АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 сентября 2013 года Дело N А55-15239/2013

в составе

судьи Рысаевой С.Г.

рассмотрев 16 сентября  2013 года в порядке упрощённого производства дело по иску

Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" в лице Самарского отряда-структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ РФ г.Самара

к  Обществу с ограниченной ответственностью "Кристалл" Тамбовская область, г.Кирсанов

о взыскании 8 077 руб. 67 коп.

установил:

Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" в лице Самарского отряда-структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ РФ обратилось в арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Кристалл"  о взыскании 8 077 руб. 67 коп. задолженности за сверхнормативную охрану вагона с грузом по договору N7/НОР-5/1 от 01.02.2010 на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров, с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом, 800 руб. судебные расходы.

определением суда от 23.07.2013 исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Электронные копии материалов дела были размещены в режиме ограниченного доступа  на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Стороны надлежащим образом извещались о начавшемся судебном процессе с их участием (ув.N12252,12251).

Принимая исковое заявление к производству, суд установил срок представления ответчиком отзыва на иск и документального его обоснования до 13.08.2013, а также срок предоставления сторонами дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений, до 03.09.2013.

Кроме того, информация о движении дела, а также о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по веб-адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором указывает на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора (л.д.100-103).

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд считает исковые требования подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям.

Между Обществом с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее "Заказчик") и Федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее "Охрана") заключен договор N 7/НОР-5/1 от 01.02.2010 года (далее - Договор) на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров, с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом по условиям которого, Охрана обязуется оказывать возмездные услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором, в том числе возмещать затраты Охраны при сверхнормативной охране вагонов, контейнеров с грузами.

25 февраля 2011 года в рамках данного Договора по железнодорожной накладной N ЭУ858533 отправлялся вагон N 22363873 с грузом масло подсолнечное (код: 556208);

грузоотправитель - ООО "Кристалл";

грузополучатель - ОАО "Электроизделия"

станция отправления - Кирсанов ЮВост жд;

станция назначения - Екатеринбург - товарный Сверд жд.

Прием под охрану данного вагона на станции отправления подтверждается Актом приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России N П - 58417/30 от 25 февраля 2011 года.

В пути следования - на станции Октябрьск Куйбышевской железной дороги, 27 февраля 2011 года в составе поезда N 2502 данный вагон был отцеплен по технической неисправности, что подтверждается актом общей формы N 5/41 от 27.02.2011г., составленным работниками станции Октябрьск (т.е. представителем перевозчика), в соответствии с "Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".

В период проведения ремонта и вплоть до отправления данного вагона со станции Октябрьск (с 22 час. 05 мин. 27.02.2011 г. - до 14 час. 34 мин. 09.03.2011 г.) - вагон N 22363873, в соответствии с договорными обязательствами, находился под непрерывной охраной работников подразделения СК ст. Октябрьск филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской ж.д.

Срок доставки груза истекал 05.03.2012 г. Вагон N N 22363873 с грузом масло подсолнечное прибыл на станцию назначения - ст. Екатеринбург-товарный Свердловская. Ж.д. 14.03.2011 г., что подтверждается актом выдачи вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России от 14.03.2011 г. N76105/2540 представителю грузополучателя - ОАО "Электроизделия" на станции назначения.

Время сверхнормативной охраны указанного вагона за период с 00 час. 00 мин. 06. 03. 2011 г. - до 20 час. 00 мин. 14. 03. 2011 г. составило полных 212 час.

Ставки сбора за сверхнормативную охрану в пути следования установлены Приказом ФГП ВО ЖДТ России от 14 февраля 2011 N К - 10/44 (Раздел N 5), на дату предъявления груза к перевозке составляли 775 руб. 00 коп., за каждые вагоно-сутки (или 32 руб. 29 коп., за 1 час без НДС).

Таким образом, стоимость сверхнормативной охраны указанного вагона без учета НДС-18% составляет 6845 руб. 83 коп. (32 руб. 29 коп. х 212 час), с учетом НДС-18% - 8 077 руб. 67 коп., которая в соответствии с договорными обязательствами подлежит оплате Заказчиком.

Согласно статьям 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктом 3.2.6. Договора Заказчик обязан производить оплату услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования и сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами в соответствии с разделом 4 Договора.

Пунктом 4.5.1. Договора определено, что при задержке в пути следования, а также на станциях отправления, назначения, входной (выходной) пограничной передаточной и припортовой станциях охраняемых вагонов, контейнеров с грузами по причинам, зависящим от Заказчика (уполномоченных лиц Заказчика) с Заказчика дополнительно взимаются сборы за их сверхнормативную охрану.

Сборы взимаются по ставкам сбора с учетом индекса дефлятора, установленного Охраной и действующего на дату предъявления груза к перевозке за каждый вагон, контейнер не зависимо от количества их в отправке.

При сверхнормативной охране груза, осуществляемой менее суток, сбор за охрану взимается исходя из почасовой ставки, устанавливаемой на основе суточной ставки, считая неполный час за полный.

Согласно п.1 ст.781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Сборы взимаются по отдельно выставляемому структурным подразделением Охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки и расходы Охраны. Ставки сбора и порядок их применения объявлены на сайте Охраны -WWW.ZDOHRANA.ru в разделе "Услуги".

