• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
 

РЕШЕНИЕ

от 17 сентября 2013 года Дело N А51-23017/2013

Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2013

Полный текст решения изготовлен 17.09.2013

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Л.П. Нестеренко

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.В. Шаровой

дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю (ИНН 2540108933, ОГРН 1052504351041, дата регистрации 12.03.2009)

к Муниципальному предприятию г. Владивостока "Владивостокское производственное объединение пассажирского автотранспорта N 1" (МПВ ВПОПАТ-1) (ИНН 2538007173, ОГРН 1022501901168, дата регистрации 31.10.2002)

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании: от заявителя - специалист Рыжиков О.А. на основании доверенности от 31.07.2013 N1910; от ответчика - представитель Политика А.А. на основании доверенности от 10.12.2012

установил Управление Государственного автодорожного надзора по Приморскому краю (далее - Управление Госавтонадзора, УГАДН по ПК) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Муниципального предприятия г. Владивостока "Владивостокское производственное объединение пассажирского автотранспорта N 1" (далее - МПВ "ВПОПАТ-1", предприятие, ответчик) к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Управление Госавтонадзора в судебном заседании заявленное требование поддержало, указав, что собранным административным материалом доказан факт (событие) совершения МПВ "ВПОПАТ-1" административного правонарушения, выразившегося в перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Считает, что срок привлечения к административной ответственности не пропущен и составляет 1 год, так как нарушения ответчиком допущены в сфере защиты прав потребителей.

Ответчик факты нарушений оспаривает, пояснив, что выявленные нарушения устранены, таким образом, ответчик полагает, что в данном случае возможно применение минимальной меры ответственности в виде предупреждения. Кроме того, ответчик указал на то, что на момент рассмотрения данного дела истек трех месячный срок привлечения предприятия к административной ответственности, который следует исчислять с начала проведения проверки, а именно с 03.06.2013.

Из материалов дела судом установлено, что Управлением Государственного автодорожного надзора по Приморскому краю была выдана лицензия регистрационный номер АСС-25-204594 от 16.03.2007 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия.

На основании приказа начальника УГАДН по Приморскому краю от 08.05.2013 N406-Н в период с 03.06.2013 по 21.06.2013 была проведена документарная внеплановая проверка Муниципального предприятия города Владивостока "Владивостокское производственное объединение пассажирского автотранспорта N 1" предпринимательской деятельности с учетом условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в ходе которой было установлено, что: - водителю Туркину К.Ю. не проведены инструктажи (сезонный, периодический, специальный, вводный), не проведена стажировка и занятия по повышению профессионального мастерства водителей; - акт служебного расследования ДТП от 11.03.2013 не содержит приложений в виде копии протокола осмотра места ДТП, копии схемы ДТП, объяснений; - графики работы (сменности) водителей отсутствуют.

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 21.06.2013 N105-В-ЛИЦ.

Данные факты явились основанием для составления 23.07.2013 УГАДН по Приморскому краю в отношении МПВ "ВПОПАТ-1" протокола об административном правонарушении N243/40, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и направления материалов дела в порядке части 3 пункта 3 статьи 23.1 1 КоАП РФ на рассмотрение в арбитражный суд.

Исследовав материалы административного дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99-ФЗ) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 ФЗ N 99-ФЗ предусмотрено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N280 предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе и соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ N196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Пунктом 2 "Положения о проведении инструктажей по безопасности движения водительским транспортом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09", утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 (далее - Положение), предусмотрен вводный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.. Вводный инструктаж включает следующие положения: правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия; особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях; действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасности движения; порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

Пункт 4 Положения предусматривает, периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии.

Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.

Периодический инструктаж включает следующие положения: информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.); осуществление противоугонных и противопожарных мер; действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия; правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков) (пункт 5 Положения).

Согласно пункту 6 Положения специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях: при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.); при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов; при получении информации о совершенных происшествиях; при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

Пунктом 2.1 "Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-12", утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 установлено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, введенных в действие письмом Минавтотранса РСФСР N СВ-13/76 от 07.04.80, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств, введенных в действие циркулярным письмом N 82-ц от 13.09.83 Минавтотранса РСФСР.

Территориальным управлениям и предприятиям необходимо иметь план (график) проведения занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом (40-часовая программа), так и без отрыва (40-часовая программа) от производства, определить в них круг лиц, ответственных за организацию и проведение этапов занятий.

Пунктом 3 Положения установлено, что целью стажировки является адаптация водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Пунктом 5.2 "Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий" (далее - Положение), утвержденного приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 г. N49 установлено, что к акту прилагаются: копия протокола осмотра места дорожно - транспортного происшествия и осмотра транспорта; копия схемы дорожно - транспортного происшествия; объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно - транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно - транспортного происшествия; список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

Пунктом 3 и 4 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N15 особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Нарушение указанных лицензионных требований со стороны МПВ "ВПОПАТ-1", подтверждено материалами административного дела.

Протокол об административном правонарушении от 23.07.2013 N243/40 составлен без участия законного представителя предприятия, в связи с его надлежащим извещением о времени и месте рассмотрения административного правонарушения.

Исходя из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, исчисляется тремя месяцами, установленными статьей 4.5 КоАП РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не посягает в данном случае на права и интересы неопределенного круга лиц и не нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

В рассматриваемом случае и с учетом подпунктом 1 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ днем обнаружения и выявления совершенного предприятием административного правонарушения является день окончания проведения проверки деятельности предприятия сотрудниками управления, когда управление установило факты нарушения и составило акт проверки 21.06.2013, следовательно, трех месячный срок привлечения предприятия к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ истекает 21.09.2013.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, определенный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

Основания для составления протокола об административном правонарушении у Управления Государственного автодорожного надзора по Приморскому краю имелись. Полномочия сотрудников Управления Госавтонадзора на составление протокола по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлены частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктом 5.2, 5.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398.

Оснований для признания вменяемого предприятию правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности суд не усматривает.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъясняется, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В данном случае правонарушение является формальным, в связи с чем представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, в связи с чем, оценив обстоятельства совершения административного правонарушения, суд не усматривает оснований для признания совершенного деяния малозначительным и освобождения предприятия от административной ответственности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности факта вмененного предприятию правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификации деяния по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ правильной. Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Совершение административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в соответствии с санкцией данной нормы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд принимает во внимание, что решение Арбитражного суда Приморского края от 19.04.2013 по делу NА51-5323/2013 предприятие привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, что расценивается как отягчающие вину обстоятельства. Повторное совершение нарушения исключает возможность применения такой меры наказания, как предупреждение.

Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и достаточным наложить на общество административный штраф в пределах минимальной санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Привлечь Муниципальное предприятие г. Владивостока "Владивостокское производственное объединение пассажирского автотранспорта N 1", зарегистрированное в качестве юридического лица 12.10.1999, ИНН 2538007173, ОГРН 1022501901168, расположенное по адресу Приморский край, г. Владивосток, ул. Адм. Корнилова, 15-а, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30000 руб. (Тридцать тысяч рублей).

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на счет N 40101810900000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, БИК 040507001, получатель Управление Федерального казначейства МФ РФ по Приморскому краю (УГАДН по Приморскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН 2540108933 / КПП 253601001, код ОКАТО 05401000000, код бюджетной классификации - 10611690040046000140, назначение платежа - административный штраф по делу N А51-23017/2013.

Платежный документ об уплате штрафа в 10-дневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.

В случае неуплаты штрафа и непредставления суду доказательств уплаты направить судебный акт на принудительное исполнение.

решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд. решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-23017/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 17 сентября 2013

Поиск в тексте