ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2013 года Дело N А57-16441/12

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2013 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Александровой Л.Б., судей: Акимовой М.А., Смирникова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,

при участии представителей заявителя: Кузиной И.В., действующей на основании доверенности от 14 января 2013 года, Гнусиной Ю.А., действующей на основании доверенности от 14 января 2013 года; Администрации: Полянского Г.Ю., действующего на основании доверенности от 07 марта 2013 года N 01-03/16, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Олега Юрьевича (г. Саратов)

на решение арбитражного суда Саратовской области от 11 января 2013 года по делу N А57-16441/2012 (судья Огнищева Ю.П.) по заявлению индивидуального предпринимателя Иванова Олега Юрьевича (г. Саратов) к администрация муниципального образования «Город Саратов», ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003 (г. Саратов), о признании недействительным Постановления администрации МО «Город Саратов» N 1369 от 22.06.2012г. «Об отказе Иванову О.Ю. в предоставлении в аренду сроком на десять лет земельного участка в Заводском районе для целей, не связанных со строительством» и обязании администрации МО «Город Саратов» устранить допущенное нарушение заинтересованные лица: комитет по управлению имуществом города Саратова, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860 (г. Саратов), комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004 (г. Саратов),

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Иванов Олег Юрьевич обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» N 1369 от 22 июня 2012 г. «Об отказе Иванову О.Ю. в предоставлении в аренду сроком на десять лет земельного участка в Заводском районе для целей, не связанных со строительством» и об обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенное нарушение в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Иванову О.Ю. в аренду сроком на десять лет земельного участка площадью 27 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Брянская (рядом с жилым домом N 15) в Заводском районе, с кадастровым номером 64:48:020439:0001, для целей не связанных со строительством, - размещение остановочного павильона, совмещенного с временным мини-магазином.

Определением от 06 декабря 2012 года в порядке ст. 48 АПК РФ произведена процессуальная замена Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации МО «Город Саратов» на Комитет по управлению имуществом города Саратова.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 11 января 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Индивидуальному предпринимателю Иванову Олегу Юрьевичу возвращена уплаченная в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 200 руб.

Индивидуальный предприниматель Иванов О.Ю., не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Комитет по управлению имуществом города Саратова, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы указанные лица извещены надлежащим образом. В материалах дела имеются уведомления NN 99587, 99588, 99589, 99590 о вручении почтовых отправлений налоговым органам и обществу 21 и 27 февраля 2013 года.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие за интересованных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, что 24 февраля 2012 г. предприниматель Иванов О.Ю. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в соответствии со ст. ст. 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью 27 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Брянская (рядом с ж.д. N15) в Заводском районе с кадастровым номером 64:48:020439:0001 в аренду под размещение остановочного павильона, совмещенного с временным мини-магазином на срок 10 лет.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22 июня 2012 года N 1369 Иванову О.Ю. было отказано в предоставлении земельного участка по следующим основаниям: земельный участок расположен в границах территории общего пользования; размещение нестационарных торговых объектов на таких земельных участках осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов; схемой размещения нестационарных торговых объектов размещение торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.

При принятии оспариваемого постановления администрация муниципального образования руководствовалась постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2011 года N 516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2015 годы»; решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 г. N 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов».

Не согласившись с постановлением администрации и полагая, что указанный ненормативный акт нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.

Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения..

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.

Суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в совокупности в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято администрацией муниципального образования «Город Саратов» в пределах своих полномочий и соблюдением порядка, установленного законодательством, регулирующим земельные отношения.

При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорный земельный участок, испрашивается для целей, не связанных со строительством.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми (п. 1) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34). В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34).

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Саратовской области от 09 октября 2006 г. N 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области», Уставом муниципального образования «Город Саратов», решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов».

Как правильно указал суд первой инстанции, данные Правила регулируют порядок землепользования и застройки, по принципу градостроительного зонирования - деления всей территории в границах муниципального образования «Город Саратов» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.

Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 г. N 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» (в редакции от 27.05.2010 года) утверждено Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов». Использование территорий общего пользования в границах муниципального образования - город Саратов возможно в целях размещения клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий, детских игровых площадок, площадок для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, остановочных пунктов общественного транспорта.

Пункт 1.5. указанного Положения (в редакции от 27.05.2010 г.) предусматрено, что земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, тротуарами, скверами, аллеями, пешеходными зонами, парками и другими подобными территориями, приватизации не подлежат и не могут быть использованы для размещения объектов торговли, в том числе нестационарных.

Согласно пункту 1.7 Положения (в редакции от 29.09.2011 г.) использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается для размещения: клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий; детских игровых площадок; площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО; остановочных пунктов общественного транспорта; памятников, мемориалов, скульптурных композиций, малых архитектурных форм; ярмарок, организуемых органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов»; рекламных конструкций в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»; нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов; некапитальных объектов, используемых для спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, проводимых в порядке, определяемом администрацией муниципального образования "Город Саратов".

В силу пункта 13.6 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280, размещение на территориях общего пользования нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с Уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 10 указанного Закона).

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ, приказом министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 29 марта 2010 г. N 177 «О порядке разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов» и в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города принято Постановление администрации МО «Город Саратов» от 16.03.2011 г. N 516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011 - 2015 годы».

С учетом принятых нормативных правовых актов, заявления о предоставлении предпринимателю в аренду сроком на 10 лет испрашиваемого земельного участка обоснованно оставлены без удовлетворения.

Испрашиваемый земельный участок входят в состав территорий общего пользования, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем. Схемой размещения нестационарных торговых объектов, размещение нестационарных торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено. Данное обстоятельство не оспаривается заявителем.

Таким образом, отсутствует условие, при котором имелась бы возможность размещения нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке, расположенном в границах территории общего пользования.

Суд правильно установил фактические обстоятельства дел, указав на то, что индивидуальный предприниматель Иванов О.Ю. 24 февраля 2012 г. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 27 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Брянская (рядом с жилым домом N 15) в Заводском районе, кадастровый номер 64:48:020439:0001, в аренду под размещение остановочного павильона, совмещенного с временным мини-магазином сроком на 10 лет.

Установив, что земельный участок расположен в границах территории общего пользования; а схемой размещения нестационарных торговых объектов размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено, администрация отказала предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Довод заявителя в той части, что испрашиваемый земельный участок находится у него в пользовании с 1996 г. и занят объектом некапитального строительства не состоятелен и не влечет правовых последствий в виде предоставления заявителю земельного участка в аренду.

Так, суд установил, что между заявителем и администрацией г. Саратова 12 мая 2000 г. был заключен договор аренды земельного участка N 1467 , в соответствии с которым предпринимателю был предоставлен в аренду земельный участок площадью 27 кв.м., расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Брянск ая (рядом с жилым домом N 15), с кадастровым номером 64:48:020439:0001 на срок 5 лет. Указанный договор прошел государственную регистрацию 14 июня 2000 года.

Согласно пункту 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 610 ГК РФ предусмотрено, что каждая из сторон договора аренды вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Администрация в порядке ст. 610 ГК РФ отказалась от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, направив арендатору соответствующее уведомление. 09 декабря 2011 г. зарегистрировано прекращение права аренды Иванова О.Ю.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Саратовской области от 23 октября 2012 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об обременении земельного участка арендой.

Суд отклонил довод заявителя со ссылкой на пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ, т.к. орган местного самоуправления в рассматриваемом случае не пересматривал место размещения нестационарного торгового объекта. Как указал суд, в рассматриваемом случае имело место обращение заявителя в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка. Администрация отказала заявителю в предоставлении в аренду земельного участка, о чем вынесено оспоренное постановление, при этом руководствовалась нормами действующего законодательства. Так, арендные отношения по договору от прекращены 09 декабря 2011 года. С заявлением о предоставлении земельного участка предприниматель обратился 24 февраля 2012 года.

Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с указанным доводом заявителя о том, что в соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Предприниматель обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством.

Вместе с тем, из материалов дела следует, на испрашиваемом земельном участке площадью 27 кв.м., кадастровый номер 64:48:020439:0001, находится объект недвижимости - нежилое здание мини-магазина (торговый павильон), 202 года постройки, площадью застройки 27 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается представленным техническим паспортом (т. 1, л.д. 40-47).

Согласно постановлению мэра города Саратова от 27 апреля 2000 года N 220-337 предпринимателю в аренду предоставлен земельный участок для реконструкции остановочного павильона, в соответствии с которым Иванов О.Ю. обязывался произвести реконструкцию остановочного павильона, совмещённого с мини-магазином, в соответствии с эскизным проектом, согласованным управлением архитектуры и градостроительства, получить разрешение на реконструкцию остановочного павильона.