

09.12.2012 Управление направило в адрес предприятия Уведомление о вызове на 15.01.2013 в 14:00 для подписания и получения Акта камеральной налоговой проверки. Факт направления указанного Уведомления ответчику подтверждается представленной в материалы дела копией списка заказных почтовых отправлений от 11.12.2012.

15.01.2013 Управлением в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении предприятием нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, составлен Акт камеральной проверки №1 от 15.01.2013, в котором отражено представление:

1) неполных сведений за полугодие 2010 года (в индивидуальные сведения не включены данные на Доруничева М.Н. (043-230-057 96) - компенсационная выплата работнику за неиспользованный отпуск на сумму взносов 417 рублей 74 копейки, в том числе: 292 рубля 42 копейки на страховую часть и 125 рублей 32 копейки на накопительную часть);

2) недостоверных сведений на застрахованных лиц за полугодие 2010 года, 2010 год, 1-й квартал 2011 года, полугодие 2011 года и 2011 год (в индивидуальные сведения не включены суммы на:

- Осину М.Е. (073-445-586 78) - непринятые к зачету расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию (реестр), фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд, компенсационная выплата работнику за неиспользованный отпуск на сумму взносов 1181 рубль 05 копеек (по страховой части за полугодие 2010 года отражено 5019 рублей 48 копеек, следовало отразить - 5227 рублей 61 копейку; по страховой части за 2010 год отражено 4843 рубля 36 копеек, следовало отразить 4991 рубль 20 копеек; по страховой части за 1-й квартал 2011 года отражено 2459 рублей 05 копеек, следовало отразить 2530 рублей 57 копеек; по страховой части за 2011 год отражено 1602 рубля 99 копеек, следовало отразить 2356 рублей 55 копеек);

- Сметанина А.В. (127-085-123 42) - компенсационная выплата работнику за неиспользованные отпуск на сумму взносов 235 рублей 67 копеек (по страховой части за полугодие 2010 года отражено 4281 рубль 34 копейки, следовало отразить 4446 рублей 31 копейку, по накопительной части за полугодие 2010 года отражено 1834 рубля 86 копеек, следовало отразить 1905 рублей 56 копеек);

- Сметанину В.П. (073-445-583 74) - фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд на сумму взносов 184 рубля 80 копеек (по страховой части за полугодие 2010 года отражено 9346 рублей 07 копеек, следовало отразить 9372 рубля 47 копеек; по страховой части за 2010 год отражено 3528 рублей 07 копеек, следовало отразить 3686 рублей 47 копеек);

- Рассановой Е.В. (110-203-050 51) - компенсационная выплата работнику за неиспользованные отпуск на сумму взносов 605 рублей 28 копеек (по страховой части за 1-й квартал 2011 года отражено 1348 рублей 62 копейки, следовало отразить 1814 рубля 22 копейки; по накопительной части за 1-й квартал 2011 года отражено 404 рубля  59 копеек, следовало отразить 544 рубля 27 копеек);

- Курилова А.И. (070-162-017 08) - компенсационная выплата работнику за неиспользованные отпуск на сумму взносов 799 рублей 76 копеек (по страховой части за 1-й квартал 2011 года отражено 4307 рублей 04 копейки, следовало отразить 5106 рублей 80 копеек);

- Коляскина А.Н. (043-229-298 42) - фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд на сумму взносов 56 рублей 20 копеек (по страховой части за 2010 год отражено 5107 рублей 42 копейки, следовало отразить 5163 рубля  62 копейки);

- Озеркову (Сметанину) О.С. (123-793-314 59) - фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд на сумму взносов 57 рублей  92 копейки (по страховой части за 2010 год отражено 3192 рубля 21 копейка, следовало отразить 3229 рублей 17 копеек, по накопительной части за 2010 год отражено  1368 рублей 09 копеек, следовало отразить 1383 рубля 93 копейки; по страховой части за полугодие 2011 года отражено 1580 рублей 87 копеек, следовало отразить 1584 рубля  81 копейку; по накопительной части за полугодие 2011 года отражено 474 рубля 26 копеек, следовало отразить 475 рублей 44 копейки).

На составлении Акта камеральной проверки представитель предприятия не присутствовал.

В данном Акте предприятию было предложено в случае несогласия с фактами, изложенными в Акте, а также с выводами и предложениями проверяющего в течение 15 дней со дня получения Акта представить письменные возражения по нему.

Извещением от 15.01.2013 Управление уведомило предприятие о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки (19.02.2013 в 15:00).

Указанные Извещение и Акт были направлены предприятию 16.01.2013, что подтверждается представленными в материалы дела копиями списка заказных писем №6 и почтовой квитанции №02318.

Возражения на Акт камеральной проверки №1 от 15.01.2013 от предприятия не поступили, представитель ответчика на рассмотрении материалов проверки не присутствовал.

19.02.2013 начальником Управления вынесено решение №1, которым предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, за представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 5423 рублей 67 копеек. Факт направления указанного решения в адрес предприятия подтверждается представленной в материалы дела копией списка заказных писем от 20.02.2013.

В требовании об уплате финансовой санкции №1 от 21.03.2013 Управление предложило предприятию в добровольном порядке в срок до 09.04.2013 уплатить 5423 рубля 67 копеек финансовой санкции. Указанное требование было направлено ответчику согласно представленной в материалы дела копии списка заказных писем 21.03.2013.

В добровольном порядке требование №1 от 21.03.2013 предприятием не исполнено, в связи с чем, Управление обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим заявлением.

Оценив доводы и доказательства, представленные Управлением, суд считает, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению ввиду следующего.

Предприятие, производящее выплаты физическим лицам, в силу пункта 1 статьи 6 Закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) и статьи 1 Закона №27-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (пересчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Пунктом 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;

7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;

9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Вместе со сведениями, предусмотренными вышеназванным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Согласно части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Материалами дела, в том числе Актом выездной проверки № 1 от 24.07.2012, Актом камеральной проверки №1 от 15.01.2013 и приложенными к нему документами, подтверждается и ответчиком не оспаривается, что предприятие представило недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2010 года, 2010 год, 1-й квартал 2011 года, полугодие 2011 года и 2011 год.

Исходя из изложенного, решение Управления о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, является правомерным. Процедура привлечения к ответственности соблюдена.

Сумма финансовой санкции исчислена Управлением в размере 5423 рублей  67 копеек ((36409 рублей 27 копеек + 3414 рубля 81 копейка + 13392 рубля 95 копеек + 1019 рублей 71 копейка) х 10%) и составляет 10% от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за работников, в отношении которых представлены неполные (недостоверные) сведения.

Суд, проверив правильность расчёта суммы штрафа, предъявленного к взысканию, приходит к выводу о его необоснованности.

Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за представление недостоверных сведений применяется финансовая санкция в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из анализа данной нормы следует, что сумма санкции должна исчисляться от размера платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения и только от той части, в которой данные сведения являются недостоверными, т.е. от размера платежей, исчисленных исходя из разницы сумм страховых взносов, определенных на основе достоверных и недостоверных сведений.

Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности соответствует целям индивидуального (персонифицированного) учета, определенным в статье 3 Закона №27-ФЗ, носит предупредительный характер.

В ином случае, когда производится расчет штрафа, исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершенного правонарушения и его состава (страхователь частично представил достоверные сведения, в связи с чем в этом объеме правонарушение не совершал), а от численности работников.

Данный подход согласуется и с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 №79.

В данном случае при исчислении суммы финансовой санкции за представление недостоверных сведений за полугодие 2010 года, 2010 год, 1-й квартал 2011 года, полугодие 2011 года и 2011 год в отношении работников Управление исходило из общей суммы страховых взносов, причитающихся за данных работников, а нет от суммы страховых взносов, являющейся недостоверной.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае максимальный размер финансовой санкции за представление ответчиком неполных и недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета не может превышать 353 рублей 81 копейки, из которых:

- по Доруничеву М.Н. 41 рубль 77 копеек (10 % от начисленных за полугодие 2010 года платежей в размере 417 рублей 74 копейки (292,42 (на страховую часть) + 125,32 (на накопительную часть));

- по Осиной М.Е. 118 рублей 10 копеек (10% от суммы расхождений между достоверными и недостоверными сведениями по страховой части за полугодие 2010 года, 2010 год, 1-й квартал 2011 года и 2011 год ((5227,61 - 5019,48) + (4991,2 - 4843,36) + (2530,57 - 2459,05) + (2356,55 - 1602, 99) = 1181 рубль 05 копеек));

- по Сметанину А.В. 23 рубля 56 копеек (10% от суммы расхождений между достоверными и недостоверными сведениями за полугодие 2010 года ((4446,31 - 4281,34) + (1905,56 - 1834,86) = 235 рублей 67 копеек);

- по Сметаниной В.П. 18 рублей 48 копеек (10% от суммы расхождений между достоверными и недостоверными сведениями за полугодие 2010 года, 2010 год по страховой части ((9372,47 - 9346,07) + (3686,47 - 3528,07) = 184 рубля 80 копеек));

- по Рассановой Е.В. 60 рублей 52 копейки (10% от суммы расхождений между достоверными и недостоверными сведениями за 1-й квартал 2011 года по страховой части ((1814,22 - 1348,62) + (544,27 - 404,59) = 605 рублей 28 копеек));

- по Курилову А.И. 79 рублей 97 копеек (10% от суммы расхождений между достоверными и недостоверными сведениями за 1-й квартал 2011 года по страховой части (5106,8 - 4307,04= 799 рублей 76 копеек);

- по Коляскину А.Н. 5 рублей 62 копейки (10% от суммы расхождений между достоверными и недостоверными сведениями за полугодие 2010 года по страховой части (5163,62 - 5107,42 = 56 рублей 20 копеек);

- по Озерковой (Сметаниной) О.С. 5 рублей 79 копеек (10% от суммы расхождений между достоверными и недостоверными сведениями за полугодие 2010 года, 1-й квартал 2011 год по страховой части ((3229,17 - 3192,21) + (1383,93 - 1368,09) + (1584,81 - 1580,87) + (475,44 - 474,26) = 57 рублей 92 копейки).

В остальной части предъявленная к взысканию сумма финансовой санкции необоснованна и взысканию не подлежит.

Ни доказательств уплаты предъявленного к взысканию штрафа, ни возражений на заявление Управления от ответчика в материалы дела не поступило. Таким образом, с предприятия подлежит взысканию 353 рубля 81 копейка финансовой санкции за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за полугодие 2010 года, 2010 год, 1-й квартал 2011 года и 2011 год.