АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 2013 года Дело N А40-89792/2013

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Полукарова А.В. (шифр судьи: 154-847)

рассмотрел в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ) дело

по заявлению Московской областной таможни

к ООО "ПТО Промтехнология" (ОГРН 1047796188780; адрес: г. Новосибирск, ул. Крылова, д. 36, офис 901)

о взыскании  суммы недоимки, возникшей в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, в соответствии с требованием об уплате таможенных платежей от 03.11.2010г, N 10125000/825 в размере  92365 руб. 08 коп., в том числе пени в размере 12818 руб. 30 коп.

без вызова сторон,

суд,

установил:

Московская областная таможня (далее по тексту также - Заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с ООО "ПТО Промтехнология" в пользу Московской областной таможни суммы недоимки, возникшей в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, в соответствии с требованием об уплате таможенных платежей от 03.11.2010г, N 10125000/825 в размере  92365 руб. 08 коп., в том числе пени в размере 12818 руб. 30 коп.

Заявитель в своем заявлении ссылается на наличие у ООО "ПТО Промтехнология" перед Московской областной таможней задолженности по уплате таможенных платежей, возникшей в результате решения о классификации товаров по ГТД N 10125020/160310/0002448.

Ответчик не воспользовался предоставленными ему АПК РФ процессуальными правами, отзыв не представил, требования заявителя не оспорил, не предоставил доказательства оплаты возникшей перед заявителем задолженности либо ее отсутствия.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению в связи с следующим.

Согласно п.6 ст.215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно ст.348 Таможенного кодекса РФ, действовавшего в период спорных отношений, и ст.91 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливающей общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов, в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.

Согласно п.п.1, 2, 3 ст.150 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст.152 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.2 и 3 ст.154 и ч.2 ст.157 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.

Согласно ст.48 НК РФ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, либо за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или за счет иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.

Согласно п.п.1, 4, 8, 11, 18 ст.152 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров. В случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

На основании ст.164 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Заявителем была проведена проверка заявленных сведений после выпуска товара по ГТД N 10125020/160310/0002448.

В соответствии со ст.14 Таможенного кодекса РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Положениями ст.ст.164, 318 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации таможенными органами России взимаются таможенные пошлины и только после их уплаты, а также соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на территории Российской Федерации.

Таким образом, выпуск товаров для внутреннего потребления предусматривает уплату установленных законом таможенных пошлин, налогов, которые в силу ст.13 НК РФ являются федеральными налогами и вносятся в федеральный бюджет, также законом предусмотрено внесение иных таможенных платежей.

Пунктом 1 ст.320 Таможенного кодекса РФ ответственность за уплату таможенных платежей возложена на декларанта.

Кроме того, в соответствии со ст.124, п.2 ст.127, п.4 ст.131 Таможенного кодекса РФ на декларанта, в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости, возложена обязанность в представлении таможенному органу документов, обосновывающих заявленную в ГТД таможенную стоимость товара и избранный им метод определения таможенной стоимости.

В соответствии со ст.367 Таможенного кодекса РФ таможенным органом после выпуска товара осуществлена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товаров. Данные проверочные действия проводились в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Согласно ст.412 Таможенного кодекса РФ если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Порядок взыскания таможенных пошлин, налогов с лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, представляет собой определенную совокупность последовательных действий, совершаемых в рамках установленных Таможенным кодексом РФ.

Пункт 1 ст.348 Таможенного кодекса РФ определяет, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины в принудительном порядке, определенном главой 29 Таможенного кодекса РФ.

В соответствии с п.2 ст.348 Таможенного кодекса РФ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов.

Согласно п.4 ст.348 Таможенного кодекса РФ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей.

Ответчиком был установлен факт недобора таможенных платежей в сумме  84401 руб. 78 коп., в связи с чем,  Зеленоградской таможней в адрес ООО "ПТО Промтехнология", как лица, ответственного за уплату таможенных платежей, на основании ст.320 Таможенного кодекса РФ, ст.79 Таможенного кодекса Таможенного союза, было направлено требование от 03.11.2010г. N 10125000/825 о необходимости уплаты таможенных платежей в размере 84401 руб. 78 коп.

В соответствии с требованием об уплате таможенных платежей от 03.11.2010г. N 10125000/825  ООО "ПТО Промтехнология" было предложено  течение 20 календарных дней с момента получения требования оплатить возникшую перед таможенным органом задолженность.

Однако как указывает в своем заявлении таможенный орган, и не оспаривает ответчик, в установленный требованием об уплате таможенных платежей от 03.11.2010г. N 10125000/825 срок задолженность ООО "ПТО Промтехнология" по уплате таможенных платежей в размере 84401 руб. 78  коп. в добровольном порядке не погашена.

Как указывает заявитель до настоящего времени, в том числе на дату настоящего судебного заседания и принятия решения по настоящему делу, задолженность ООО "ПТО Промтехнология" по уплате таможенных платежей в добровольном порядке не погашена.

Согласно ч.7 ст.150 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с таможенного перевозчика в соответствии с абзацем вторым п.2 ст.93 Таможенного кодекса Таможенного союза производится в порядке, определенном главой 18 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Размер подлежащей взысканию суммы таможенных платежей и пеней подтверждается приведенным таможенным органом расчетом. Данный расчет ответчиком не опровергнут.

Однако вместе с тем суд также указывает, что согласно п.п.1-3 ст.348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном главой 32 ТК РФ. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (статья 320 ТК РФ), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (статья 352 ТК РФ). Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 351), или за счет иного имущества плательщика (статья 353), а также в судебном порядке. Принудительное взыскание с физических лиц производится в судебном порядке.

Учитывая, что в части возложения на контролирующий орган обязанности соблюдения предусмотренных налоговым законодательством гарантий по ограничению притязаний государства на суммы задолженности в связи с соответствующими сроками давности взыскания рассматриваемые правоотношения не урегулированы ТК РФ, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применение положений НК РФ.

На основании имеющихся в деле доказательств, суд установил, что таможней пропущен, установленный п.3 ст.48 НК РФ срок подачи в суд заявления о взыскании таможенных платежей, установленного в непосредственной зависимости от срока исполнения требования об уплате образовавшейся задолженности.

Из изложенного следует, что пропуск установленного ст. 350 ТК РФ срока предъявления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога, установленного ст.48 НК РФ.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п.12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п.3 ст.48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться положениями ст.48 НК РФ при рассмотрении исков о взыскании недоимок по налоговым платежам с налогоплательщиков - юридических лиц.

Указанная позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации основана на принципе всеобщности и равенства налогообложения, отмеченная выше аналогия закона подлежит применению в случаях допущенных налоговыми органами пропусков срока, установленного ст.46 НК РФ для взыскания недоимок по налоговым платежам с налогоплательщиков - юридических лиц в бесспорном порядке.

Статьей 34 НК РФ определено, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

На основании п.1 ст.3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно абзацам 3 и 4 п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст.ст.46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст.47 и 48 НК РФ.

Исходя из содержания п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Поскольку в п.2 ст.48 НК РФ срок обращения в суд с аналогичным иском в отношении юридического лица не определен, то согласно принципу всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ) давность взыскания в судебном порядке недоимки по налогам, установленная ст. 48 НК РФ в отношении физических лиц, распространяется и на взыскание недоимок с юридических лиц.

С заявлением о взыскании с ООО "ПТО Промтехнология" таможенных платежей в сумме . 92365 руб. 08 коп., в том числе пени в размере 12818 руб. 30 коп.

Московская областная таможня обратилась в Арбитражный суд города Москвы только 10.07.2013 при условии, что шестимесячный срок после истечения срока исполнения требования от  03.11.2010г. N 10125000/825  об уплате таможенных платежей истек.

В силу положений ч.2 ст.117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Московская областная таможня, обосновывая пропущенный практически на 10 лет срок на подачу в арбитражный суд заявления о взыскании с ООО "ВЕРГОНА" таможенных платежей, ссылается на реорганизацию, согласно которой ряд таможенных органов, были присоединены к  Московской западной таможне, а в последствии  Московская западная таможня реорганизована в форме присоединения к Московской областной таможне, и, как следствие, передачу между таможенными органами большого документооборота.

Рассмотрев заявленное Московской областной таможней ходатайство о восстановлении пропущенного срока, суд отказывает в его удовлетворении, поскольку таможенным органом суд не представлено исчерпывающих и неоспоримых доказательств того, что указанная заявителем реорганизация Подольской таможни, имевшая место в соответствии с приказом ФТС России от 08.11.2010 N 2065 "О реорганизации таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области", послужила неустранимым обстоятельством и препятствием для соблюдения заявителем вышеуказанного срока для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд, при том условии, что указанная реорганизация таможенного орана имела место быть по прошествии почти четырех лет с момента окончания срока на подачу в арбитражный суд заявления о взыскании с ООО "ПТО Промтехнология" в пользу Московской областной таможни таможенных платежей.

В связи с отказом заявителю в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, заявленное требование по настоящему делу судом не рассматривается, так как положения АПК РФ не предусматривают возможность производства по заявлению в случае пропуска процессуального срока, либо отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении указанного процессуального срока.

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к вывод о пропуске заявителем срока для обращения в суд с заявлением о взыскании таможенных платежей, в связи с чем, отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Гражданским кодексом РФ установлен общий 3-х летний срок исковой давности.

В силу положений статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом.

В связи с пропуском срока обращения с заявлением, суд не рассматривает заявленные требования по существу и не оценивает на соответствие действующего законодательству.