АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 августа 2013 года Дело N А55-5552/2013

Резолютивная часть решения объявлена:

16 августа 2013 года

Полный текст решения изготовлен:

19 августа 2013 года

Арбитражного суда Самарской области в составе судьи Медведева А.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гущиной Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании 16 августа 2013 года дело по заявлению (иску)

Общества с ограниченной ответственностью "Азбука вкуса-С", 443080, Самарская область, г. Самара, ул. Революционная, 70, лит. 3, оф. 322; 446214, Самарская область, г. Новокуйбышевск, Промзона ЗАО  "ННК" столовая N20,

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области,  443010, Самарская область, Самара, ул. Куйбышева, 145,

о признании незаконным и недействительным решение N15514/8 от 03.12.2012 и  предписания N15513/8 от 03.12.2012,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Общество с ограниченной ответственностью "Азбука вкуса", 121170, г. Москва, проспект Кутузовский, 36, стр.

- Макшанина Сергея Валерьевича, 249100, Калужская область, г. Таруса, ул. Урицкого, д.13.

при участии в заседании:

от заявителя - не явился, извещён,

от заинтересованного лица - Симонова Т.А.,  представитель по доверенности  от 10.01.2013,

от третьих лиц - не явились, извещены,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Азбука вкуса-С" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, в котором просит признать:

-решение N15514/8 от 03.12.2012, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, незаконным и недействительным;

-предписание N15513/8 от 03.12.2012, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, незаконным и недействительным.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.

Общество с ограниченной ответственностью "Азбука вкуса" в отзыве на заявление просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Управление) поступило заявление гражданина Макшанина С.В. (исх. N б/н от 20.03.2012 г. / вх. N 1736 от 27.03.2012 г.), содержащее сведения о том, что ООО "Азбука вкуса - С" незаконно использует фирменное наименование юридического лица сходное до степени смешения с фирменным наименованием ООО "Азбука вкуса", а так же название интернет-ресурса, символику, товарный знак (т.1 л.д.42-44).

Управлением было возбуждено дело N 47-8690-12/8 по признакам нарушения ООО "Азбука вкуса - С" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закона "О защите конкуренции").

Согласно заявлению гражданина Макшанина С.В., с июля 2009 г. начал свою работу интернет-сайт компании "Азбука вкуса-С" www.prof-pitanie.ru. По мнению заявителя, название интернет-ресурса, символика, товарный знак и все оформление были полностью скопированы с сети аналогичных московских супермаркетов премиум класса "АЗБУКА ВКУСА". После запуска интернет-сайта, владелец позиционирует интернет-сайт как филиал московской сети супермаркетов премиум класса "АЗБУКА ВКУСА".

В ответ на письмо заявителя от 15.09.2011 г. в адрес московской сети супермаркетов "АЗБУКА ВКУСА", данное Общество указало, что данный интернет-сайт не имеет отношения к московской сети супермаркетов, что зарегистрированный товарный знак "АЗБУКА ВКУСА", принадлежащий ООО "Азбука вкуса" (г. Москва), используется незаконно, лицензионный договор не заключался.

Таким образом, по мнению третьего лица, владельцы интернет-сайта www.prof-pitanie.ru, не имея никаких правовых оснований, скопировали название, символику, средства индивидуализации, концепцию и стали позиционировать свой сайт как филиал московской сети супермаркетов премиум класса "АЗБУКА ВКУСА", чем совершили акт недобросовестной конкуренции.

Заявитель указал, что действия владельцев данного интернет-сайта по использованию товарного знака, схожего с товарным знаком московской сети до степени смешения, вызывают путаницу в отношении предприятия, продуктов, промышленной и торговой деятельности. Данные действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют убытки ООО "Азбука вкуса" (г. Москва), наносят вред их деловой репутации.

В оформлении интернет-сайта www.prof-pitanie.ru используется обозначение, состоящее из текстовой информации "Комбинат питания" (красным шрифтом), "Азбука вкуса - С" (зеленым шрифтом).

В ответ на запрос (исх.N4099/8 от 12.04.2012г.) (т.1 л.д.45-51) ООО "Азбука Вкуса" предоставило информацию, согласно которой данное Общество зарегистрировано 18 сентября 2002г. за ОГРН 1027730003157, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 77 N011102046 (т.1 л.д.52), и находится по адресу: г. Москва, пр-кт. Кутузовский, 36. стр.3.

Регистрация ООО "Азбука Вкуса-С" произошла 30.07.2010г. по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, Промзона ЗАО "ННК" столовая N20, в результате чего присвоен ОГРН 1106316011691, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 63 N005288844 (т.1 л.д.53). Данная компания не только использует название, логотип и фирменный стиль ООО "Азбука Вкуса", но и занимается теми же видами деятельности, в том числе, экономическими видами деятельности, а именно: неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями; розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями; деятельность ресторанов и кафе.

ООО "Азбука Вкуса" считает, что действия ООО "Азбука Вкуса-С" умышленно направлены на введение потребителей оказания услуг "организации общественного питания" в заблуждение относительно личности исполнителя услуг с использованием фирменного наименования "Азбука Вкуса" и являются недобросовестной конкуренцией.

Комиссия Самарского УФАС России исследовав все обстоятельства данного дела, решением по делу N 47-8690-12/8 (т.1 л.д.54) признала ООО "Азбука Вкуса-С" нарушившим часть 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции", а также выдала предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства (т.1 л.д.55-67, 69-70). Кроме того, на ООО "Азбука Вкуса-С" был наложен штраф в размере 890 147 рублей по части 2 статьи 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях (т.1 л.д.68).

Названные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Заявитель указывает, что Управление ФАС по Самарской области в своем решении и предписании смешивает понятия недобросовестной конкуренции как нарушение норм антимонопольного законодательства РФ, что предполагает возникновение публично-правовых отношений между уполномоченным органом ООО "Азбука вкуса-с" (в рамках привлечения к административной ответственности) и нарушение прав юридического лица на средства индивидуализации, где нарушаются частно­правовые интересы ООО "Азбука вкуса".

Также заявитель считает, что фирменное наименование двух и более организаций само по себе не свидетельствует об их тождественности т.е. ООО "Азбука Вкуса-С" не тождественно фирменному наименованию ООО "Азбука Вкуса".

Арбитражный суд считает указанные доводы необоснованными по следующим мотивам.

Статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции" *не допускает недобросовестную конкуренцию, в том числе продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

Данный закон под недобросовестной конкуренцией понимает действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 6 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами.

В соответствии с частью 1 статьи 1473 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Государственная регистрация заявителя - ООО "Азбука Вкуса" в качестве юридического лица произведена свидетельством N 1027730003157 18.09.2002г., с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица ООО "Азбука Вкуса" с присвоением основного государственного номера, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Полное фирменное наименование общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью "Азбука Вкуса".

Заявитель сделал ошибочный вывод о наличии таких средств индивидуализации юридических лиц, как местонахождение, ИНН и ОГРН организации. Тогда как, в соответствии со ст.ст. 82-84 Налогового Кодекса РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ОГРН (основной государственный регистрационный номер) используется в качестве номера регистрационного дела юридического лица, а ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) присваивается как единый номер налогоплательщика на всей территории Российской Федерации в целях налогового контроля посредством учета создаваемых юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

ООО "Азбука вкуса-С" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 30.07.2010г. с присвоением основного государственного номера N1106316011691, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 63 N005288844 и выпиской из ЕГРЮЛ. Полное фирменное наименование учреждения на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью "Азбука Вкуса-С".

В соответствии с частью 2 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

Согласно части 3 статьи 1474 Гражданского кодекса РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Как установлено материалами дела N 47-8690-12/8, третье лицо первым зарегистрировало фирменное наименование - ООО "Азбука Вкуса" и является его правообладателем. Кроме того, в материалах дела присутствует копия свидетельства на товарный знак N 435663 (т.1 л.д.71-86) правообладателем которого является ООО "Азбука Вкуса" (121170, Москва, Кутузовский проспект,36,стр.3), выданное по класса 29,30 и др. Правопользование товарным знаком было передано ООО "Азбука Вкуса" по лицензионному договору N277 от 12.09.2011г. (т.1 л.д.87-89) ООО "Городской супермаркет". Данное право не предоставлялось другим лицам, в том числе ООО "Азбука вкуса-С".

Кроме того, Управлением был осуществлен запрос в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - Роспатент, т.1 л.д.90-93) с просьбой дать разъяснение о степени сходства фирменного наименования ООО "Азбука Вкуса" до степени смешения с фирменным наименованием ООО "Азбука Вкуса - С", а так же о степени сходства товарного знака "Азбука Вкуса" по свидетельству N435663 от 21.04.2011г до степени смешения с обозначением "Комбинат питания Азбука Вкуса-С", используемое ООО "Азбука Вкуса-С" при оформлении интернет-сайта www.prof-pitanie.ru.

Роспатент предоставил справку (т.1 л.д.94-96), согласно которой (справка подготовлена в рамках информационно-методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих правоприменительные функции в сфере гражданского оборота результатов интеллектуальной деятельности), подготовленной специалистами Федерального государственного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" (далее - "ФГУ ФИПС", исх.N 41-1366-12 от 03.09.2012г./вх.N.5799-3 от 04.09.2012г.).

Согласно материалам запроса предоставленные обозначения использованы для целей осуществления деятельности, связанной с введением в гражданский оборот товаров, являющихся продуктами питания, а так же при оказании услуг "по организации буфет-баров с легкими закусками, сэндвичами, выпечкой", "проведении праздничных мероприятий, банкетов, фуршетов, корпоративных вечеринок", "деятельностью кафе", "организации горячих обедов". Товары для которых используются представленные обозначения, являются однородными товарами, для индивидуализации которых, в том числе, зарегистрирован комбинированный товарный знак по свидетельству N 435663, а именно товарам, указанных в перечнях 29, 30 классов Международной классифиации товаров и услуг для регистрации знаков. Оказываемые услуги могут быть признаны однородными указанным в свидетельстве N435633 услугам "продвижение товаров(для третьих лиц)", "реклама интерактивная в компьютерной сети", "реклама", "представление товаров на всех медиасредствах с целю розничной продажи" 35 класса МКТУ, "дискотеки", "клубы-кафе ночные", "организация балов" 41 класса МКТУ.

Таким образом, юридические лица - ООО "Азбука вкуса" и ООО "Азбука Вкуса-С" осуществляют аналогичную деятельность на рынке товаров и услуг.

Представленные обозначения: ООО "Азбука Вкуса" и ООО "Азбука Вкуса-С" могут быть признаны сходными до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N435663 в силу фонетического/семантического тождества и графического сходства общих словесных элементов "азбука вкуса", а так же сходного цветового сочетания (зеленый цвет).

По результатам проведенного сравнительного анализа может быть сделан вывод о том, что обозначения ООО "Азбука Вкуса" и ООО "Азбука Вкуса-С" сходны до степени смешения в силу наличия фонетически и семантически тождественных общих словесных элементов "АЗБУКА ВКУСА" / "Азбука Вкуса".

Кроме того, в материалы дела представлены ООО "Азбука Вкуса" различного рода грамоты, благодарности, сертификаты "Лучшая розничная сеть'07", дипломы в номинации "Супер и гипермаркеты", "Самые эффективные среди компаний, специализирующихся на продаже продовольственных товаров и сегменте премиум", "Лучшее качество обслуживания-2005", "Лучшая сетевая торговая компания" и др. вышеперечисленные награды свидетельствуют об узнаваемости товарного знака "Азбука вкуса" и одновременно фирменного наименования на всей территории Российской Федерации (т.1 л.д.97-102).

На сайте ООО "Азбука Вкуса" www.azbukavkusa.ru представлена информация: "Азбука Вкуса" - один из наиболее сильных и узнаваемых отечественных потребительских брендов. Уникальный ассортимент, изысканный стиль и высокий уровень обслуживания сделали компанию законодателем тенденций и одним из лидеров российского розничного рынка.... Уникальное положение компании "Азбука Вкуса" и ее профессиональные успехи подтверждены наградами российского делового сообщества. Среди них: "Лучшее качество обслуживания" (Консалтинг-центра "ШАГ", 2005 г.), "Лучшая сеть супермаркетов" ("Золотые сети - 2006", "Золотые сети - 2010"), "Индивидуальный подход к обслуживанию клиентов" ("Российский Торговый Олимп - 2006"), "Лучшая розничная сеть (BBPG, 2006, 2008 гг.), "Лучшая среди своих" (Retailer Magazine, 2007 г.), "Инновационная торговая концепция" (Retail Grand-Prix 2009/National Retail Awards 2009 г.), "Лучшая торговая сеть сегмента "премиум" ("Торговля в России - 2009"), "Нам нравится" (Online Retail Russia 2011 г.), "Лидер эффективности" (INFOLINE/ИД Retailer - 2011, 2012 гг.), "Социальный проект года" (Retail Grand Prix - 2012 г.). Кроме того, "Азбука Вкуса" удостоилась авторитетной премии в сфере продаж, маркетинга и рекламы Sales Business Awards в номинациях "Супермаркеты и гипермаркеты" (2007, 2008 гг.) и "Sales-команда" (2008 г.). Дважды - в 2010 и 2012 года гг. "Азбука Вкуса" становилась лауреатом премии "Права потребителей", проводимой под патронажем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), за "ответственную позицию в вопросах соблюдения прав потребителей". "Азбука Вкуса" в течение многих лет входит в ТОП-50 торговых сетей по версии журнала Retailer Magazine, рейтинг ТОП-400 крупнейших торговых сетей еженедельника "Эксперт", список 200 крупнейших частных компаний России еженедельника Forbes и многие другие отраслевые рейтинги".

Таким образом, ООО "Азбука Вкуса" на протяжении последних 7 лет является узнаваемым брендом, что подтверждается вышеуказанными наградами.

Юридическое лицо, которое приобрело исключительное право на средство индивидуализации ранее другого лица, использующего тождественное или сходное до степени смешения обозначение, вправе требовать в отношении фирменного наименования или коммерческого обозначения - полного или частичного запрета на использование.

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (п. 2 статьи 1475 Гражданского кодекса РФ).