АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 августа 2013 года Дело N А53-2882/2013

Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2013

решение в полном объеме изготовлено 30 августа 2013

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Лусегеновой З.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Лапицкой В.О.

рассмотрев в судебном заседании  материалы дела по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

к Федеральному казенному учреждению "Войсковая часть 40911" (ИНН 6165158671, ОГРН 1096165005144), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации

о взыскании 117 200,00 руб.

при участии:

от истца: до перерыва - представитель Байков С.Е. (доверенность N ТЦФТО-СК/242 от 14.06.2012), после перерыва - представители Байков С.Е. (доверенность N ТЦФТО-СК/242 от 14.06.2012), Хомякова А.В. (доверенность от 14.06.2012), Курилюк И.А. (доверенность N ТЦФТО-СК/249 от 04.07.2012);

от ответчиков: Министерство обороны РФ - представитель Лыкова В.А. (доверенность N 212/1587 от 28.01.2013), ФКУ "Войсковая часть 40911" - представитель не явился

установил, что рассматривается исковое заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Федеральному казенному учреждению "Войсковая часть 40911",  Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 117 200,00 руб. - штрафа невыполнение заявки.

В судебном заседании, открытом 21.08.2013, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 23.08.2013 15 часов 30 минут, по окончанию которого судебное разбирательство было продолжено.

Ответчик - ФКУ "Войсковая часть 40911", извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Спор рассматривается в отсутствие представителя ответчика - ФКУ "Войсковая часть 40911" в порядке  статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец заявленные требования поддержал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик - Федеральное бюджетное учреждение Войсковая часть 4091, требования истца не признал, ссылаясь  на отсутствие открытых лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации требований истца, не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения к ответственности, установленной статьей 99 Устава железнодорожного транспорта, так как спорные вагоны не принадлежат истцу.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, судом установлено следующее.

Между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (Перевозчик) и Федеральным бюджетным учреждением Войсковая часть 40911 (Воинская часть) был заключен договор N 294/1 от 11.05.2010 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" для войсковой части 40491-а контрагентами филиала МТО "Росжелдорснаб" при станции Миллерово СКЖД.

В соответствии с пунктом 1 договора, производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры путей общего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 4 к пути N 3 "Росжелснаб" - филиала ОАО РЖД", Ростовского отдела Ростовской дирекции материально-технического обеспечения станции Миллерово СКЖД, обслуживаемого локомотивом Перевозчика.

Согласно пункту 5 договора, подача вагонов на железнодорожный путь производится по уведомлению. Уведомление о подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.

Пунктом 10 договора установлено, что готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком с мест выгрузки не позднее, чем за 10 часов после получения письменного уведомления от Воинской части о готовности вагонов к уборке.

В соответствии с пунктом 14 договора, расстояние, за которое взимается сбор за подачу, уборку вагонов 17,5 км в оба конца, в том числе 17,5 км, принадлежащих владельцу инфраструктуры.

Пунктом 15 договора установлено, что Воинская часть оплачивает Перевозчику:

- сбор за подачу, уборку вагонов за годовой период по ставкам Тарифного руководства N 3;

- плату за пользование железнодорожным путем по ставкам Тарифного руководства N 3;

- плата за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2;

- за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов по ставкам таблицы N 12 Тарифного руководства N 3;

- другие сборы и платы по ставкам договорного тарифа по договору на оказание услуг.

Из материалов дела следует, что в период март 2012 года, имел место простой вагонов, а именно:

- 20.03.2012 в 04 часов 30 минут были поданы 5 вагонов, уведомление о завершении грузовой операции поступило 23.03.2013 в 17 часов 00 минут. Общее время простоя вагонов составило 84 часа 30 минут (сумма штрафа 98 000,00 руб.);

- 20.03.2012 в 05 часов 25 минут был подан 1 вагон, уведомление о завершении грузовой операции поступило 23.03.2012 в 17 часов 00 минут. Общее время простоя вагона составило 83 часа 35 минут (сумма штрафа 19 200,00 руб.).

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела памятками приемосдатчика N 75,76,78,79.

Истец представил в материалы дела расчет штрафа за задержку вагонов, произведенного в соответствии со статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта, на основании памятки приемосдатчика N 12, который в общей сумму составил 117 200,00 руб.

В целях взыскания штрафа за задержку вагонов истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно статье 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груз.

В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно части 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта за задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре. Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.

Согласно статье 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

В силу требований пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Превышение установленных законом сроков свидетельствует о задержке под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику.

В соответствии с пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.

В целях урегулирования порядка оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 утверждены Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.

Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, предусмотрено, что расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Истец,  в подтверждение  наличия у перевозчика права пользования вагонами, представил  в материалы дела копии дорожных ведомостей NN Т 504170, Т 504171, Т 504172, Т 504173, Т 504174, Т 504175; указал, что спорные вагоны использовались  на основании договора N1429 от 15.12.2008, заключенного с  собственником вагонов (ОАО "Первая грузовая компания").

Составленный истцом расчет штрафа проверен судом и признан верным.

При таких обстоятельствах требования истца о взыскании штрафа за задержку вагонов, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Согласно положениям пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности взыскиваемых денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.

Являясь получателем бюджетных средств, учреждение получает их из федерального бюджета Российской Федерации от Главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, соответственно.

Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

В силу пункта 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

В соответствии с приложением N 6 к Федеральному закону от 02.12.2009 "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и приложением N 11 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Министерство обороны Российской Федерации входит в состав главных распорядителей средств федерального бюджета в составе ведомственной структуры расходов.

Исходя из вышеизложенного, Министерство обороны Российской Федерации выступает в суде от имени Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

При таких обстоятельствах предъявление настоящего иска к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации как к субсидиарному должнику признано судом обоснованным.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в размерах установленных статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

При подаче искового заявления истцом, согласно платежному поручению N 1665568 от 18.10.2012, уплачена государственная пошлина в размере 5 130,25 руб.