АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 августа 2013 года Дело N А53-5653/2013

Резолютивная часть решения объявлена "26" августа 2013 г.

Полный текст решения изготовлен "27" августа 2013 г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Корха С.Э.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комягиным В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества "Ростоввторпереработка" (ИНН 6162033410, ОГРН 1026103052250)

к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

о взыскании 8 873,37 руб.

при участии:

от истца: представитель не явился;

от ответчика: представитель Старых Д.И. по доверенности N НЮ-10/206 от 08.08.2013 г.

установил: закрытое акционерное общество "Ростоввторпереработка" обратилось в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" с требованием о взыскании 8 873,37 руб. необоснованно списанных с с лицевого счета.

Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Спор рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ, согласно которой при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Исковые требования мотивированы тем, что  действия ответчика по списанию денежных средств в  заявленном размере, списанные со счета за пользование вагонами и хранение грузов в зоне таможенного контроля до момента завершения процедуры таможенного транзита, являются необоснованными, поскольку  подача - уборка вагонов в зону таможенного контроля и хранение грузов в вагонах в зоне является публичной обязанностью ответчика, за которые он не имеет права взимать плату, в том числе  на основании  договора.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд установил, что 11.03.2009 г.  между сторонами заключен договор на организацию расчетов N 1022/03-09. Пунктом 1.1  предусмотрено, что договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся Открытого акционерного общества "РЖД" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет клиент (истец). На основании договора клиенту открыт лицевой счет и  присвоен код плательщика  N  1001416339 (п.1.2). Списание  дорогой денежных средств с лицевого счета клиента производится в соответствии с действующим в Открытого акционерного общества "РЖД" порядком, на основании кода плательщика и наименования клиента в  перевозочных и (или) иных документах в качестве лица, осуществляющего оплату (п.1.3).

Пунктом 2.1.1 в обязанности истца входит осуществление своевременного перечисления дороге денежных средств в количестве, достаточном для взимания платежей, оплату которых осуществляет клиент.

В соответствии с п.п. 2.1.4,  2.1.5 в обязанности клиента входит  возмещение по утвержденным ставкам расходы дороге, связанные с оформлением транзитной декларации, для получения разрешения таможенных органов на внутренний таможенный транзит и международный таможенный транзит в соответствии возмещение расходов, связанных с проведением проверок контролирующих либо иных органов государственного контроля (надзора) при перевозках грузов, оплату платежей по которым осуществляет клиент,  на основании актов общей формы и сведений, внесенных в перевозочные документы.

01.04.2012 г. между истцом и ответчиком заключен договор  на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов N 2/58-12ЛАФТО.

Согласно договору открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обязалось оказывать либо организовывать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов. Перечень оказываемых услуг по договору определяется открытого акционерного общества "РЖД". Перечень необходимых клиенту (истцу) услуг, их содержание и стоимость определяются сторонами в Приложении N 1 к договору, являющемуся его неотъемлемой  частью.  (п. 1.2).  Расчеты по договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 11.03.2009 г. N 1022/03-09.

Судом установлено,  что в период  2 квартала 2012 г. в адрес истца на станцию Таганрог СКжд прибывали вагоны с грузом согласно перечню в Приложении N 1 и N 2. Груз перевозился  в адрес истца по процедуре таможенного транзита.

Вагоны подавались железной дорогой в зону таможенного контроля и после таможенного оформления, убирались из нее.

Как видно из представленных в материалы дела счетов-фактур, накопительных ведомостей, актов общей формы,  ответчик  списал со счета истца 8 873,37 руб. необоснованно списанных с лицевого счета денежных средств, в том числе за пользование вагонами - 2 182,77 руб. и за оформление транзитной декларации - 6690,60 руб.

Посчитав, что денежные средства в размере 8 873,37 руб. безосновательно списаны с его лицевого счета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим  иском.

Часть 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).

В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением процедуры внутреннего таможенного транзита в соответствии с главой 10 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В силу указания закона у перевозчика возникает (в рамках публичного правоотношения с государством в лице таможенных органов) обязанность получить разрешение на завершение внутреннего таможенного транзита. У грузополучателя в рамках указанного публичного правоотношения каких-либо обязательств не возникает.

Таким образом, обязанность по получению разрешения на внутренний таможенный транзит в соответствии со статьей 92 Таможенного кодекса Российской Федерации возложена на перевозчика.

Согласно статье 79 Таможенного кодекса Российской Федерации внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (статья 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Предоставление транзитной декларации в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса Российской Федерации является необходимым условием для получения перевозчиком разрешения на ВТТ.

Статьей 88 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан: доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались; не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса.

В обязанности перевозчика в соответствии со ст. ст. 80, 81, 92 Таможенного кодекса Российской Федерации входит также получение необходимых для его осуществления документов и совершение действий по завершению указанной таможенной процедуры, в том числе размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля и обеспечение их хранения до завершения процедуры внутреннего таможенного транзита.

При этом, исходя из анализа требований ст. ст. 100, 117 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения либо с разрешения таможенного органа на складе получателя товаров, а также положений ст. 103 Таможенного кодекса Российской Федерации, определяющей сроки временного хранения товаров, у грузополучателя отсутствует возможность влиять на продолжительность процессов оформления и завершения процедуры внутреннего таможенного транзита.

В силу статьи 36 Устава по прибытии грузов на станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.

Таможенное законодательство и иные правовые акты по вопросам таможенного дела содержат специальные нормы, регламентирующие вопросы перевозки груза находящегося под таможенным контролем. Данные нормы, в частности, устанавливают права и обязанности перевозчика, грузополучателя, определяют место доставки, порядок выдачи и хранения груза. Однако из этих норм не следует, что обязанность перевозчика по доставке и выдаче груза считается исполненной с момента завершения таможенного оформления.

На основании статьи 34 Устава перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.

В силу статьи 35 Устава грузы выдаются на железнодорожной станции грузополучателю. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 29 (далее - Правила N 29), устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.

В соответствии с Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (в редакции приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.06.02 N 675), по прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя. Должностное лицо таможенного органа после получения уведомления о прибытии груза регистрирует уведомление, проставляет на перевозочных документах и на листе контроля за доставкой товара штамп "Товар поступил" и принимает решение о возможной выгрузке груза для освобождения перевозочных средств (пункт 3.11). Работники железной дороги не имеют права выдавать грузовладельцам грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов (пункт 2.6).

Для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (пункты 6 и 20.1 Правил N 29). Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.

Пунктом 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 27, предусмотрено, что дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза. В случае прибытия груза вне времени работы таможенного органа (подразделения) срок доставки груза удлиняется на срок от момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения до наступления времени работы этого органа.

Таким образом, доставка груза считается завершенной после уведомления таможни о прибытии груза на станцию назначения, на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза.

Из анализа приведенных норм следует, что датой фактического срока доставки груза, находящегося под таможенным контролем, является дата уведомления получателя и таможенного органа о прибытии груза на железнодорожную станцию назначения. С даты уведомления таможенного органа о прибытии груза доставка груза может быть признана завершенной. До завершения доставки груза на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению предусмотренной статьей 39 Устава платы за пользование вагонами.

Согласно ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Как видно из материалов дела, согласно  актам общей формы  N 2505 от 06.08.2012 г., N 2517 от 07.08.2012 г., N 2495 от 06.08.2012 г., N 2510 от 06.08.2012 г., N 2468 от 04.08.2012 г., N 2483 от 04.08.2012 г. спорные вагоны в процессе осуществления перевозки находились в зоне таможенного контроля и  после таможенного оформления железной дорогой  убирались из указанной зоны.

Суд полагает, что истцом приведен обоснованный расчет стоимости платы за пользование вагонами и сборов и хранения в ЗТК по перечню вагонов, рассчитанный за период времени с момента завершения процедуры таможенного транзита до момента предоставления железнодорожной накладной с отметкой таможни "выпуск разрешен" исходя из ставок, установленных п.11 Тарифного руководства N 2, утвержденного постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35\12 "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" и п.22 Тарифного руководства N 2.

Сумма денежных средств, списанная с лицевого счета ответчика за пользование  вагонами и хранение грузов в ЗТК с момента, указанного в актах общей формы до момента завершения процедуры ВТТ является необоснованной в виду того, что стоимость платы за пользование вагонами и услуг хранения в ЗТК должна рассчитываться с момента завершения процедуры ВТТ до момента предоставления грузополучателем перевозчику железнодорожной накладной с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен". До завершения процедуры ВТТ простой вагона в ЗТК связан не с виной грузополучателя, а с объективным требованием закона, возлагающим на таможенного перевозчика обязанность завершить процедуру ВТТ в месте доставки. Именно после завершения процедуры ВТТ у грузополучателя появляется объективная возможность преступить к таможенному оформлению указанного груза.

Таким  образом, у ответчика отсутствуют правовые основания для возложения на грузополучателя обязанности по внесению платы за пользование вагонами за время с момента прибытия груза находящегося под таможенным контролем, до проставления таможенным органом в железнодорожной накладной отметки, позволяющей перевозчику выдать документы грузополучателю.

Кроме того, общество оспаривает списание с лицевого счета 6 690,60 руб. стоимости оформления транзитной декларации.

В соответствии со ст. 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие, возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы, возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Как следует из буквального толкования данной нормы, обязательным условием ее применения является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженной в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа.

В данном случае работы, связанные с подачей вагонов в зону таможенного контроля и хранением вагонов, связаны с исполнением перевозчиком обязанности по получению разрешения завершения внутреннего таможенного транзита, предусмотренной статье 92 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что простой вагонов вызван выполнением перевозчиком каких-либо работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), а связан с исполнением перевозчиком установленных Таможенным кодексом Российской Федерации обязанностей по получению разрешения на завершение внутреннего таможенного транзита, являющегося частью процесса перевозки грузов. Указанные обстоятельства не могут быть отнесены к зависящим от грузополучателя причинам ожидания подачи или приемки вагонов.

При таких обстоятельствах  суд полагает, что работы, связанные с оформлением транзитной декларации  связаны с исполнением перевозчиком установленной статьей 92 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанности по получению разрешения на завершение внутреннего таможенного транзита, следовательно, плата за пользование вагонами, а также сборы за оформление транзитной декларации, всего на сумму 8 873,37 руб. (2 182,77 руб. + 6 690,60 руб.)  не могут быть списаны ответчиком с лицевого счета общества.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  расходы по государственной пошлине, оплаченной истцом при подаче иска, подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в пользу закрытого акционерного общества "Ростоввторпереработка" (ИНН 6162033410, ОГРН 1026103052250) 8 873,37 руб. необоснованно списанных с лицевого счета денежных средств, в том числе за пользование вагонами - 2 182,77 руб. и за оформление транзитной декларации - 6 690,60 руб. а также 2 000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

решение суда по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья С.Э. Корх

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка