• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 2013 года Дело N А56-24131/2013

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буравлевой В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель СПб ГУП РЭП "Строитель"

заинтересованное лицо Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

о признании недействительным предписания от 07.03.2013 N7-812

при участии

от заявителя - Корташев И.В., доверенность N36-10Р от 08.07.2013;

от заинтересованного лица - Колганова К.И., доверенность N7/1651 от 29.05.2013;

установил:

Санкт-Петербургское государственное унитарное производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Строитель" (далее - предприятие, заявитель) обратилось с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП, Комитет, заинтересованное лицо) от 07.03.2013 N 7/812.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, представитель Комитета просил в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на правомерность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 16.07.1990 N 608 "О взятии под охрану памятников градостроительства и архитектуры Кировского, Красносельского, Ленинского, Петродворцового районов и г. Ломоносова" здание (далее - Объект), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, 172, лит. А, является частью объекта культурного наследия регионального значения "Б. дача К.Сиверса (комплекс "Кировского городка" - 7 зданий и пруд)".

Согласно договору от 01.10.2010 N 283 Санкт-Петербургское государственное унитарное производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Строитель" является управляющей организацией Объекта.

Актами визуального осмотра КГИОП от 27.12.2012, от 13.02.2013 зафиксировано, что на здании расположенном по адресу: СПб, пр. Стачек, 172, лит. А, являющемся частью объекта культурного наследия регионального значения "Б. дача К.Сиверса (комплекс "Кировского городка" - 7 зданий и пруд)", дважды произошел пожар, вследствие чего выгорела значительная часть помещений второго и частично помещений третьего и четвертого этажей, помещений чердачного пространства. Повреждена стропильная система и кровля. По фасадам утрачены оконные заполнения, повреждено и частично утрачено штукатурное покрытие фасада, на штукатурных профилированных тягах на фасадах имеются следы копоти.

В соответствии с пунктом 3.47 Положения о КГИОП, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651 и со ссылкой на статьи 6,33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации", в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия Комитетом было выдано предписание от 07.03.2013 N 7/812, в соответствии с которым предприятие обязано:

-в срок до 20.03.2013 закрыть контур здания (Объекта) (оконные и дверные проемы, кровля) для предотвращения несанкционированного доступа на Объект посторонних лиц, а также для поддержания необходимого температурно-влажностного режима в помещениях Объекта;

-в срок до 31.05.2013 на основании задания КГИОП от 15.02.2013 N 2-1282-1, задания КГИОП от 26.02.2013 N 7/687 согласовать с КГИОП отчет по результатам обследования состояния Объекта и согласовать с КГИОП проектную документацию на ремонт и реставрацию Объекта;

-в срок до 30.12.2013 на основании задания КГИОП от 15.02.2013 ЛЬ 2-1282-1 задания КГИОП от 26.02.2013 N 7/687, на основании согласованной с КГИОП проектной документации и письменного разрешения КГИОП выполнить работы по ремонту и реставрации Объекта.

Не согласившись с предписанием, предприятие оспорило его в судебном порядке, при этом ссылается на отсутствие у него обязанности согласовывать проектную документацию на ремонт и реставрацию объекта и выполнять работы по ремонту и реставрации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено статьей 210 Гражданского кодекса РФ, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем объекта культурного наследия.

Как видно из материалов дела, предприятием 01.10.2010 был заключен договор N 283 управления многоквартирными домами между управляющей организацией (СПб ГУП РЭП "Строитель") и жилищной организацией (СПб ГУ "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга"), выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в этом доме.

В соответствии с договором N 283 управляющая организация обязуется обеспечить управление многоквартирными домами, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также обеспечить предоставление в жилые помещения в многоквартирных домах, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг (перечень помещений приведен в приложении N 1 к договору), а собственник осуществляет контроль за соблюдением требований к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставлению коммунальных услуг. Контроль может производиться на соответствие требованиям к организации содержания и текущего ремонта жилищного фонда, установленным согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.

Из изложенного следует, что предприятие приняло на себя обязанность по выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и обеспечению предоставления в жилые помещения коммунальных услуг. Обязанность по осуществлению реставрационных работ в здании договором не предусмотрена.

Согласно статье 6 Закона N73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 33 Закона N73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:

- государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, формирование и ведение реестра;

- проведение историко-культурной экспертизы;

- установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия;

- согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима;

- контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

- разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;

- выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

- согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ;

- выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования;

- установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;

- контроль за состоянием объектов культурного наследия;

- иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

Комитет в соответствии с пунктом 1.2-1 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, в пределах своей компетенции, осуществляет контроль в сфере учета, выявления, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 2.2).

Реализуя полномочия по сохранению объектов культурного наследия, возложенного Законом N 78-ФЗ на собственников (пользователей) объектов, Комитет в односторонне-властном порядке выдал управляющей компании предписание, которым обязал Общество провести реставрацию здания.

Вместе с тем в силу статей 40, 43 Закона N 73-ФЗ реставрация объектов культурного наследия относится к особому виду работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия, проведение которых подразумевает получение соответствующих разрешений. Так, в соответствии со статьей 45 Закона N 73-ФЗ указанные работы проводятся на основании письменного разрешения и задания, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Однако действующим законодательством и договором управления многоквартирным домом на управляющую организацию не возложено обязанности по проведению реставрационных работ.

Из материалов дела видно, что после произошедшего пожара в здании по адресу: Санкт-Петербург, пр.Стачек, д.172 выгорела значительная часть помещений, здание невозможно использовать для проживания, в связи с чем все жильцы были размещены в жилищном фонде коммерческого использования. Жилые помещения распоряжениями Администрации Кировского района Санкт-Петербурга были признаны непригодными для проживания. Предприятие досрочно расторгло договоры с ресурсоснабжающими компаниями на поставку коммунальных ресурсов.

По заказу Администрации Кировского района Санкт-Петербурга в марте 2013 года лицензированной организацией ООО "АксиомА" было проведено техническое обследование здания объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом", часть объекта культурного наследия "Дача К.Е.Сиверса". Обследованием было установлено, что отдельные конструкции здания находятся в аварийном техническом состоянии, жилые помещения признаны непригодными для проживания, здание подлежит расселению и постановке на реконструкцию по разработанному и утвержденному в установленном порядке, в том числе КГИОП, проекту.

При таких обстоятельствах предписание Комитета, возлагающего на предприятие обязанность по согласованию с КГИОП проектной документации на ремонт и реставрацию объекта и выполнению работ по ремонту и реставрации объекта не соответствует действующему законодательству.

В части обязания закрыть контур здания (объекта) (оконные и дверные проемы, кровля) для предотвращения несанкционированного доступа на объект посторонних лиц, а также для поддержания необходимого температурно-влажностного режима в помещениях объекта предписание выдано необоснованно, поскольку консервация здания произведена (что подтверждено и представителем Комитета в судебном заседании).

Таким образом, оспариваемое предписание выдано предприятию неправомерно, незаконно возлагает на него дополнительные обязанности, а потому подлежит признанию недействительным.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Комитета взыскивается понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным предписание Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 07.03.2013 N7/812, выданное Санкт-Петербургскому государственному унитарному производственному ремонтно-эксплуатационному предприятию "Строитель".

2. Взыскать с Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в пользу Санкт-Петербургского государственного унитарного производственного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Строитель" 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Ресовская Т.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-24131/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 10 сентября 2013

Поиск в тексте