АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2013 года Дело N А51-21543/2013

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.С. Турсуновой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению закрытого акционерного общества "Давос" (ИНН 2536176137, ОГРН 1062536050345, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.09.2006)

к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.05.1951)

об обязании выплатить проценты,

установил:

Закрытое акционерное общество "Давос" (далее - "заявитель", "общество", "декларант") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее - "ответчик", "таможня") об обязании выплатить проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей в размере 17226,77 руб. и взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб.

определением суда от 26.07.2013 заявление общества было принято в порядке упрощенного производства, в соответствии с требованием статьи 227 АПК РФ.

Заявитель указал, что поскольку заявление о возврате из бюджета излишне уплаченных таможенных платежей таможенный орган исполнил с нарушением установленного законом срока, заявителем обоснованно выставлены проценты, в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.

Заявитель указал, что таможенный орган, выставив требование об уплате таможенных платежей, инициировал процедуру принудительного взыскания денежных средств, при этом согласие ЗАО "Давос" на списание денежных средств из сумм денежного залога в счет погашения требования не является добровольным исполнением обязанности по уплате таможенных платежей, а направлено на избежание негативных последствий, возникающих в случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей.

По мнению представителя заявителя, периодом начисления процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ следует считать период с 30.06.2012 по 03.10.2012 включительно.

Таможенный орган определение суда не исполнил, дополнительных материалов не представил.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В мае 2012 года в целях оформления ввезенного на таможенную территорию РФ товара ЗАО "Давос", действуя на основании договора на оказание услуг по таможенному оформлению N 186/2011 от 22.11.2011, в Находкинскую таможню подало ДТ N 10714060/150512/0001999.

На основании представленных ООО "МПВ" документов таможенный представитель определил таможенную стоимость товаров на основе метода по цене сделки с ввозимыми товарами.

Таможенный орган принял решение о проведении дополнительной проверки. В целях выпуска товаров ЗАО "Давос" направило в Находкинскую таможню распоряжение (письмо N 1164/12 от 17.05.2012г.) на списание денежных средств в сумме 958 149,92 руб. внесенных на счет таможенного органа в счет уплаты обеспечения. Таможенный орган произвел списание денежных средств, внесенных в качестве денежного залога, о чем была выдана таможенная расписка ТР-6063591.

По результатам проведения дополнительной проверки таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров. На основании принятого решения, в адрес ЗАО "Давос" было направлено решение о зачете денежных средств от 29.06.2012 г. в размере 825 006,62 руб. в том числе таможенные платежи в сумме 815 653,79 руб.

Не согласившись с принятым решением о корректировке таможенной стоимости, ЗАО "Давос" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным указанного решения. решением суда от 08.08.2012 г. по делу А51-14778/2012 заявленные требования удовлетворены.

ЗАО "Давос" обратилось в таможенный орган с заявлением от 21.08.2012 г. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Таможенный орган перечислил сумму в размер 815 653,79 руб. на расчетный счет заявителя 04.10.2012.

Посчитав, что таможенный орган произвел возврат излишне уплаченных таможенных платежей с нарушением установленных таможенным законодательством сроков, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Согласно статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Глава 18 Закона N 311-ФЗ предусматривает нормы принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов.

Согласно статье 150 главы 18 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Закона N311-ФЗ при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом. Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания на сумму денежного залога.

Пунктом 3 статьи 145 Закона о таможенном регулировании установлено, что при неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из сумм денежного залога в порядке, установленном законом

В силу пунктов 6 и 7 статьи 145 Закона о таможенном регулировании денежный залог может использоваться для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным залогом, при представлении таможенной расписки и соблюдении одного из следующих условий: 1) если обязательства по товарам, указанным в настоящей части, исполнены или прекращены; 2) если использование денежного залога в счет уплаты таможенных платежей влечет прекращение обеспеченных им обязательств по товарам, указанным в настоящей части.

Согласно пункту 7 статьи 149 Закона о таможенном регулировании таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 158 Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Закона о таможенном регулировании право таможенных органов взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет денежного залога при неисполнении требования об уплате таможенных платежей. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи о взыскании сумм таможенных платежей за счет денежного залога таможенный орган сообщает в письменной форме плательщику таможенных пошлин в течение одного дня после взыскания.

Учитывая выводы, изложенные в  постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N13592/04 и Определении Конституционного Суда  РФ от 27.12.2005 N503-О, суд полагает обоснованным утверждение заявителя о том, что в данном случае внесение спорной суммы таможенных платежей произведено в рамках инициирования таможенным органом процедуры принудительного взыскания доначисленных таможенных платежей.

Суд полагает возможным руководствоваться выводами, изложенными в указанных Определении Конституционного Суда и Постановлении Президиума ВАС РФ, исходя из аналогии возникающих отношений властного характера по уплате как налоговых, так и таможенных обязательств в качестве обязательных платежей.

Делая вывод о принятии таможенным органом мер принудительного взыскания, суд принимает во внимание то, что взыскание спорных платежей произошло путем принятия таможенным органом решения о зачете денежного залога, внесенного обществом.

Данное обстоятельство предполагает придание спорным денежным средствам статуса излишне взысканных, в соответствии с нормами таможенного законодательства.

Пунктом 4 части 1 статьи 117 Закона N311-ФЗ установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.

В данном случае следует признать датой  взыскания таможенных платежей  - дату получения таможенным органом распоряжения декларанта о зачете. Поскольку таможенный орган произвел возврат обществу взысканных сумм только 04.10.2012 при их внесении в порядке принудительного взыскания 29.06.2012, требования заявителя о начислении процентов в порядке части 6 статьи 147 Закона N311-ФЗ в период с 30.06.2012 по 03.10.2012, суд признает правомерным.

Вместе с тем, проверив расчет начисленных процентов, судом установлено, что он произведен неверно в силу следующего.

Заявителем в расчете величины процентов указано, что расчет должен производиться путем умножения спорной суммы на ставку рефинансирования, на 1/366 и на количество просроченных дней. Заявитель верно применил ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшие в спорный период согласно указаниям ЦБ РФ.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", при расчете процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году принимается равным 360 дням, поскольку ни ТК ТС, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни иными нормативными актами не определено иное, в частности, что для расчета процентов необходимо исходить из ставки 1/365 (366).

Суд полагает, что в данной ситуации подлежит применению постановление Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14, поскольку по аналогии с гражданским законодательством (статья 395 ГК РФ), таможенное законодательство в статье 147 Закона N311-ФЗ допускает взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных денежных средств, что представляет собой плату за пользование денежными средствами. Следовательно, допустимо и применение аналогичного порядка расчета сумм подлежащих взысканию с таможенного органа.

Поскольку в случае принятия при расчете процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ числа дней в году равным 360 дням, сумма подлежащих взысканию процентов превышает сумму, заявленную обществом ко взысканию, суд взыскивает с таможенного органа заявленную обществом сумму процентов.

Ссылки таможни на несогласие с периодом начисления процентов, судом не принимаются, как основанные на неверном толковании норм права.

В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона N311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

С учетом вышеизложенного, положения указанного пункта данной статьи предусматривают два самостоятельных основания для начисления процентов: проценты за пропуск срока непосредственно возврата излишне уплаченных таможенных платежей (за нарушение так называемого процедурного срока) и проценты, начисляемые в случае установления неправомерности довзыскания таможенных платежей, которые имеют статус процентов, начисляемых за пользование чужими денежными средствами.

Декларант обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов, начисленных на период неправомерного изъятия денежных средств из финансового оборота общества, а не в связи с нарушением предусмотренного пунктом 6 статьи 147 Закона N311-ФЗ срока их возврата, в связи с чем период начисления процентов является правомерным.

Заявленное ходатайство о взыскании судебных издержек по оплате услуг представителя в размере 15000 руб. подлежит удовлетворению частично в силу следующего.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Пунктом 2 статьи 110 АПК РФ установлено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, реализация судом права по уменьшению суммы расходов возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.

Лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, обязано доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121).

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенным в постановлении Президиума от 15.03.2012 N 16067/11, освобождение проигравшей стороны от необходимости  доказывания своей позиции по рассматриваемому вопросу и представлению доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов, нарушает принцип состязательности сторон, закрепленный в статье 65  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что между обществом ("заказчик") и ООО "Дальневосточное агентство юридических услуг" ("исполнитель") был заключен договор N 920 от 17.07.2013, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель принимает на себя обязательство представлять интересы клиента в Арбитражном суде Приморского края по делу об обязании Находкинской таможни выплатить проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10714060/150512/0001999.

Факт оказания, а также оплаты юридических услуг в сумме 15000 руб. подтверждается актом N 920/1 от 19.07.2013, а также платежным поручением N 2542 от 19.07.2013 на сумму 15000 руб.

Таким образом, судом установлено, что  услуги по представительству  были оказаны, расходы произведены, расходы заявителя на оплату услуг представителя подтверждены документально.

Право суда на уменьшение подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя определено пунктом 2 статьи 110 АПК РФ, закрепляющим правило о возмещении судебных расходов в разумных пределах. Несмотря на то, что ответчик не заявил о чрезмерности предъявленных к возмещению судебных расходов, суд вправе, оценив размер требуемой суммы и установив, что она явно превышает разумные пределы, удовлетворить данное требование частично.

Из пунктов 2.1, 3.2 договора на оказание юридических услуг следует, что стороны определили общую стоимость оказываемых представителем услуг в размере 15000 руб., при этом,  в перечень оказываемых услуг помимо осуществления сбора доказательственной базы, оформления документов и направления их в арбитражный суд, включено также обеспечение представление интересов заявителя в суде по мере необходимости.

Вместе с тем, рассмотрение заявления ЗАО "Давос" велось по правилам, определенным главой 29 АПК РФ, в порядке упрощенного производства, который не предусматривает  проведение  судебного заседания с  участием сторон по делу.

На основании вышеизложенного, и в соответствии с имеющейся у суда информации о существующей практике формирования в Приморском крае стоимости оказываемых услуг по представлению интересов лиц в  арбитражном суде по делам с предметом спора, аналогичным предмету рассмотренного судом заявления, правовой характер настоящего спора,  изучив представленные заявителем документы, оценив объем трудозатрат и количество времени, затраченного на оказание юридических услуг, равно как и фактическое исполнение названных услуг, принимая во внимание  процедуру рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, суд полагает обоснованным и разумным взыскать с таможенного органа  в пользу заявителя 10000 руб. судебных издержек.