Согласно пункта 4.5.3. Договора:

"...Время за охрану вагонов, контейнеров с грузами, отцепленными в пути следования для устранения коммерческой или технической неисправностей, определяется на основании Акта общей формы, составленного Перевозчиком в соответствии с Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом...".

На основании п. 25 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38, при обнаружении в пути следования технической неисправности вагонов с грузами, следующими с сопровождением, и невозможности дальнейшего следования этих вагонов с данным поездом, такие вагоны отцепляются для устранения технических неисправностей. Случаи повреждения вагонов по вине грузоотправителей или проводника оформляются перевозчиком актом общей формы.

В адрес ответчика истцом была направлена претензия от 27.08.2012 г. N 07/2481 с требованием оплаты стоимости сверхнормативной охраны указанного вагона с грузом. Согласно почтового уведомления, претензия получена ответчиком 03.09.2012 г.

Ответчик исковые требования истца не признает, ссылаясь на то, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора и не представлено доказательств исполнения по сверхнормативной охране вагона N22363873.

Суд считает требования истца законными и обоснованными по следующим основаниям:

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5.2. договора Охрана несет ответственность за сохранность вагонов, контейнеров с грузами с момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов при их приемке от Заказчика (уполномоченного лица Заказчика или Перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов и/или памяток приемосдатчика при их выдаче Заказчику, Грузополучателю (уполномоченному лицу Заказчика, Грузополучателя или Перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.

Указанным пунктом договора прямо установлена обязанность Охраны по сопровождению груза на всем пути его следования, в том числе, и в случае сверхнормативной задержки независимо от ее продолжительности. Ответчик не отказался от услуг Истца по охране вагона с грузом в период его нахождения на станции Октябрьск КБШ ж.д. ввиду неисправности вагона.

Пункт 4.5.3 Договора определяет время охраны вагона с грузами, отцепленными в пути следования для устранения технической неисправности, на основании Акта общей формы. Время сверхнормативной охраны подтверждается актом приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и ТГНЛ поезда (телеграмма натурный лист поезда) или справкой об охраняемых вагонах поезда прибытия на станцию.

Прием под охрану вагона с грузом N 22363873 работниками ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" подтверждается актом приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России N П - 58417/30 от 25 февраля 2011

Техническая неисправность данного вагона, факт его отцепки в пути следования и время охраны вагона в период устранения технической неисправности подтверждается актами общей N 5/41 от 27.02.2011г., составленным и заверенными работниками станции Октябрьск (т.е. представителем перевозчика).

Время сверхнормативной охраны указанного вагона подтверждается следующими документами:

-Копией оригинала транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов N ЭУ858533, по которой срок доставки груза истекал 05.03.2012 г.

-Актом выдачи вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России, подписанных грузополучателем на ст. Екатеринбурб-Товарный Сверд. Ж.д. N76105/322540 от 14.03.2011 г.

При этом, разница между сроком (датой) доставки груза, указанным в транспортной железнодорожной накладной и сроком (датой) получения груза грузополучателем является временем сверхнормативной охраны данного вагона с грузом работниками ФГП ВО ЖДТ России и лежит в основе исковых требований истца.

Таким образом, Истец выполнил свои договорные обязательства по сверхнормативной охране вагона с грузом в полном объеме, поскольку факт его технической неисправности и его сверхнормативная охрана в пути следования документально подтверждена и обоснована. Ответчик же, в нарушение ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в одностороннем порядке отказался от исполнения своих договорных обязательств.

Согласно п. 7.9. Договора иск может быть предъявлен заинтересованной стороной по месту нахождения юридического лица или его структурного подразделения не ранее истечения срока на рассмотрение претензии.

Поскольку в соответствии с п. 7.9. Договора иск подан заинтересованным лицом (Истцом) по месту нахождения его структурного подразделения и иск, в порядке ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ предъявлен в соответствии с установленной сторонами договорной подсудностью, следует прийти к выводу о том, что настоящее исковое заявление должно быть направлено в Арбитражный суд Самарской области для рассмотрения по существу.

В соответствии с положениями ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом проведено исследование и дана оценка тем доказательствам, которые в материалы дела представил истец.

При указанных обстоятельствах и в соответствии со ст. ст. 307,309,779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию задолженность в сумме 8 077 руб. 67 коп. по договору N7/НОР-5/1 от 01.02.2010 на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров, с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом.

Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением в арбитражном суде.

В подтверждение расходов по оплате государственной пошлины за предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика, истцом представлены соответствующие доказательства, понесенные им расходы в сумме 800 руб. подтверждены платежным поручением N1784 от 05.06.12., N1779 от 05.06.13. (л.д.66,67)., в связи с чем, суд считает требование по оплате судебных расходов подлежащим удовлетворению в соответствии со ст. 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца, уплатившего госпошлину в указанной сумме по платёжному поручению N1787 от 05.06.13.

Руководствуясь ст.ст. 110,167-171,176, 228,229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" Тамбовская область, г.Кирсанов в пользу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" в лице Самарского отряда-структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ РФ г.Самара 8 077 руб. 67 коп. основного долга, 800 руб. судебные расходы, а также расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

решение   может быть обжаловано в течение десяти дней с даты его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Исполнительный лист на принудительное исполнение настоящего судебного акта может быть выдан по письменному заявлению взыскателя.

Судья

/

С.Г. Рысаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка