• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 27 августа 2013 года Дело N А55-13429/2013

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2013 года, в полном объеме решение изготовлено 27 августа 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Курносовой Д.Г.

рассмотрев в судебном заседании 20 августа 2013 года дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя Гладкова Олега Вениаминовича

к Министерству имущественных отношений Самарской области

о признании незаконным отказа и обязании

при участии в заседании

от заявителя - представитель Боброва Л.С., доверенность

от Министерства - представитель Сараев И.С., доверенность

установил:

Индивидуальный предприниматель Гладков Олег Вениаминович обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 в предоставлении ИП Гладкову О.В. земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Красных коммунаров, 17, площадью 8 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0925004:510 по заявлению 16.04.2012 года и обязании.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель Министерства возражает против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что предприниматель Гладков Олег Вениаминович обратился в министерство имущественных отношений Самарской области 16.04.2012 года с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 8 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Красных коммунаров, дом 17, под временный передвижной тонар для торговли хлебобулочными изделиями (л.д. - 7).

К указанному заявлению предпринимателем были представлены следующие документы: Договор аренды от 20.03.2000 года N 004880з, выписка из ФГУП "Ростехинвентаризация" от 16.11.2011 года, выписка из ЕГРП, выписка из ЕГРИП, землеустроительное дело, постановление Администрации Советского района г. Самары N 2052 от 06.12.1999 года.

По результатам рассмотрения заявления, письмом от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 Министерство отказало в предоставлении земельного участка ( л.д. - 26).

Основанием для отказа послужил довод, что в утвержденной постановлением главы городского округа Самара N 377 от 19.04.2013 года Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, размещение каких-либо объектов на испрашиваемом участке не предусмотрено.

Не согласившись с вынесенным отказом, предприниматель обратился в суд с настоящими требованиями.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.

В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).

Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).

Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).

На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).

Согласно п.п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.

В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.

Материалами дела подтверждается, что ранее указанный участок предоставлялся предпринимателю Гладкову О.В. в соответствии с постановлением Администрации Советского района г. Самары N 2052 от 06.12.1999 года в аренду под установку временного передвижного тонара для торговли хлебобулочными изделиями ( л.д. - 16-17).

На основании чего, между заявителем и Комитетом по управлению имуществом г.о. Самара был заключен Договор аренды от 20.03.2000 года, сроком с 21 сентября 1999 года по 05 июня 2000 года (л.д. - 18-19).

Впоследствии постановлением от 18.12.2000 года N 2419 были продлены арендные отношения ( л.д. - 22-25).

Из представленной информации ФГУП "Ростехинвентаризация" от 16.11.2011 года, на испрашиваемом участке фактически расположен временный передвижной тонар ( л.д. - 12).

Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 14.12.2005 года, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0925004:510.

Единственным основанием для отказа заявителю в предоставлении участка в аренду, Министерство указывает на отсутствие в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара указания на размещение временного объекта на испрашиваемом участке.

Согласно статье 10 ФЗ N 381-ФЗ", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Между тем, в силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

При этом, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

По смыслу вышеназванных норм, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. При этом, перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой.

Из материалов дела усматривается, что участок ранее предоставлялся заявителю под разрешенный вид использования - временный передвижной тонар ( что также отражено и в кадастровой выписке).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Гладков О.В., в силу абзаца 6 пункта 3.1 Порядка имеет право на приобретение права аренды на вышеназванные земельные участки без торгов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара утверждена постановлением Администрации городского округа Самара от 19 апреля 2013 года N 377.

Нестационарный объект заявителя в указанную Схему включен не был.

Вместе с тем, как уже указывалось ранее, в силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Таким образом, отсутствие объекта нестационарной торговли в вышеназванной Схеме не является препятствием для предоставления участка.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьям 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установление судом незаконности оспариваемого отказа и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, согласно ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания указанного решения незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Расходы по госпошлине, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Министерство и взыскиваются в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110,112,167-170,176,197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 08 мая 2013 года N 12-4/1034/12 в предоставлении ИП Гладкову О.В. земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Красных коммунаров, 17, площадью 8 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0925004:510 по заявлению 16.04.2012 года.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем рассмотрения заявления ИП Гладкова О.В. от 16.04.2012 года в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ИП Гладков О.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

Ю.Е. Холодкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-13429/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 27 августа 2013

Поиск в тексте