АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 августа 2013 года Дело N А51-15819/2013

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2013 года.

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Шклярова С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Си - Айс» (ИНН 2537036460, ОГРН 102250179756, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 23.08.2002)

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 15.04.2005)

об оспаривании ненормативного правового акта

при участии в заседании:

от заявителя - Наумов О.И., доверенность №17 от 18.06.13, паспорт;

от  таможенного органа - Нетяга В.В., доверенность №115 от 04.04.13, удостоверение №220398 (до перерыва);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Си - Айс» (далее по тексту - «заявитель», «общество», «таможенный представитель» или «брокер») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее по тексту - «таможня», «таможенный орган») о признании незаконным решения от 09.01.2013 о корректировке таможенной стоимости товара по ДТ №10702030/271112/0090746 и взыскании 15 000 рублей расходов на оплату услуг представителя.

При подаче заявления декларантом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи заявления с обоснованием причин пропуска срока установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.

Ответчик по заявленному ходатайству возразил, представил в материалы дела сведения, подтверждающие, по мнению последнего, факт направления заявителю условной формы корректировки таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ №10702030/27112/0090746 от 22.01.2013. Заявитель пояснил, что доказательств направления окончательной формы корректировки таможенной стоимости товаров у таможенного органа  не имеется.

Исследовав заявленное ходатайство, оценив приведенные заявителем в обоснование причин пропуска срока доводы, суд установил следующее.

Документооборот между декларантом и таможенным органом происходил по каналам электронной связи, принимаемые таможенным органом решения в рамках проведения таможенного контроля, поступали в адрес декларанта в день принятия решений.

Как следует из выписки электронного документооборота, представленной ответчиком, 22.01.2013 таможенным органом в адрес декларанта было направлено сообщение о корректировке таможенной стоимости товаров, где в качестве обеспечения в счет уплаты таможенных платежей указана сумма в размере 176 007 рублей 24 копеек.

Судом установлено, что указанная сумма была внесена декларантом в счет уплаты таможенных платежей 23.10.2012, что подтверждается таможенной распиской №ТР-6304311.

В соответствии с решение м о корректировке от 09.01.2013, таможенная стоимость товаров составила иную сумму, отличную от той, которая указана таможенным органом в условной форме корректировке таможенной стоимости товаров, направленной в адрес декларанта посредством электронного документооборота.

Таким образом, фактически декларантом размер обеспечения уплачен был ранее, то есть до вынесения таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 09.01.2013 и в ином размере.

Указанное свидетельствует о том, что заявителю не было известно, какое именно решение о корректировке направлено таможней посредством электронной связи.

Материалами дела подтверждается тот факт, что оспариваемое заявителем решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров было получено заявителем только 22.04.2013 на основании письменного заявления декларанта, о чем имеется отметка таможенного органа на КТС-1 и ДТС-2.

Учитывая изложенное, о нарушении своих прав оспариваемым решение м таможенного органа заявитель узнал не позднее даты получения КТС-1 и ДТС-2, то есть не позднее 22.04.2013.

С заявлением о признании незаконным данного решения, заявитель обратился в арбитражный суд 28.05.2013, что подтверждается входящим штампом канцелярии арбитражного суда на первом листе заявления и свидетельствует о соблюдении заявителем трехмесячного срока на подачу заявления.

Определяя уважительность причин пропуска срока, суд руководствуется своим внутренним убеждением, основанном на всестороннем исследовании представленных доказательств.

Таким образом, поскольку причина пропуска срока является уважительной и, учитывая, что законодателем вопрос о восстановлении сроков отнесен на усмотрение суда, руководствуясь статьями 117, 198 АПК РФ, суд удовлетворил заявленное ходатайство.

В судебном заседании 25.07.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 29.07.2013. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ № 113 от 19.09.06 «О применении статьи 163 АПК РФ» путем размещения на официальном сайте Арбитражного суда Приморского края (//www.primarbitr.ru) объявления. После перерыва судебное заседание продолжено при участии того же представителя заявителя, от таможенного органа - не явились.

До вынесения решения заявитель уточнил формулировку заявленных требований, в соответствии с которой просит суд признать незаконным решение от 22.01.2013 по таможенной стоимости товаров, заявленных по ДТ 10702030/271112/0090746, оформленное, в виде отметки «Таможенная стоимость принята» в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2, как не соответствующее Таможенному кодексу таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Заявитель, настаивая на удовлетворении требований в полном объеме, сослался на то, что при подаче декларации на товары (далее по тексту - «ДТ») №10702030/271112/0090746 представил все имеющиеся у него и необходимые документы, соответственно, им в полном объеме выполнена обязанность по подтверждению таможенной стоимости, определенной по первому методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Заявитель полагает, что у таможенного органа отсутствовали  основания для проведения корректировки таможенной стоимости по ДТ №10702030/271112/0090746, в связи с тем, что данное решение может быть принято при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и достаточными. Считает, что таможенным органом не обоснована невозможность применения первого метода определения таможенной стоимости, так как в распоряжении таможни имелись сведения о невозможности представления иных дополнительных документов, а также имелась информация, относящаяся к количественно определенным характеристикам товара и информация об условиях его поставки и оплаты.

Заявитель указал, что увеличение таможенной стоимости со стороны таможни необоснованно увеличивает размер подлежащих уплате таможенных платежей, что нарушает права и законные интересы юридического лица в сфере внешнеэкономической деятельности, а также нарушается право общества на определение действительной таможенной стоимости ввезенного товара по методам, предусмотренным действующим законодательством. Поскольку на таможенного брокера законом возложена обязанность по уплате таможенных платежей, он несет негативные последствия их неправомерного доначисления.

