• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 30 августа 2013 года Дело N А56-38599/2013

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Бойко А.Е.,

рассмотрев дело по иску:

Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (адрес: 160001, Россия, Вологда, пр. Победы,д.33, ОГРН: 1023500871712);

к Индивидуальный предприниматель Русаков Евгений Евгеньевич (адрес: 187110, Россия, г. Кириши, Ленинградская область, пр. Героев, д. 7-9, ОГРН: 311471502100017);

о взыскании 73300,77 руб.

установил:

ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (далее - истец, ФКУ Упрдор "Холмогоры") обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Индивидуального предпринимателя Русакова Евгения Евгеньевича (далее - ответчик, ИП Русаков Е.Е.) 73300 руб. 77 коп. вреда, причиненного транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Стороны извещены надлежащим образом о рассмотрении требования в порядке упрощенного производства.

Отзыв на исковое заявление не представлен.

Материалы дела подготовлены для окончательного рассмотрения по существу.

Установлено следующее:

Порядок, правила и условия движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 08.11.07 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Фе­дерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), постановлением правительства РФ от 16.11.09 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила возмещения вреда), Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортном по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ 27.05.1996 г., зарегистрированной в Минюсте РФ 08.08.1996 г. за N1146 (далее по тексту - Инст­рукция), постановлением Правительства РФ N272 от 15.04.2011 г. "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом", а так же принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ, пунктами 2 и 3 Правил возмещения вреда, пункта 1.4. Инструкции движение по федеральной автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, допускается только при наличии специального разрешения, выданного уполномоченным органом управления дорожным хозяйством.

Частью 5 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ установлено, что порядок выдачи специального разрешения на движение по федеральной автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, т.е. Министерством транспорта РФ. В соответствие с пунктами 5.2.53.30 и 5.2.53.31 положения о Министерстве транспор­та РФ утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 395, Министерство транспорта РФ наделено полномочиями утверждать порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также утверждать порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств.

13 июня 2012 г. сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области (далее по тексту - УГАДН), осуществляющими весовой контроль т/средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, был выявлен факт несанкционированного (без специального разрешения) провоза водителем Перун Дмитрием Николаевичем тяжеловесного груза автотранспорт­ным средством - тягачом марки Mersedes-Benz модель 1843, государственный регистрационный номер У848КВ 47, прицеп модель KAESSBOHRER, г.р.н. АН666147, принадлежащим Русакову Евгению Евгеньевичу, которое осуществляло перевозку тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам общего пользования А-114 Вологда-Новая Ладога до магистрали "Кола" (через Тихвин), М-8 Москва- Архангельск, по маршруту движении г. Ярославль - г. Санкт Петербург (А/д М-8 с 272-459 км А/д А-114 с 4 км. по 331 км) (всего 514 км.) с нарушением требований Приложения N1 и N2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011г. N272) (нарушение предельно допустимой массы и осевых нагрузок транспортных средств).

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 08.11,2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный закон) пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специального разрешения и осуществлять действия, наносящие

В нарушение требований ст. 31 Федерального закона указанный выше законный владелец транспортного средства (Русаков Евгений Евгеньевич) специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов у владельца дороги не получал согласование маршрута движения т/средства с ним не осуществлял, плату в счет возмещения вреда, причиняемого федеральной автомобильной дороге перевозкой тяжеловесного груза, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ N 934 от 16.11.2009г. (далее - постановление Правительства РФ), в федеральный бюджет не вносил.

По факту выявленного нарушения 13.06.2012г. сотрудниками УГАДН был составлен Акт N783 по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства, свидетельствующий о превышении допустимых весовых параметров при эксплуатации транспортных средств - тягача марки Mersedes-Benz модель 1843, г.р.н. У 848 КВ 47, прицеп модель KAESSBOHRER, г.р.н. АН 6661 47. На основании Акта N783 от 13.06.2012г. владельцем дороги (ФКУ Упрдор "Холмогоры") 31.08.2012 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным дорогам, закрепленным за ФКУ Упрдор "Холмогоры", подлежащей взиманию с владельца транспортных средств в целях компенсации вреда, причиненного федеральным автомобильным дорогам, размер которого составил 73 300 руб. 77 коп. Акт N783 от 13.06.2012г. был вручен водителю автотранспортного средства Перун Д.Н., который был с ним ознакомлен.

В силу пункта 5.5.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.04 г. N 398 на Федеральную службу возложено осуществление весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организация на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проверки такого контроля. На территории Вологодской области функции весового контроля автотранспортных средств осуществляет Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании пункта 6.4.3. Положения об управлении государственного автодорожного надзора по Вологодской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.09 г. NВП-878фс.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 1 ст. 1079 ГК РФ предусмотрено, что обязанность возмещения вреда возлагается на лицо, которое владеет источником повышенной опасности.

Пунктом 2 Правил возмещения вреда, утвержденных постановление Правительства РФ N934 от 16.11.09 г., установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Ответчик, являясь законным владельцем автомобиля тягача марки Mersedes-Benz модель 1843, г.р.н. У 848 КВ 47, прицеп модель KAESSBOHRER, г.р.н. АН 6661 47, в добровольном порядке, как это предусмотрено пунктом 2 Правил возмещения вреда, не компенсировал вред, нанесенный федеральной автодороге, уклонившись от оплаты провоза тяжеловесного груза в счет возмещения вреда, согласования маршрута движения транспортного средства и получения соответствующего специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.

В соответствие с п. 8.4. Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Министерством транспорта РФ 27.05.1996 г. за N1146, в случае, если нарушение установленного порядка перевозки тяжеловесного груза привело к повреждению дорог, дорожных сооружений по пути следования груза, владельцы транспортных средств обязаны по требованию органов управления дорогами возместить убытки в установленном законом порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 17.07.1998 г. N22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, нанося дополнительный ущерб федеральным автодорогам, т.е. федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществления надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев соответствующих автотранспортных средств. Плата в счет возмещения вреда за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате (размеру возмещенного ущерба). Таким образом, возникновение обязанности по уплате ука­занного платежа в счет возмещения вреда причиняемого федеральной автодороге основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основании установленных параметров.

Целью взимания с владельцев транспортных средств платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, является защита от сверхнормативного износа и соразмерное возмещение наносимого федеральным автодорогам ущерба, возникающих в результате осуществления систематических перевозок. Устанавливая обязанность по возмещению вреда, причиняемого т/средствами осуществ­ляющими перевозки тяжеловесных грузов, Правительство РФ тем самым стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функциониро­ванию федеральных автомобильных дорог. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и общей безопасности населения, т.е. призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.

20.06.13 г. в адрес Ответчика было направлено претензионное письмо с предложением в добровольном порядке, в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения претензии, оплатить ущерб, причиненный федеральным автомобильным дорогам перевозкой тяжеловесного груза, со ссылкой на Акт N 783 от 13.06.2012 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.

До настоящего времени вред, причиненный Ответчиком федеральной автодороге, в размере 73 300 руб. 77 коп. в результате перевозки тяжеловесного груза с превышением значений предельно допустимой полной массы транспортного средства и значения предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, в добровольном порядке не возмещен.

Истец перечислил в бюджет РФ 2932,10 руб. госпошлины при обращении в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с Индивидуального предпринимателя Русакова Евгения Евгеньевича в пользу ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" 73 300 руб. 77 коп. ущерба и 2932 руб. 10 коп. расходов по госпошлине.

решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия.

Судья Бойко А.Е.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-38599/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 30 августа 2013

Поиск в тексте