• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
 

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 2013 года Дело N А33-8978/2013

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 сентября 2013 года.

В полном объёме решение изготовлено 10 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Содружество" (ИНН 2465080066, ОГРН 1032402662929, г. Красноярск)

к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г.Красноярск)

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,

в присутствии в судебном заседании:

от заявителя: представителя по доверенности от 01.04.2013 Есакова А.И.;

от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: представителя по доверенности N 7055/317, от 28.12.2012 Богданчиковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобельковой Д.С.,

установил:

закрытое акционерное общество "Содружество" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о:

1. признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода к Закрытому акционерному обществу "Содружество" права собственности на сооружение подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500м., расположенные в г. Красноярске, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31, по ул.Пограничников. Кадастровый номер 24:50:0400411:162, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, стр. N 33;

2. обязании совершить действия по государственной регистрации перехода к Закрытому акционерному обществу "Содружество" права собственности на сооружение подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500м., расположенные в г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31 по ул.Пограничников. Кадастровый номер 24:50:0400411:162, расположенное по адресу Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, стр. N 33.

Исковое заявление принято к производству суда. определением от 08 июля 2013 года возбуждено производство по делу.

определением от 05.08.2013 завершено предварительное судебное заседание, окончена подготовка дела к судебному разбирательству, открыто судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

определением от 05.08.2013 судебное заседание отложено на 03.09.2013.

В судебном заседании представитель заявителя обратился с заявлением об уточнении заявленных требований, согласно которому просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности Закрытого акционерного общества "Содружество" на сооружение подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500м., расположенные в г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31 по ул. Пограничников. Кадастровый номер 24:50:0400411:162, расположенное по адресу Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, соор. N 33 и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершить действия по государственной регистрации права собственности Закрытого акционерного общества "Содружество" на сооружение подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500м., расположенные в г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31 по ул. Пограничников. Кадастровый номер 24:50:0400411:162, расположенное по адресу Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, соор. N33.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об уточнении требований принято судом.

Представитель заявителя заявил ходатайство об истребовании дополнительных доказательств, а именно копии инвентарных дел на сооружение подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500м., расположенные в г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31 по ул. Пограничников. Кадастровый номер 24:50:0400411:162, расположенное по адресу Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул. Пограничников, 28, соор. N 33; сооружение "затор ж/б", кадастровый номер 24:50:040411:0002:04:401:001:010754670:0021, расположенный по адресу Красноярский край, г.Красноярск, ул. Пограничников, 28, соор. 29. Лит. В 18, N 1, сведения об идентичности указанных выше объектов недвижимости, осуществленных действий по технической инвентаризации в отношении этих объектов и основаниях изменения данных технического учета.

В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

Заявитель не указывает основания, по которым у него имеются препятствия в получении доказательств об истребовании, которых заявлено суду.

Представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю возражает относительно ходатайства заявителя.

Суд отклонил ходатайство об истребовании дополнительных доказательств, так как заявителем не предоставлено доказательств невозможности получить необходимые доказательства самостоятельно.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю заявленные требования считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и в дополнительном отзыве на исковое заявление:

- в управление 16.11.2012 с заявлением о государственной регистрации права собственности обратилось ЗАО "Содружество";

- в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлено соглашение об отступном от 01.06.2011, согласно которому должник - ОАО "Норд" взамен исполнения обязательств по договору займа от 20.10.2004 предоставляет кредитору - ЗАО "Содружество", в качестве отступного:

- подъездной железнодорожный путь, протяженностью 499,6 п. м., включая локомотивное депо, площадью 56 кв. м., находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, и примыкающий стрелочным переводом N 23 парка "Входная" к железнодорожному пути ОАО "В-Сибпромтранс";

- нежилое здание, хозяйственное, площадью 1921 кв. м., находящееся по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 28;

- в результате проверки на предмет отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на вышеуказанный объект недвижимого имущества установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о государственной регистрации права собственности ОАО "Норд" на заявленный на государственную регистрацию объект недвижимого имущества;

- указанное обстоятельство послужило препятствием в государственной регистрации права собственности ЗАО "Содружество" на вышеуказанный объект недвижимого имущества;

