АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2013 года Дело N А56-27930/2013

Резолютивная часть решения объявлена  11 сентября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен  12 сентября 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи  Балакир М.В.,

судей Юркова И.В., Ранневой Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунюшиной Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "ДЕРС"

заинтересованное лицо: Комитет по управлению городским имуществом (адрес:  191060, Россия, Санкт-Петербург, Смольный подъезд N 6, ОГРН:  1027809244561)

о признании недействующим п.1 распоряжения КУГИ N 237-р от 26.12.2008 в части утверждения сроки N 618 Приложения к Распоряжению

при участии

- от заявителя:  представитель Кузнецов А.В., по доверенности от 01.04.2013

- от заинтересованного лица: представитель Кутузов И.В., по доверенности от 09.01.2013

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ДЕРС" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением о признании незаконным пункт 1 распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 в части утверждения строки N 618 Перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.

В обоснование своих требований представитель Общества ссылался на то, что является арендатором помещения 38-Н, общей площадью 11 кв.м,  по адресу: Санкт-Петербург, проспект Стачек, д.75, литер А, включение которого в Перечень недвижимого имущества противоречит Закону Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" и нарушает право заявителя на приобретение данного помещения в собственность в случае его возмездного отчуждения из собственности субъекта РФ.

Представитель КУГИ Санкт-Петербурга с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что нежилое помещение,  занимаемое заявителем, включено в перечень, утвержденный оспариваемым распоряжением Комитета на основании под. "б" п.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", а именно: как занимаемое субъектами малого и среднего предпринимательства нежилое помещение в зданиях, в отношении которых в соответствии с процедурой принятия решения об их предоставлении для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, судом установлено следующее:

ООО "Дерс" на основании договора аренды N 05-А-003862 от 20.06.2000 и дополнительного соглашения N 2 от 19.03.2002 к вышеуказанному договору, заключенных с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, является арендатором помещения 38-Н, общей площадью 11 кв.м,  по адресу: Санкт-Петербург, проспект Стачек, д.75, литер А.

26.12.2008  Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга принято распоряжение N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".

В качестве приложения к данному распоряжению утвержден Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Под номером 618 в указанный Перечень включено вышеуказанное помещение.

Полагая, что названное помещение в строке 618 включено в перечень в нарушение Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" и нарушает права и свободы заявителя на осуществление прав и реализацию преимущественного права на приватизацию спорного объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4.1 статьи 18 данного закона установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Оспариваемое распоряжение от 26.12.2008 N237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" принято Комитетом во исполнение пункта 4.1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и является нормативным правовым актом, опубликовано 31.12.2008 в N50 (2) "Информационного бюллетеня Администрации Санкт-Петербурга".

Подведомственность арбитражным судам экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 07.06.2013 N126-ФЗ внесены изменения в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 2 Федерального закона от 07.06.2013 N126-ФЗ установлено, что внесенные им изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации вступают в силу со дня официального опубликования данного закона, которое произведено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07.06.2013, в N23 (ст. 2884) "Собрания законодательства РФ" - 10.06.2013 и в N124 "Российской газеты" - 11.06.2013.

Частью 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта. Исключений из правила части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 07.06.2013 N126-ФЗ не содержит.

Действующим федеральным законодательством рассмотрение дел по оспариванию нормативных правовых актов по утверждению перечней государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), к компетенции арбитражных судов не отнесено.

Вместе с тем, из материалов дела видно, что заявитель обращался с требованием о признании недействующим оспариваемого распоряжения в Санкт-Петербургский городской суд. определением Санкт-Петербургского городского суда от 06.05.2013  в принятии заявления отказано в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу не имеется. В противном случае Общество будет лишено права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные требования в связи со следующим:

В силу частей 4.1 и 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Законом Санкт-Петербурга N 194-32 от 17.04.2008 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге"  к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, отнесено формирование, утверждение, ведение, а также установление порядка ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также установление условий предоставления в аренду недвижимого имущества, включенного в указанный перечень.

Во исполнение данного закона Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление от 22.12.2008 г. N 1624 "О мерах реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".

Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, согласно Приложения 1. Пунктом 3 данного Постановления на КУГИ возложена функция формирования, утверждения и ведения перечня перечисленного выше недвижимого имущества.

Учитывая возложенную компетенцию постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1589  были внесены соответствующие изменения в Положение о Комитете по управлению городским имуществом.

В соответствии с компетенцией и во исполнении Постановления правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22.12.2008г КУГИ издал распоряжение от 26.12.2008 N 237-р, которым утвердил Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Утверждение данного Перечня находится в компетенции КУГИ Санкт-Петербурга, однако при осуществлении формирования, утверждения и ведения Перечня КУГИ обязано руководствоваться нормативными правовыми актами субъекта РФ Санкт-Петербурга. Поскольку Федеральным законом N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (п. 4.1, 4.2) и абз. 2, пп. "г" п. 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" установлены ограничения прав субъектов малого и среднего предпринимательства, КУГИ Санкт-Петербурга обязано руководствоваться именно указанными нормами, при этом правом самостоятельного толкования и вольного применения нормативных актов КУГИ Санкт-Петербурга не наделен.

Объекты нежилого фонда, из которых формируется Перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, определены пунктом 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".

КУГИ в судебном заседании пояснил, что арендуемое заявителем помещение было включено в Перечень на основании под. "б" п.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32, а именно:  как занимаемые субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге нежилые помещения в зданиях, в отношении которых в установленном порядке принято решение об их предоставлении на инвестиционных условиях либо в отношении которых в соответствии с процедурой принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции; доводы Комитета, изложенные в отзыве от  27.08.2013 б/н, о включении помещения в Перечень на основании под. "г" пункта 2 статьи 6 Закона N 194-32, просил считать ошибочными, объясняя сложившуюся ситуацию сменой представителей, уполномоченных на представление интересов КУГИ в судебном заседании.

В соответствии с п. 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 года N 1624, для включения Комитетом по управлению городским имуществом объектов из числа расположенных в зданиях, указанных в подпункте "б" пункта 2 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", в Перечень Комитет по строительству и Комитет по инвестициям и стратегическим проектам в соответствии с компетенцией направляют в КУГИ копии решений (документов) в отношении таких зданий не позднее трех рабочих дней с даты принятия (подписания) с указанием на то, что копия решения (документа) представляется в целях ведения Перечня.

Из материалов дела усматривается, что указанное требование не выполнено. Комитетом не доказано, что на момент включения КУГИ нежилого помещения в Перечень по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", документы, предусмотренные п. 4 Порядка, имелись в Комитете. Доказательства обращения кого-либо из потенциальных инвесторов с соответствующим заявлением на момент составления Перечня Комитет также не представил.

Кроме того, из материалов дела видно, что заявитель  арендует нежилое помещение в здании, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр.Стачек, д.75, лит А, которое не имеет входа с улицы, расположенной на автомобильной дороге, включенной в Перечень автомобильных дорог Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга.

Таким образом, включение нежилого помещения в Перечень, утвержденный Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 26.12.08 N 237-р, произведено с нарушениями Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".

Изложенные обстоятельства являются основанием для признания незаконным п.1 распоряжения КУГИ N 237-р от 26.12.2008 в действующей редакции в части утверждения сроки N 618 Приложения N 1 к Распоряжению.

Руководствуясь ст.ст. 167, 170, 171, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать недействующим п.1 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 в части утверждения строки N 618 Приложения N 1 к Распоряжению как не соответствующий Закону Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурга".

2. Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в пользу ООО "Дерс" 2000 руб. расходов по госпошлине.

решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня принятия.

     Председательствующий    Балакир М.В.

     Судьи   Раннева Ю.А.

     Юрков И.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка