АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 сентября 2013 года Дело N А55-8003/2013

Резолютивная часть решения объявлена 13.09.13.

Полный текст решения изготовлен 16.09.13.

16 сентября 2013 года

Дело N

А55-8003/2013

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Рысаевой  С.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Царьковой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании  09 сентября 2013 года - 13 сентября 2013 года дело по иску

Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский реабилитационный центр "Сергиевские минеральные воды" Федерального медико-биологического агентства" Самарская область, Сергиевский район, п.Серноводск

к  Обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная Коммунальная Компания",  Самарская область, Сергиевский район, с.Сергиевск

с участием в деле ОАО "Серноводский элеватор", ОАО "Сургутское", Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора

о взыскании 12 569 319 руб. 18 коп.

при участии в заседании:

от истца - Керничная Т.А. по дов. N58 от 12.08.13.

от ответчика - Панин А.Е. по дов. N73 от 22.05.13.

от ОАО "Серноводский элеватор" - Беляков Н.Ф. по дов. NСЭЛ/130821/2 от 21.08.13.

от ОАО "Сургутское" - не явился, извещён.

от Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области - не явился, извещён.

В судебном заседании 09.09.13 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13.09.13 года до 14 часов 30 мин.  Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: WWW.samara.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда. После перерыва заседание продолжено.

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медицинский реабилитационный центр "Сергиевские минеральные воды" Федерального медико-биологического агентства" Самарская область, Сергиевский район, п.Серноводск обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная Коммунальная Компания",  Самарская область, Сергиевский район, с.Сергиевск о взыскании 12 610 793 руб. 25 коп. неосновательного обогащения в виде платы за бездоговорное пользование услугами по очистке сточных вод за период с 01.10.11 по 01.02.13.

До принятия судом решения истец уточнил исковые требования, в связи с исключением ошибочно выставленных и оплаченных сумм за принятые и очищенные стоки от ОАО "Серноводский элеватор", ОАО "Сургутское" за период с 01.01.11 по 30.06.12. и просит взыскать с ответчика 12 569 319 руб. 18 коп.

С учётом мнения ответчика и в соответствии с ст.49 АПК РФ суд принимает уточнения исковых требований. Сумма иска равна 12 569 319 руб. 18 коп. неосновательного обогащения в виде платы за бездоговорное пользование услугами по очистке сточных вод за период с 01.10.11 по 01.02.13.

определением арбитражного суда от 14.06.13 к участию в деле привлечены ОАО "Серноводский элеватор", ОАО "Сургутское", Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

ОАО "Серноводский элеватор" представило отзыв на иск, в котором пояснило, что в период 2010 года по 2012 год между ОАО "Серноводский элеватор"  и истцом были заключены договора Nб/н от 01.01.10г., N22-11 от 01.01.11г.

ОАО "Сургутское", Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области, извещённые о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явились, отзыв на иск не представили. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд установил:

Согласно выписке из  реестра федерального имущества от 21.06.13 N354/1 истцу на праве оперативного управления принадлежат очистные сооружения, расположенные по адресу: Самарская область, Сергиевский район, п.Серноводск, ул. Советская,д.63. (том 2 л.д. 66-67). Справкой от 18.03.13 N122/0328 подтверждается, что очистные сооружения по вышеуказанному адресу: состоят на балансе истца с 1975 года N000000000000609.

Канализационные сети, расположенные по адресу: Самарская область, Сергиевский район, п.г.т. Суходол, ул. Ленина -2000м, уч-к от КНС до КНС элеватора -900м, уч-к от КНС элеватора до ГРС Сергиевская очист, соор, курорта СМВ -200м являются муниципальной собственностью с 1990 года, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 03.06.13. (том 2 л.д.102)

Ответчику по договору аренды муниципального имущества N158а/1 от 15.09.13, N85а/1 от 31.08.12  в пользование предоставлены канализационные сети согласно приложения N1-13

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что актами от 15.10.11г., от 16.04.12, от 12.10.12, от 21.02.13 установлен факт самовольного пользования очистными сооружениями истца, а также отсутствие узла учёта сброшенных канализационных вод. (том 1 л.д. 70-74)

Истцом ответчику был направлен акт сдачи -приемки работ от 07.02.13 за приём и очищение хозяйственно - фекальных стоков на сумму 12 610 793 руб. 25 коп., а также выставлен счёт на оплату N000074 от 07.02.13 на данную сумму. (том 1 л.д. 84,85).

Неоплата ответчиком данного счёта послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Ответчик исковые требования истца не признал,  ссылаясь на то, что истец не осуществляет услугу по водоотведению, а осуществляет только очистку канализационных стоков, при этом истцу не установлен тариф на очистку сточных вод на 2011г, 2012г, 2013г.

Суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Правоотношения, сложившиеся между сторонами по делу, регулируются Правилами

пользования системами коммунального снабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.99.

Пунктом 1 указанных Правил определено, что "самовольное пользование" означает

пользование системами водоснабжения и канализации при отсутствии договора на отпуск

(получение) воды и прием (сброс) сточных вод.

В соответствии с пунктом 11 Правил пользования системами коммунального

снабжения и канализации в Российской Федерации прием (сброс) сточных вод

осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным

договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации),

заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно -канализационного хозяйства.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору

энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту

(потребителю) через присоединенную сеть энергию.

Договор на водоотведение между истцом и ответчиком не подписан, при этом факт присоединения канализационных сетей ответчика к очистным сооружениям истца подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

В соответствии с пунктом 57 Правил, в случаях самовольного присоединения и

самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество

израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и

сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их

круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.

Расчёт неосновательного обогащения произведён истцом исходя из тарифа утверждённого Министерством энергетики  и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 14.10.11 N17, от 22.11.11 N117 на водоотведение и очистку сточных вод 13,69 руб. (в 2011г.), 14,41 руб. (в 2012 г.), 14,93 руб. (2012г.). при этом объём фекальных вод определён истцом на основании пункта 57 Правил N167.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации N 520 от

14.07.08 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и

предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" к

регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том

числе относятся тарифы на водоотведение и тарифы на очистку сточных вод.

Следовательно, услуга по очистке сточных вод является отдельно регулируемой

услугой, тариф на которую утверждается государственным органом регулирования.

Из содержания пункта 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением   Правительства РФ от 04.07.08г. N520 следует, что организация коммунального комплекса представляет документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

По результатам рассмотрения дел об урегулировании тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

Письмом от 28.11.11 N1301 ответчик известил истца о необходимости установления отдельного тарифа на очистку сточных вод, поскольку водоотведение (транспортировку) осуществляет непосредственно ответчик. (том 1 л.д. 145-146).

Министерство энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области письмом от 13.08.13 N15/6025 сообщило, что в период 2011 -2013 г.г. заявлений и материалов на открытие дела по установлению тарифа на услуги по очистке сточных вод со стороны истца в адрес Министерства не поступало. ( том 2 л.д. 103-104).

В соответствии с пунктом 1 Привил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12.02.99г. N167 абонентом является юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

При этом под  водоотведением понимается  технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации;

Очистка сточных вод- это комплекс мероприятий по удалению загрязнений, содержащихся в в бытовых и промышленных сточных водах.

В нарушении ст. 65 АПК РФ истец не представил суду доказательств того, что ему принадлежат канализационные сети на данном участке подсоединения ответчика  и он осуществлял приём от абонентов и транспортировку по канализационным сетям (коллекторам) сточных вод и передачу их на очистные сооружения тем самым  исполняет все этапы технологического процесса по водоотведению и очистке сточных вод.

Какого-либо иного утвержденного или экономически обоснованного тарифа на очистку сточных вод установленного для истца последним  в материалы дела не представлено.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии

в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными

правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса

Российской Федерации).

В соответствии с п. 56 Правил N 167 в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений.

У ответчика отсутствует прибор учета, следовательно, объем потребленных им услуг подлежит определению на основании п. 5.6 Правил. При этом, Правила не содержат иного способа определения объема сточных вод в отсутствие прибора учета, кроме как по среднемесячному потреблению в соответствии с п. 55, не применимому в спорной ситуации.

Как указано выше, в соответствии с п. 77 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с настоящими Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с п. 57.

В соответствии с п. 57 Правил в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.

Таким образом, указанный пункт применяется для расчета именно воды в отсутствие прибора учета, а с учетом определения количества воды по сечению трубопровода, с учетом правил, что объем водоотведения равен объему водопотребления, определяется и объем стоков.