• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 05 августа 2013 года Дело N А56-26408/2013

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Александровой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Альшанниковым Д.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Курортного района»

заинтересованное лицо - Отдел надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу

о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2013 № 2-17-19-430

при участии

от заявителя - Хаткевича В.С. (доверенность от 12.11.2012);

от заинтересованного лица - Смаженюк С.В. (доверенность от 08.05.2013);

установил :

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Курортного района» (ОГРН 1089847294162, ИНН 7843308296, адрес: 197706, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Токарева, д. 18; далее - ООО «ЖКС Курортного района», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - Отдел) от 09.04.2013 № 2-17-19-430 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель ООО «ЖКС Курортного района» заявленные требования поддержал.

Представитель Отдела против удовлетворения требований заявителя возражал, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.02.2013 № 2-17-163 Отделом 26.03.2013 и 29.03.2013 проведена внеплановая выездная проверка выполнения ООО «ЖКС Курортного района» ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.03.2012 № 2-17-46/1/1. Проверка проведена на объекте защиты - многоквартирном жилом доме по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, д. 23. В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»:

Первая парадная:

- дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещение машинного отделения лифтовой от общей лестничной клетки, не выполнена противопожарной (нарушен пункт 7.18);

- дверь выхода из лестничной клетки на кровлю не выполнена противопожарной 2-го типа (нарушен пункт 8.4*);

- дверь выхода из лестничной клетки на чердак не выполнена противопожарной 2-го типа (нарушен пункт 8.4*);

Вторая парадная:

- дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещение машинного отделения лифтовой от общей лестничной клетки, не выполнена противопожарной (нарушен пункт 7.18);

- дверь выхода из лестничной клетки на кровлю не выполнена противопожарной 2-го типа (нарушен пункт 8.4*);

- дверь выхода из лестничной клетки на чердак не выполнена противопожарной 2-го типа (нарушен пункт 8.4*).

По результатам проверки составлен акт от 29.03.2013 № 2-17-163.

03.04.2013 должностным лицом Отдела составлен протокол об административном правонарушении № 2-17-19-430, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

постановление м Отдела от 09.04.2013 № 2-17-19-430 общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Считая названное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев требования заявителя, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд исходит из следующего.

В статье 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи (часть 1).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Как следует из статьи 38 Закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В статье 20 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Из акта проверки от 29.03.2013 № 2-17-163, протокола об административном правонарушении от 03.04.2013 № 2-17-19-430 следует, что при управлении многоквартирным жилым домом по указанному адресу ООО «ЖКС Курортного района» допущены нарушения требований пунктов 7.18, 8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

В судебном заседании в обоснование заявленных требований представитель общества заявил о неправомерном применении требований СНиП 21-01-97* к многоквартирному дому, построенному до вступления в силу названных строительных норм и правил.

При оценке приведенных доводов суд принимает во внимание следующее.

В соответствии со статье 2 Закона №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В статье 20 названного Федерального закона предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности

Согласно части 1 статьи 6 данного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

На основании данной нормы закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Несмотря на то, что СНиП 21-01-97* в Перечень №1047-р не включены, они не включены и в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 №2079 (далее - Перечень №2079) на основании статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Кроме того, в самих СНиП 21-01-97* содержится положение о том, что в них приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению на всех этапах создания и эксплуатации зданий.

Таким образом, нарушение правил, содержащихся в СНиП 21-01-97*, является нарушением требований пожарной безопасности, ответственность за которое установлена в статье 20.4 КоАП РФ. Следовательно, действия общества по нарушению названных обязательных требований пожарной безопасности правомерно квалифицированы Отделом по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Доказательств невозможности установки в доме противопожарных дверей 2-го типа заявителем не представлено.

На основании изложенного оспариваемым постановление м общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией. Однако, как следует из заявления ООО «ЖКС Курортного района», в направленной обществу копии данного постановления не указан вид административного наказания, предусмотренного санкцией данной нормы КоАП РФ и назначенного должностным лицом Отдела, рассмотревшим дело об административном правонарушении. В приложенной обществом к заявлению копии постановления от 09.04.2013 № 2-17-19-430 в пункте 1 резолютивной части после слов «назначить административное наказание в виде» действительно вид административного наказания не указан.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из изложенного следует, что обеспечение законности при привлечении к административной ответственности предполагает обязательное соблюдение административным органом установленного порядка привлечения лица к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания.

постановление должно отвечать всем требованиям, установленным в статье 29.10 КоАП РФ.

В том случае если административным органом в постановлении об административном правонарушении не определена мера административного взыскания, то данное обстоятельство не позволяет лицу, привлекаемому к ответственности, исполнить данное постановление .

Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения нарушителя к административной ответственности, как в виде предупреждения, так и в виде административного штрафа (для юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей).

В данном случае привлекая общество к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, Отдел в постановлении от 09.04.2013 № 2-17-19-430 не решил вопрос о виде назначаемого обществу наказания. Из отзыва Отдела и объяснений представителя заинтересованного лица, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что сведения о назначенном обществу наказании (предупреждение) были внесены административным органом в постановление уже после его вынесения, исправленное постановление направлено обществу вместе с сопроводительным письмом от 24.06.2013 исх. № 1662-2-17-19 и получено заявителем 27.06.2013 (вх. № 1583/01-03-12). Тот факт, что в первоначально направленной обществу копии постановления вид назначенного обществу административного наказания указан не был, Отдел не оспаривает. Таким образом, фактически административный орган внес необходимые дополнения в постановление уже после того, как общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Допущенное административным органом нарушение в виде неуказания в оспариваемом постановлении вида назначенного обществу наказания, необходимого и обязательного элемента постановления по делу об административном правонарушении, суд считает существенным нарушением положений КоАП РФ, что является основанием для отмены постановления.

Учитывая изложенное, постановление Отдела от 09.04.2013 № 2-17-19-430 подлежит отмене, а требования заявителя - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил :

Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 09.04.2013 № 2-17-19-430.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Александрова Е.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-26408/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 05 августа 2013

Поиск в тексте