Таможенный орган требования оспорил, указал, что документы и сведения, использованные декларантом при определении таможенной стоимости,  не основаны на количественно определяемой и документально подтверждённой достоверной информации, а декларант не воспользовался правом доказать правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости и достоверность представленных им документов. Считает, что заявленная сумма судебных расходов не соответствует принципу разумности и соразмерности компенсации.

Исследовав материалы дела и, изучив доводы сторон, суд установил следующее.

В ноябре 2012 года во исполнение внешнеторгового контракта заявителем на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены различные товары на общую сумму 19 768 долларов США.

В целях таможенного оформления ввезенного обществом товара таможенным декларантом была подана ДТ № 10702030/271112/0090746 и таможенная стоимость товара была определена путем применения метода  по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В подтверждение заявленной стоимости брокером были представлены документы, содержащие достоверные и достаточные сведения для определения таможенной стоимости по первому методу. Цена ввозимого товара указана в контракте без каких-либо условий, является фиксированной.

Представленные заявителем документы позволяют прийти к однозначному выводу о том, какой товар, в каком количестве и какой стоимости ввезён на территорию Российской Федерации по спорной ДТ, а также о том, что ввезённый товар, указанный в графе 31 ДТ,  полностью соответствует тому, который является предметом вышеуказанного контракта как по наименованию, так и по количеству.

При этом установленные судом фактические обстоятельства прямо свидетельствуют о том, что сторонами внешнеэкономической сделки полностью соблюдены порядок и сроки согласования партии товара, его оплаты и поставки.

Вместе с тем, в ходе таможенного контроля таможенный орган пришел к выводу, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения по товару не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной брокером таможенной стоимости товаров по первому методу, в связи с чем, таможенным органом было принято решение о проведении дополнительной проверки и обществу был направлен запрос о предоставлении дополнительных документов, пояснений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, а также расчет размера обеспечения уплаты таможенный платежей.

Декларантом были представлены имеющиеся дополнительно запрошенные документы, а в отношении отсутствующих документов декларант сообщил таможне о причинах невозможности их представления.

09.01.2013 таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, согласно которому таможенный орган с использованием системы управления рисками (СУР) путём сравнения заявленной таможенной стоимости с имеющейся в распоряжении таможни ценовой информации из базы данных «Мониторинг-анализ» выявил расхождения в уровне таможенной стоимости на идентичные/однородные товары, и определил стоимость товара, задекларированного по спорной декларации, по шестому резервному методу с гибким использованием предыдущих методов определения таможенной стоимости (на базе третьего) с учётом сведений по ДТ, перечисленным в названном решении.

После этого ответчик принял окончательное решение о принятии таможенной стоимости товаров путем проставления отметки «Таможенная стоимость принята 22.01.2013» в графе «Для отметок таможенного органа» деклараций таможенной стоимости формы ДТС-2.

Не согласившись с решение м о принятии таможенной стоимости, декларант обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным окончательного решения таможни.

Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - «Закон № 311-ФЗ»)  определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза.

Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза (пункт 3 статьи 112 Закона № 311-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - «ТК ТС») предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (пункт 3 статьи 64 ТК ТС).

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 65 ТК ТС).

Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 № 258-ФЗ (далее - Соглашение от 25.01.2008), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.

Частью 1 статьи 4 настоящего Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (часть 2 данной статьи).

При этом, согласно части 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пункту 4 статьи  65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 5 статьи 65 ТК ТС).

Таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля вправе осуществлять контроль таможенной стоимости товаров (статья 66 ТК ТС), по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (статья 67 ТК ТС).

При этом таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров лишь в случаях, когда таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (пункт 1 статьи 68 ТК ТС).

Пунктом 6 Закона № 311-ФЗ установлено, что в соответствии со статьей 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров и без проведения дополнительной проверки в следующих случаях: 1) выявления повлиявшего на величину таможенной стоимости товаров несоответствия заявленных в декларации на товары сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и другие сведения) фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения таможенного контроля; 2) выявления несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам; 3) выявления технических ошибок (опечатки, арифметические ошибки, применение неправильного курса валюты и иные ошибки), повлиявших на величину таможенной стоимости.

Таким образом, исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме, или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Как установлено судом из материалов дела, в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром декларант представил в таможенный орган все предусмотренные законодательством документы, при анализе которых, как уже было указано выше по тексту, суд не усматривает оснований согласиться с мнением таможенного органа об отсутствии документального подтверждения сделки, поскольку доказательств несоблюдения декларантом установленного пунктом 1 статьи 68 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган не представил.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определение м таможенной стоимости товаров», под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Базисным условием поставки товара по спорной декларации является FOB, что в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс-2000» означает, что продавец обязан оплатить: все расходы, относящиеся к товару до момента фактического его перехода через поручни судна в согласованном порту отгрузки; все расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, оплатой всех пошлин, налогов и иных официальных сборов, взимаемых при вывозе.

Фактическое исполнение сделки устраняет сомнения в ее заключении, и факт перемещения указанного в спорной ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается. Условие о наименовании и количестве и цене товара является согласованным сторонами контракта; доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.

Доказательств недостоверности документов, представленных декларантом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, таможня в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представила. Таким образом, у таможенного органа отсутствуют основания для вывода о неподтверждении заявителем цены ввозимого товара.