- в течение срока государственной регистрации в Управление не были представлены заявления о государственной регистрации права собственности ОАО "Норд" на заявленный на государственную регистрацию объект недвижимого имущества и заявление о переходе права собственности от ОАО "Норд" к ЗАО "Содружество" на вышеуказанный объект недвижимого имущества;

- указанные обстоятельства явились основанием для отказа в государственной регистрации прав в соответствии с абзацами 9, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации;

- в качестве документа, подтверждающего возникновение права собственности ОАО "Норд" на вышеуказанный объект недвижимого имущества представлена копия части плана приватизации Коркинской северной торгово-закупочной базы от 30.06.1993, согласно которому имущество указанного лица вошло в оплату уставного капитала АО "Норд", однако на государственную регистрацию не представлен подлинник плана приватизации от 30.06.1993;

- указанное обстоятельство также явилось основанием для отказа в государственной регистрации прав в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации;

- заявителем на государственную регистрацию представлен кадастровый паспорт здания, выданный 25.12.2012 филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю на подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500, расположенные по адресу: г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28,стр. N 31 по ул. Пограничников;

- учитывая различное описание объектов в кадастровом паспорте от 25.12.2012 и плане приватизации от 30.06.1993, не представилось возможным установить, что подъездные железнодорожные пути, расположенные по адресу: г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. 31 по ул. Пограничников, вошли в оплату уставного капитала АО "Норд";

- из ответа, поступившего в Управление из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (вх. N 01/294/2012-296 от 28.11.2012), следует, что в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае отсутствуют архивные документы акционерного общества "Норд", в связи с чем, сообщить, вошел ли вышеуказанный объект недвижимого имущества в уставный капитал АО "Норд" не представляется возможным;

- из ответа, поступившего в Управление из Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (вх. N 01/294/2012-619 от 28.12.2012), следует, что согласно имеющейся документации, подтвердить или опровергнуть соответствие объектов, включенных в план приватизации Коркинской северной торгово-закупочной базы, и вышеуказанного объекта, заявленного на государственную регистрацию, не представляется возможным;

- территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, не подтвердили факт включения заявленного на государственную регистрацию объекта недвижимого имущества в оплату уставного капитала АО "Норд";

- указанное обстоятельство в соответствии с абзацем 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации также явилось основанием для отказа в государственной регистрации прав;

- в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности была приостановлена 16.11.2012 по решению государственного регистратора сроком на один месяц, о чем заявитель был уведомлен в письменной форме (исх. N 01/269/2012-675 от 16.11.2012);

- в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности была приостановлена 11.12.2012 по инициативе Заявителя сроком на 90 календарных дней, о чем он был уведомлен в письменной форме (исх. N 01/269/2012-675 от 11.12.2012);

- на момент окончания срока приостановления государственной регистрации причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не устранены;

- в соответствии с абзацами 8, 9, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации 25.02.2013 принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности подъездные железнодорожные шти, расположенные по адресу: г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31 по ул.Пограничников;

- управление не допускало нарушений прав и интересов ЗАО "Содружество", не препятствовало в осуществлении государственной регистрации права собственности на сооружение подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500 м., расположенные г.Красноярске, от отдельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N28, стр. N 31 по ул. Пограничников.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

План приватизации Коркинской северной торгово-закупочной базы и акт оценки стоимости имущества утверждены Краевым комитетом по управлению государственным имуществом 30.06.1993. Согласно приложению N 1 в состав имущества входит тупик ж/д, депо, 1976 года постройки.

В материалы дела представлен технический паспорт подъездного железнодорожного пути ОАО "Норд" на ст. Входная ОАО "Вост-Сибпромтранс", выполненный по состоянию на 01.06.2000.

ЗАО "Содружество" (займодавец) и ОАО "Норд" (заемщик) заключили договор займа от 20.10.2004, в соответствии с пунктом 1.1. которого займодавец предоставляет заемщику заем в сумме 800000 руб., а заемщик обязуется вернуть заимодавцу такую же сумму по истечении срока действия договора. Согласно пункту 2.2. договора он заключен на срок до 31.12.2008, до истечения срока действия договора заемщик должен вернуть займодавцу сумму займа и проценты за пользование займом из расчета 0,1% в день.

ОАО "В-Сибпромтранс" и ОАО "Норд" заключили договор на транспортное обслуживание от 10.08.2005 N Д2005/0410.

Согласно представленным в материалы дела платежным поручениям, ОАО "Содружество" производило оплату электроэнергии и тепловой энергии за период с 2005 года по февраль 2007 года.

01.06.2011 ОАО "Норд" (должник) и ЗАО "Содружество" (кредитор) заключили соглашение об отступном, в соответствии с пунктом 1.1. которого должник взамен исполнения обязательства, возникшего в результате неисполнения им заключенного с кредитором договора займа от 20.10.2004, предоставляет кредитору отступное.

Сведения об обязательстве, взамен которого предоставляется отступное указано в пункте 1.2. договора: 747,373 руб., срок исполнения обязательства: 30.12.2008, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами: 339,968 руб.

Согласно пункту 2.1. договора в качестве отступного должник передает кредитору следующее имущество, принадлежащее ему на праве собственности в соответствии с планом приватизации от 30.06.1993, зарегистрированного финансовым управлением администрации Красноярского края 08.07.1993 N 19-1П-335:

подъездной железнодорожный путь протяженностью 499,6 погонных метра, включая локомотивное депо, площадью 56 кв.м., расположенных по адресу: г. Красноярск по ул. Пограничников, 28, примыкающий стрелочным переводом N 23 парка "Входная" к железнодорожному пути ОАО "В-Сибпромтранс".

Письмом от 18.01.2012 Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае сообщило, что объект недвижимого имущества: сооружение подъездные железнодорожные пути, предыдущий адрес: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, в реестре федерального имущества отсутствует.

В материалы дела представлен технический паспорт сооружения - подъездного железнодорожного пути, составленный по состоянию на 30.03.2012 и кадастровый паспорт от 25.12.2012, согласно которым сооружение расположено по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31 по ул. Пограничников, год ввода в эксплуатацию - 1976, протяженность 464 м.

Согласно выписки из адресного реестра от 29.01.2013 N 267 сооружение подъездные железнодорожные пути, предыдущий адрес: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, в настоящее время имеет адрес: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, соор. N 33.

ЗАО "Содружество" 06.11.2012 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на подъездные железнодорожные пути по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31 по ул. Пограничников. На государственную регистрацию представлено заявление от 06.11.2012, платежное поручение от 06.11.2012, свидетельство о постановке на налоговый учет от 29.10.2003, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 29.10.2003, устав ЗАО "Содружество", приказ от 15.03.2011 N 1, протокол собрания акционеров ЗАО "Содружество" от 15.03.2011 N 4, соглашение об отступном от 01.06.2011, план приватизации от 30.06.1993 (ксерокопия).

Уведомлением от 16.11.2012 регистрирующий орган сообщил ЗАО "Содружество" о приостановлении государственной регистрации права собственности на подъездные железнодорожные пути сроком на 1 месяц.

В ответ на запрос Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае сообщило об отсутствии в архивных документах плана приватизации АО "Норд", в связи с чем не представляется возможным сообщить вошел ли спорный объект недвижимости (железнодорожный подъездной путь) в уставной капитал АО "Норд".

Согласно расписке от 11.12.2012 на государственную регистрацию подано заявление от 11.12.2012 о приостановлении государственной регистрации сроком на 90 дней.

Уведомлением от 11.12.2012 регистрирующий орган сообщил ЗАО "Содружество" о повторном приостановлении государственной регистрации права собственности на подъездные железнодорожные пути сроком на 90 дней.

Из ответа, поступившего в Управление из Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края вх. N 01/294/2012-619 от 28.12.2012, следует, что согласно имеющейся документации, подтвердить или опровергнуть соответствие объектов, включенных в план приватизации Коркинской северной торгово-закупочной базы, и вышеуказанного объекта, заявленного на государственную регистрацию, не представляется возможным.

17.01.2013 на государственную регистрацию подано заявление о предоставлении дополнительных документов от 17.01.2013 (платежные поручения по оплате ОАО "Содружество" электроэнергии и тепловой энергии за период с 2005 года по февраль 2007 года) и кадастровый паспорт сооружения от 25.12.2012, что подтверждается распиской от 17.01.2013.

Согласно расписке от 04.02.2013 на государственную регистрацию также представлено заявление о предоставлении дополнительных документов, выписка из адресного реестра от 29.01.2013, договор на транспортное обслуживание между ОАО "В-Сибпромтранс" и ОАО "Норд" от 10.08.2005, технический паспорт от 01.06.2000.

12.02.2013 ЗАО "Содружество" обратилось с заявлением о возобновлении государственной регистрации, что подтверждается распиской от 12.02.2013.

Письмом от 26.02.2013 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отказало ЗАО "Содружество" в государственной регистрации права собственности на подъездные железнодорожные пути, расположенные по адресу: г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N23 до нежилого здания N 28, стр. N 31 по ул. Пограничников. Основанием для отказа послужило следующее:

- отсутствие записи о государственной регистрации права собственности ОАО "Норд" на заявленный на государственную регистрацию объект недвижимости;

- отсутствие подлинника плана приватизации от 30.06.1993;

- различное описание объектов в кадастровом паспорте от 25.12.2012 и плане приватизации от 30.06.1993, в связи с чем невозможность установить что спорный объект недвижимости вошел в оплату уставного капитала АО "Норд";

- не представлено заявление ОАО "Норд" о регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости.

Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности закрытого акционерного общества "Содружество" на сооружение подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500м., расположенные в г. Красноярске, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31, по ул. Пограничников. Кадастровый номер 24:50:0400411:162, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, стр. N 33, изложенный в сообщении от 26.02.2013, является незаконным, закрытое акционерное общество "Содружество" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявитель оспаривает отказ в государственной регистрации права собственности закрытого акционерного общества "Содружество" на сооружение подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500м., расположенные в г. Красноярске, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31, по ул. Пограничников. Кадастровый номер 24:50:0400411:162, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, стр. N 33, изложенный в сообщении от 26.02.2013.

Таким образом, срок для подачи заявления об оспаривании отказа, изложенного в сообщении от 26.02.2013, истекает 26.05.2013, которое выпадает по календарю на воскресенье.

Заявление об оспаривании данного отказа заявитель направил в суд 27.05.2013, данное заявление поступило в суд 31.05.2013, что подтверждается входящим штампом арбитражного суда. Данные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что срок, определенный в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюден.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Отношения сторон возникли по поводу государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и регламентированы Федеральным законом РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и Гражданским кодексом Российской Федерации. Соответственно, права и обязанности, а также законные и правомерные действия установлены в указанных нормативных актах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Порядок проведения государственной регистрации прав определен в статье 13 Закона о регистрации:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав проводится в порядке, установленном статьей 13 Закона о регистрации прав, и включает стадию проведения правовой экспертизы документов, целью которой является определение возможности совершения юридического акта признания права (наличия, возникновения, передачи, прекращения). Таким образом, государственная регистрация производится при наличии правоустанавливающих документов, подтверждающих бесспорное право заявителя в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Данные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В статье 19 Закона о регистрации предусмотрены основания приостановления государственной регистрации прав. Так, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

В уведомлениях от 16.11.2012, от 11.12.2012 Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю указано о приостановлении государственной регистрации права на заявленный объект недвижимости. В сообщении от 26.02.2013 Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отказало заявителю в регистрации права собственности на основании абзаца 9, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.

Отказ в государственной регистрации права собственности на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде (пункт 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 2, пункт 3 статьи 20 Закона о регистрации).

Основания отказа приведены в статье 20 Закона о регистрации, к ним относятся, в том числе случаи, если:

- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 9 пункта 1 статьи 20);

- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20).

В обоснование отказа на основании абзацев 9, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации регистрирующий орган в оспариваемом сообщении указал, что в течение срока государственной регистрации в регистрирующий орган не представлены документы, подтверждающие право собственности ОАО "Норд" на заявленный на государственную регистрацию объект недвижимости, подлинник плана приватизации от 30.06.1993, документы позволяющие установить, что спорный объект недвижимости вошел в оплату уставного капитала АО "Норд", заявление ОАО "Норд" о регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости, а также то, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о государственной регистрации права собственности ОАО "Норд" на заявленный на государственную регистрацию объект недвижимости.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). Как следует из содержания статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлено соглашение об отступном от 01.06.2011, согласно которому должник - ОАО "Норд" взамен исполнения обязательств по договору займа от 20.10.2004 предоставляет кредитору - ЗАО "Содружество" в качестве отступного:

- подъездной железнодорожный путь, протяженностью 499,6 п. м., включая локомотивное депо, площадью 56 кв. м., находящийся по адресу: г. Красноярск, ул.Пограничников, 28, и примыкающий стрелочным переводом N 23 парка "Входная" к железнодорожному пути ОАО "В-Сибпромтранс";

- нежилое здание, хозяйственное, площадью 1921 кв. м., находящееся по адресу: г.Красноярск, ул. Пограничников, 28.

Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (пункт 2 статьи 3 Закона о регистрации).

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (пункт 2 статьи 6 Закона о регистрации).

Как следует из обжалуемого заявителем сообщения об отказе в регистрации права, при проверке на предмет отсутствия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами, регистрирующим органом было установлено, что в ЕГРП отсутствует запись о регистрации прав ОАО "Норд" на заявленный на государственную регистрацию объект, заявителем не представлены заявление и иные необходимые документы для регистрации ранее возникшего права.

Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Информационном письме 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", исходя из абзаца девятого пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества.

В течение срока государственной регистрации в Управление не были представлены заявления о государственной регистрации права собственности ОАО "Норд" на заявленный на государственную регистрацию объект недвижимого имущества и заявление о переходе права собственности от ОАО "Норд" к ЗАО "Содружество" на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

Вместе с тем, отсутствие заявления должника явилось не единственным основанием отказа в регистрации перехода права собственности.

Заявитель также не представил и иные необходимые документы, подтверждающие возникновение у должника права на объект недвижимого имущества.

На государственную регистрацию права в качестве документа, подтверждающего возникновение права собственности ОАО "Норд" на спорный объект недвижимого имущества представлена копия части плана приватизации Коркинской северной торгово-закупочной базы от 30.06.1993.

Вместе с тем подлинник плана приватизации от 30.06.1993 ни регистрирующему органу, ни суду не представлен.

Согласно приложению N 1 к плану приватизации в состав имущества входит тупик ж/д, депо, 1976 года постройки.

Из представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта от 25.12.2012 следует, что подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500, расположенны по адресу: г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N23 до нежилого здания N 28,стр. N 31 по ул. Пограничников.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае сообщило об отсутствии в архивных документах плана приватизации АО "Норд" и невозможности сообщить вошел ли спорный объект недвижимости (железнодорожный подъездной путь) в уставной капитал АО "Норд".

Из ответа Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края вх. N 01/294/2012-619 от 28.12.2012, следует, что согласно имеющейся документации, подтвердить или опровергнуть соответствие объектов, включенных в план приватизации Коркинской северной торгово-закупочной базы, и вышеуказанного объекта, заявленного на государственную регистрацию, не представляется возможным.

Принимая во внимание различное описание объектов в кадастровом паспорте от 25.12.2012 и плане приватизации от 30.06.1993, суду не представляется возможным установить, что подъездные железнодорожные пути, расположенные по адресу: г. Красноярск, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. 31 по ул. Пограничников, вошли в оплату уставного капитала АО "Норд".

Учитывая вышеизложенное, план приватизации от 30.06.1993 не подтверждает возникновение прав ОАО "Норд" на объект недвижимого имущества, с заявлением о государственной регистрации права собственности, на который обратился заявитель.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в течение срока, указанного в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации, заявитель не устранил причины, препятствующие государственной регистрации прав, исходя из содержания имеющихся у государственного регистратора документов, регистрирующий орган правомерно отказал заявителю в государственной регистрации права собственности. Оспариваемый отказ Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в регистрации права собственности на объект недвижимости, изложенный в сообщении от 26.02.2013, не противоречат закону.

Установив, что основанием для приостановления регистрации права собственности по соглашению об отступном от 01.06.2911, а впоследствии - для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости послужило наличие вышеуказанных обстоятельств, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления закрытого акционерного общества "Содружество".

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Содружество" г.Красноярск об признании незаконным отказа Управления Росреестра по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности закрытого акционерного общества "Содружество" на сооружение подъездные железнодорожные пути, протяженностью 500м., расположенные в г. Красноярске, от предельного столбика стрелочного перевода N 23 до нежилого здания N 28, стр. N 31, по ул. Пограничников. Кадастровый номер 24:50:0400411:162, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, стр. N 33, отказать.

Оспариваемый отказ Управления Росреестра по Красноярскому краю проверен судом на соответствие положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.В. Лесков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-8978/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 10 сентября 2013

Поиск в тексте