АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2013 года Дело N А56-33494/2013

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2013 года.

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буравлевой В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Федеральное государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" Федерального медико-биологического агентства России

заинтересованное лицо Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

об оспаривании постановления

при участии

от заявителя  -  предст.Васкевич В.В. довер. от 15.02.13

от заинтересованного лица  -  предст.Агеева Е.А. довер. от 03.09.2013

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" Федерального медико-биологического агентства России (далее - предприятие) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 31.05.2013 N 16-030/2013 о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании представитель предприятия поддержал требование, представитель Департамента просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на правомерность и обоснованность постановления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, прокуратурой Красносельского района Санкт-Петербурга 01.04.2013 была проведена проверка соблюдения предприятием требований законодательства о недрах, водного, санитарно-эпидемиологического законодательства по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул.Свободы, д.52. Проверкой было выявлено нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Департаментом Росприроднадзора в отношении предприятия 24.05.2013 составлен протокол N 16-030/2013/ПТ об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

постановлением от 31.05.2013 N 16-030/2013 предприятие было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 400000 руб.

Не согласившись с постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке, при этом ссылается на нарушение административным органом процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из материалов дела, предприятию предоставлено право пользования недрами с целевым назначением по добыче подземных вод для производственного водоснабжения цехов по изготовлению лекарственных препаратов предприятия в количестве до 600 куб.м в сутки на особый период по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, выдана лицензия СПб 02145 ВЭ.

15.10.2009 Департаментом по недропользованию по СЗФО зарегистрирована лицензия на право пользования недрами СПб N 02777 ВЭ с целевым назначением по добыче подземных вод для технологического водоснабжения ФГУП СПбНИИВС ФМБА России.

Предприятием осуществляется добыча воды из скважины N 1713/03: ЗСО 1 пояса R=50 м, глубина скважины - 30 м, и из скважины N 1764/08: ЗСО 1 пояса R=50 м, глубина скважины - 40 м.

В соответствии с пунктом 4.1.3 Лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод, являющегося приложением к лицензии СПб N 02777 ВЭ, недропользователь обязан провести государственную экспертизу запасов подземных вод.

В соответствии с пунктом 4.2.1 Лицензионного соглашения недропользователь обязан разработать проект зон санитарной охраны водозаборных скважин в составе трех поясов в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 и отчетом по оценке запасов подземных вод; утвержденный в соответствии со статьями 11,18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проект представить в органы, предоставившие настоящую лицензию.

Согласно пункту 4.4 недропользователь обязан в сроки, определенные госстатотчетностью, направлять Отчет об использовании воды (форма 2-ТП "Водхоз").

При проверке было установлено, что предприятие работы по проведению государственной экспертизы запасов подземных вод до настоящего времени не выполнило; проект зон санитарной охраны водозаборных скважин не согласован; санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту не получено; отчеты об использовании воды (форма 2-ТП "Водхоз") в соответствующие государственные органы за 2010, 2011, 2012 годы не направлялись.

В силу статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии со статьей 12 Закона N 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, предоставление геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья; право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ и другие данные.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Частью 6 статьи 23 Закона N 2395-1 установлено, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Согласно статье 29 Закона N 2395-1 в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной регистрации.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Приказом от 19.10.2009 N 230 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (Водхоз) "Сведения об использовании воды" и установлен срок предоставления формы - 22 января после отчетного периода.

В соответствии со статьей 115 Водного кодекса РФ в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26.02.2002 N 10 организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, а в соответствии с пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Материалами дела подтверждается, что предприятие осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению им условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Общество знало о существовании установленных лицензионными соглашениями обязанностей, в связи с этим должно было предпринять меры по их исполнению. Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем всех зависящих от него мер по выполнению установленных лицензионными соглашениями обязанностей, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Судом проверен довод заявителя о допущенных административным органом процессуальных нарушениях.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным и подлежащим отмене, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 24 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из материалов дела видно, что в данном случае юридическое лицо извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении путем направления уведомления исх.16-030/2013 от 21.05.2013, о чем свидетельствует отчет о передаче факсимильного сообщения, полученный 22.05.2013 сотрудником предприятия Смирновой (вх.N 158). То обстоятельство, что Смирнова является сотрудником предприятия, заявителем не оспаривается.

Для составления протокола об административном правонарушении 24.05.2013 явился представитель предприятия по доверенности от 15.02.2013 N 01-14/28 Васкевич В.В., который представил возражения на протокол. Доверенностью Васкевичу В.В. предоставлено право представлять интересы предприятия в качестве защитника по делам об административных правонарушениях со всеми правами, предоставленными лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, юридическое лицо надлежащим образом извещено о составлении протокола.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении предприятие извещено указанием этого времени в протоколе об административном правонарушении, полученном представителем по доверенности. определением от 30.05.2013, полученным представителем Васкевичем В.В., рассмотрение дела было перенесено на 31.05.2013 в 12 час.00 мин.

Таким образом, предприятие было надлежащим образом извещено как о составлении протокола, так и о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении. Следовательно, довод заявителя о процессуальных нарушениях не подтвердился представленными материалами.

На основании вышеизложенного оспариваемое постановление принято законно и обоснованно.

С учетом того, что в материалах дела отсутствует информация об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным снизить размер административного штрафа до минимально возможного размера.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу N16-030/2013 от 31.05.2013, вынесенное в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" Федерального медико-биологического агентства России, изменить, уменьшив штрафную санкцию до 300000 рублей.

решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Ресовская Т.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка