АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 09 сентября 2013 года Дело N А27-9749/2013

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи О.Ф. Шабаловой,

рассмотрев материалы дела в порядке упрощенного производства по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", город Новосибирск  (ОГРН 1035401907287, ИНН 5405201071)

к обществу с ограниченной ответственностью "СтарТрек", город Новокузнецк (ОГРН 1104217000546, ИНН 4217121745)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Кемерово

о взыскании 8 613 руб. 69 коп.

установил:

Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", город Новосибирск  обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СтарТрек", город Новокузнецк о взыскании платы (вреда) за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в размере 8 613 руб. 69 коп., 1 628 руб. 76 коп. судебных издержек.

Требование обосновано ссылками  на постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2009  N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", на положения Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом Российской Федерации 27.05.1996, статью 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", пункт 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934), Положение о Федеральном дорожном агентстве (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374), нарушением ответчиком требований, установленных для перевозки тяжеловесных грузов.

определением суда от 19.07.2013 исковое заявление принято в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Сторонам предложено в срок до 05.09.2013 представить дополнительные документы в обоснование своих доводов и возражений. Этим же определением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, город Кемерово.

В силу положений статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N62 стороны, третье лицо извещены о начавшемся арбитражном процессе (почтовые уведомления N650971 64 083700, N650971 64 083717 (истец), N650971 64 083724 (ответчик), N650971 64 083731 (третье лицо).

В соответствии с ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников информации и любых средств связи и несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела.

В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом без вызова сторон.

Изучив материалы и обстоятельства  дела,  суд установил следующее.

Как следует из  выписки из реестра федерального имущества от 25.03.2009 NВД-4171/04 (л.д. 19-26) автомобильная дорога общего пользования М-53 "Байкал" федерального значения "Новосибирск-Иркутск",  закреплена за истцом  на праве оперативного управления.

15.06.2011 на стационарном пункте весового контроля СПВК N44, расположенном на федеральной автомобильной дороге М-53 "Байкал" "Новосибирск-Иркутск" федеральной автомобильной дороги, при измерении в автоматическом режиме весовых параметров  было выявлено превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства - VOLVO FM 12 регистрационный номер Н002УВ, регион 42, с прицепом (полуприцепом) SCHMITZ SO1 регистрационный номер АК7660, регион 42, принадлежащего ответчику, осуществлявшего движение по маршруту Красноярск-Новосибирск с подъездом к г. Томску, 158 км, о чем составлен акт N348 (л.д. 13).

Согласно акту от 15.06.2011 N348 фактические нагрузки на оси: -10.00, что превышает допустимые нагрузки с учетом погрешности измерений.

Взвешивание транспортного средства осуществлялось на электронных весах "ВА-15", прошедших метрологическую проверку и имеющих соответствующее свидетельство о поверке, выданное 05.07.2010.

Размер нанесенного федеральной автомобильной дороге ущерба согласно расчету истца составил 8 613 руб. 69 коп. Акт N348 подписан водителем транспортного средства Бессоновым Евгением Геннадьевичем без возражений.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).

Статьями 11, 12, 13  Закона N 257-ФЗ установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, порядок осуществления весового и габаритного контроля, контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значений, а также определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в силу пункта 5.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N398, осуществляет в установленном порядке весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля.

Статьей 29 Закона N257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.

Согласно статье 31 Закона N257-ФЗ  движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N934 (далее - Правила N 934).

Согласно пункту 2 Правил N934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Пунктом 3 Правил N934 установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств (пункт 4 Правил N934).

В силу пункта 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N374) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 указанного Положения Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе, осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.

Как следует из устава Федерального казенного учреждения "Федерального управления автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", утвержденного Приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 N68 последнее  образовано на основании приказа Российского  агентства от 22 октября 1999 года N158. Приказом Государственной службы  дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2001 года N13-ДХ Управление переименовано в государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Министерства транспорта  Российской Федерации. Приказом  Федерального дорожного агентства от 24 августа 2004 года NВБ-30 наименование Управления было приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации в государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства".

Согласно пунктам 1.2., 1.3. Устава ФКУ "Сибуправтодор" истец является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства.

В силу пункта 3.3.6. Устава ФКУ "Сибуправтодор" согласование маршрутов транспортного средства и выдача специальных разрешений также отнесены к компетенции истца.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность грузоперевозчиков, получать специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, которые выдаются при условии внесения платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.

Факт превышения транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на оси подтверждается актом от 15.06.2011 N348.

Доказательства получения ответчиком разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза в материалы дела не представлены.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна и влечет дополнительные расходы публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.

Такие сверхнормативные расходы подлежат возмещению за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих транспортных средств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.07.1998 N22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам федерального значения произведен в соответствии с действующим законодательством. Сумма платы, подлежащая внесению в качестве компенсации ущерба составляет 8 613 руб. 69 коп. (расчет л.д. 10).

Ответчик контррасчет цены иска не представил, в добровольном порядке заявленную сумму ущерба не оплатил.

В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возложена обязанность направить или представить в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, отзыв на исковое заявление с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении.

В случае если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.

В нарушение указанных выше норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик отзыва на иск не представил, не привел мотивированных доводов и соответствующих доказательств. Заявленные исковые требования по существу  не оспорил.

Согласно п. 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

При указанных обстоятельствах, суд признает требования истца о взыскании платы, подлежащей оплате в качестве компенсации ущерба, нанесенного автомобильным дорогам общего пользования, находящимся на балансе ФКУ "Сибуправтодор", правомерными, исковые требования в сумме 8 613 руб. 69 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Ходатайство ФКУ "Сибуправтодор" о возмещении судебных расходов в сумме 1 628 руб. 76 коп. удовлетворению не подлежит, поскольку материалы дела не содержат документов, подтверждающих несение (оплату) судебных издержек за услуги представителя.

Кроме того, отсутствуют и доказательства, подтверждающие выполненные работы и оказанные услуги по государственному контракту N228-12 (2.1 контракта), заключенному 28.09.2012 между истцом (заказчик) и ООО "БизнесЛайн С" (исполнитель) на оказание услуг по юридическому сопровождению, направленных на осуществление мероприятий по защите интересов федеральных органов исполнительной власти и Заказчика в судах Российской Федерации по таким спорам. Необоснованно истцом и отнесение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, не предусмотренного законом или договором, к судебным издержкам.

При указанных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требования о взыскании судебных издержек.

Согласно статье 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика. Поскольку истец при подаче иска государственную пошлину не оплачивал, она подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь п. 3.1 ст. 70 статьями 110, 167 - 170, 181, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СтарТрек", город Новокузнецк Кемеровской области в доход федерального бюджета (получатель: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", город Новосибирск) 8 613 руб. 69 коп. платы за провоз автомобильным транспортом тяжеловесных грузов.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СтарТрек", город Новокузнецк Кемеровской области в доход федерального бюджета РФ 2 000 руб. государственной пошлины.

Отказать в удовлетворении ходатайства о взыскании 1628 руб. 76 коп.  судебных издержек.

решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционный инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья О.Ф. Шабалова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка