АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2013 года Дело N А26-4987/2013

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи  Кришталь Н.А.,  рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт" к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2013 по делу N 15-10/143-13,

установил: общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт" (далее - заявитель, ООО "Мастер-Ремонт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2013 по делу N 15-10/143-13.

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.

В обоснование требования Общество ссылается на отсутствие события правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, указывает, что принятие решения о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в силу пункта 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Общество со своей стороны неоднократно предлагало собственникам помещений в доме N 11а по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске принять на общем собрании решение о проведении работ по ремонту системы холодного водоснабжения путем размещения соответствующей информации на досках объявлений, на очных встречах с Советом многоквартирного дома. Общество предлагало для рассмотрения и утверждения на общем собрании перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества и стоимости указанных работ на период с 01.03.2012 по 01.03.2013,  в который были включены работы по ремонту системы водоснабжения, однако собственники помещений в многоквартирном доме не утвердили предложенные работы. В декабре 2012 года Обществом проведены работы по прочистке розлива холодного водоснабжения в подвальном помещении, которые положительного результата не дали. Только в начале мая 2013 года собственники помещений провели общее собрание, решением которого утвержден размер платы за содержание, управление и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома согласно перечню и стоимости работ, включающему работы по замене розлива холодного водоснабжения.

В отзыве на заявление ответчик требование не признал, указал, что событие административного правонарушения, которое вменено заявителю, выразилось в нарушении нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению гражданам, проживающих в многоквартирном доме N 11а по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске. Работы по замене розлива и запорной арматуры, как элементов внутренней системы холодного водоснабжения, относятся к текущему ремонту. В обоснование своих возражений ответчик ссылается на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.09.2010 N6464/10, согласно которой все текущие, неотложные работы, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

С отзывом в суд поступили материалы дела об административном правонарушении N 15-10/143-13.

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (почтовые уведомления в материалах дела имеются).

Заявление с приложенными к нему документами, отзыв ответчика, а также поступившие в суд материалы дела об административном правонарушении N 15-10/143-13  размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Сроки, установленные судом для представления доказательств и иных документов, истекли. Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.

Исследовав материалы дела, в том числе представленные ответчиком оригиналы материалов дела N 15-10/143-13 об административном правонарушении, суд установил следующие обстоятельства.

Между ООО "Мастер-Ремонт" и собственниками помещений многоквартирного дома N11а по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске заключен договор управления указанным многоквартирным домом. В соответствии с пунктом 1.2 предметом договора является осуществление управляющей организацией по заданию собственников в течение согласованного срока функций по управлению многоквартирным домом, в том числе по организации предоставления услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества; по организации предоставления коммунальных услуг.

На основании распоряжения от 06.05.2013 N 908 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Республики Карелия в отношении ООО "Мастер-Ремонт" проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания N2010 от 03.12.2012. По результатам проверки государственным жилищным инспектором Зайцевой Е.В. составлен акт от 08.05.2013 N 908, в котором зафиксировано, что давление холодной воды в точке водоразбора в квартире N 42 дома N 11а по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске составило 0,02 МПа, что не соответствует нормативам.

По данному факту 21.05.2013 ведущим специалистом - государственным жилищным инспектором Локалевой О.А. составлен протокол N 000155 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.

постановлением заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Карелия Гридина В.М. от 26.06.2013 общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 5000 руб.

Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.

Проверив в соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным постановления о привлечении Общества к административной ответственности. Процессуальные документы составлены уполномоченными лицами; о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещалось надлежащим образом.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) судом по материалам дела не установлено.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы (качественные, количественные) и режим предоставления коммунальных услуг.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила).

Согласно пункту 2 вышеуказанных Правил потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; а исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Пунктом 149 Правил предусмотрено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.

Заключив с собственниками помещений в многоквартирном доме 11а по ул. Сортавальская в г.Петрозаводске договор управления многоквартирным домом, Общество приняло на себя обязательства обеспечивать собственников коммунальными услугами, в том числе по холодному водоснабжению установленного уровня, качества и в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления.

Таким образом, Общество является исполнителем коммунальных услуг и субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что одним из видов оказываемых потребителю коммунальных услуг является услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Требования к качеству коммунальных услуг определены Приложением N1 к Правилам.

Пунктом 3 раздела I Приложения N 1 к Правилам предусмотрено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора  в многоквартирных домах и жилых домах должно составлять от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв.см), отклонение давления не допускается.

Давление в системах холодного или горячего водоснабжения измеряется в точке водоразбора в часы утреннего максимума (с 7.00 до 9.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00).

Материалами дела, в том числе, актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается факт отклонения 08.05.2013 в 8 час. 30 мин. давления в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в квартире N 42 дома N 11а по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске до 0,02 МПа. Данный факт не оспаривается Обществом и свидетельствует о наличии события правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, причиной отклонения параметров давления в системе холодного водоснабжения является неисправность розлива холодного водоснабжения в подвальном помещении дома в объеме 42 п.м., а также запорной арматуры.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом были приняты все зависящие от него своевременные и достаточные меры по соблюдению "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и обеспечению нормативного уровня холодного водоснабжения, в материалах дела отсутствуют.

Как усматривается из материалов дела, в том числе предписания N2010 от 03.12.2012, ходатайств о продлении срока исполнения предписания  от 03.12.2012, от 25.12.2013, от 27.03.2013, от 29.04.2013, решений Инспекции о переносе срока предписания от 17.12.2013, от 26.12.2013, от 02.04.2013, ответа от 24.05.2013 исх.N 647 на предписание Инспекции, в квартире N 42 дома N 11а по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске отклонение давления в системе холодного водоснабжения от установленных параметров имело место в течение длительного периода. Согласно акту технического обследования от 23.05.2013 напор холодной воды восстановлен после замены розлива холодного водоснабжения  23.05.2013 (л.д. 13).

Довод заявителя о том, что у управляющей организации отсутствовали обязательства по проведению текущего ремонта системы водоснабжения до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о проведении таких работ и утверждения перечня и стоимости работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества с учетом этих работ, судом отклоняется.

В силу пункта 1.6 договора управления многоквартирным домом N 11а по ул. Сортавальская организацию предоставления собственникам коммунальных услуг управляющая организация обеспечивает путем заключения договоров на поставку коммунальных ресурсов для нужд потребителей с ресурсоснабжающими организациями, а также путем надлежащего содержания внутридомовых инженерных сетей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491,  предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 указанных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должно отвечать инженерное оборудование этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.

Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10.

Представленные в материалы дела акты о размещении на доске объявлений в многоквартирном доме уведомлений о необходимости принятия решения на общем собрании собственников по проведению капитального ремонта в многоквартирном доме от 03.02.2012, по замене розлива холодной воды от 27.03.2013, наряд-задание от 10.12.2012 на прочистку розлива холодного водоснабжения, не свидетельствуют об отсутствии вины Общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, суд полагает правильным вывод Инспекции о  наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Учитывая отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств, принимая во внимание, что совершенное Обществом правонарушение посягает на общественные отношения в сфере защиты прав потребителей, обеспечения характеристик надежности, сохранности и безопасности многоквартирного дома в процессе его эксплуатации, оснований для признания правонарушения малозначительным у суда не имеется.

Оспариваемым постановлением Обществу назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.23 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия,

решил:

1.  В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от  26.06.2013 по делу N 15-10/143-13 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт"  (ИНН: 1001158377, место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Фролова, д. 11) к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать полностью.

2. решение может быть обжаловано в  апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Кришталь Н.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка