АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 сентября 2013 года Дело N А56-24419/2013

Резолютивная часть решения объявлена  10 сентября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен  17 сентября 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи С.В. Изотовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бикметовой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

общества с ограниченной ответственностью "Аркон" (Санкт-Петербург, Кронверкский пр.,  д. 47, лит. А; 1077847192390, ИНН 7813373570)

к Комитету по управлению городским имуществом (Санкт-Петербург, Смольный; ОГРН 1027809244561)

о взыскании убытков

при участии

от ООО "Аркон" представитель не явился,

от КУГИ представителя Каталовой А.С. (доверенность от 09.01.2013),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Аркон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом (далее - Комитет) о взыскании 57 865 406 руб. 39 коп. убытков, составляющих разницу между выкупной стоимостью на день заключения договора купли-продажи и выкупной ценой на момент подачи заявления о выкупе.

В обоснование своих требований истец ссылается на незаконность отказа Комитета в выкупе земельного участка.

В отзыве на исковое заявление Комитет против удовлетворения заявленных требований возражает, указывает, что нарушенное право истца восстановлено решением по делу N А56-51917/2012, у истца отсутствуют какие-либо убытки.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истец повторно не явился в судебное заседание, в том числе по вызову суда, и не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

Представитель Комитета настаивает на рассмотрении дела по существу, в связи с чем исковое заявление не может быть оставлено без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пунктом 9 части 1 статьи 148 АПК РФ.

В судебном заседании представитель Комитета против удовлетворения заявленного требования возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя Комитета, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2012 по делу N А56-51917/2012 признаны незаконными бездействие Комитета, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу права выкупить земельный участок общей площадью 25 366  кв. м с кадастровым номером 78:34:4018:5, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. Черной речки, д. 3, лит. А, отказ Комитета в предоставлении выкупа указанного участка, Комитет обязан заключить с Обществом договор купли-продажи названного земельного участка по цене 1 746 068 руб. 61 коп.

Полагая, что в связи с утверждением приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 01.06.2012 N 158 новой кадастровой стоимости выкупная стоимость спорного объекта составит 59 611 475 руб., истец обратился в суд с настоящим иском.

В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

решением по делу N А56-51917/2012 установлено уклонение Комитета от заключения договора купли-продажи спорного земельного участка.

В силу пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" стороны, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Согласно пункту 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Пунктом 2.4 Закона Санкт-Петербурга от 15.02.2010 N 59-19 "Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге" (далее - Закон от 15.02.2010) цена спорного земельного участка установлена в размере тринадцатикратной ставки земельного налога.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге о внесении дополнения в закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" ставка земельного налога для спорного участка установлена в размере 1,5 процента от его кадастровой стоимости.

Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу пункта 6 названной статьи в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, в силу названной законодательной нормы дата получения от заявителя о реализации им исключительного права на приобретение спорного земельного участка в собственность является началом исчисления срока, в течение которого уполномоченный орган обязан совершить предусмотренные законом действия.

При этом выкупная цена должна определяться на дату получения уполномоченным органом от заявителя надлежащего заявления о приобретении земельного участка в собственность, что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-51917/2012.

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.

По правилам статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истец обосновывает свои требования тем, что в связи незаконным отказом в выкупе земельного участка, он лишился возможности приобретения этого объекта по цене 1 746 068 руб. 61 коп.

Между тем решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2012 по делу N А56-51917/2012 Комитет обязан заключить с Обществом договор купли-продажи названного земельного участка по цене 1 746 068 руб. 61 коп. Указанное решение вступило в законную силу 08.07.2013 и в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех органов и организаций.

Доказательства заключения договора выкупа по цене иной, чем это предусмотрено названным решением суда, истец не представил.

В материалах дела отсутствуют доказательства причинения Обществу иных убытков отказом Комитета в выкупе земельного участка.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлине относятся на ответчика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в иске отказать.

решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья С.В. Изотова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка