ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2013 года Дело N А04-8254/2012

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2013 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Волковой М.О., судей Иноземцева И.В., Тихоненко А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В., при участии в заседании: от ИП Морева Д.В.: Шатравка А.В., представитель по доверенности от 01.02.2013; от Управления госзаказа Амурской области, ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер», ООО «Сантехническая компания»: представители не явились, уведомлены надлежащим образом; от третьего лица УФАС России по Амурской области: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Морева Дмитрия Валерьевича на решение от 18.01.2013

по делу N А04-8254/2012 Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Заноза Н.С. по иску индивидуального предпринимателя Морева Дмитрия Валерьевича к Управлению государственного заказа Амурской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области «Амурский областной противотуберкулезный диспансер», обществу с ограниченной ответственностью «Сантехническая компания» о признании недействительным размещенного заказа третье лицо: Управление федеральной антимонопольной службы России по Амурской области,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Морев Дмитрий Валерьевич (ОГРНИП 311280122000012) (далее - ИП Морев Д.В.) обратился в Арбитражный суд Амурской области к Управлению государственного заказа Амурской области (ОГРН 1082801011468) (далее - Управление госзаказа Амурской области), государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» (ОГРН 1022800528178) (далее - ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер»), обществу с ограниченной ответственностью «Сантехническая компания» (ОГРН 1052800102266) (далее - ООО «Сантехническая компания») с иском о признании недействительным размещенного заказа от 06.11.2012.

Требования обоснованы нарушением норм Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого аукциона в электронной форме «на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений и сантехнических систем в филиале ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» в с. Поярково Михайловского района» для государственного заказчика - ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер».

Решением от 18.01.2013 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с судебным актом, ИП Морев Д.В. обратился с апелляционной жалобой, которой просит принятое решение отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права, не применение судом закона, подлежащего применению, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на то, что суд при рассмотрении дела должен был применить нормы права не только связанные с интересами истца, но и нормы, направленные на защиту интересов субъекта Российской Федерации, как публично-правового образования.

Полагает, что подмена судом понятий «открытый аукцион в электронном виде», «аукционная комиссия» понятиями «конкурс», «конкурсная комиссия» свидетельствуют о неприменении судом норм материального права, подлежащих применению к настоящему делу, поскольку оспаривается порядок проведения открытого аукциона в электронной форме.

По мнению заявителя жалобы, суд не дал оценку доводам истца о соответствии или несоответствии документации об аукционе статье 41.6 Закона о размещении заказов, а также положениям главы 3.1 указанного закона и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, в апелляционной жалобе указано на не исследование судом всех доказательств по делу, на отказ суда в исследовании протокола рассмотрения заявок от 25.10.2012, что, по мнению истца, нарушает его права, предусмотренные статьей 41 АПК РФ.

Указано также на нелегитимный состав аукционной комиссии при отклонении поданной истцом заявки.

Поскольку Положение об аукционной комиссии, утвержденное приказом Управления государственного заказа Амурской области от 31.12.2010 N 75-л, не опубликовывалось в официальных изданиях, то данное положение, не являясь нормативным актом, не может применяться к рассматриваемым отношениям.

Кроме того, истец указал, что основанием отказа в удовлетворении исковых требований явилось исполнение на день рассмотрения иска договора от 06.11.2012 N 113/12к, заключенного по результатам оспариваемого размещенного заказа, и невозможность приведения сторон в первоначальное положение. Указанный вывод суда, по мнению заявителя, противоречит Определению ВАС РФ от 29.06.2009 N ВАС-7721/09 и от 15.04.2010 N ВАС-2379/10.

В отзыве на апелляционную жалобу ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» с ее доводами не согласилось, указав, что при вынесении решения по делу суд на основании представленных в материалы дела доказательств полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также применил закон, подлежащий применению. Открытый аукцион в электронной форме проведен Управлением государственного заказа Амурской области в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ).

Управление госзаказа Амурской области в своем отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с ее доводами, просило судебный акт оставить без изменения, указав на законность принятого решения.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дав соответствующие пояснения, указав, кроме того, что судом первой инстанции не исследовались подлинники документов.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», в судебное заседание своих представителей не направили.

Управление госзаказа Амурской области просило апелляционную жалобу рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения истца, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.

Как следует из материалов дела, 10.09.2012 управлением госзаказа Амурской области на Единой электронной торговой площадке (www.sberbank-ast.ru) объявлен к проведению открытый аукцион в электронной форме «выполнение работ по ремонту помещений и сантехнических систем в филиале ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» в с. Поярково Михайловского района» (извещение N012300000312002542). Документация об аукционе размещена на официальном сайте Российской Федерации о размещении заказов www.zakupki.gov.гu (т.1 л.д.л.д.71-72).

Заказчиком размещения заказа являлось ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер».

Решением УФАС по Амурской области от 04.10.2012 по делу N ЖС-150/2012 аукционная комиссия уполномоченного органа - Управление госзаказа Амурской области признана нарушившим часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов (т.1 л.д.л.д.105-111).

Во исполнение Предписания от 01.10.2012 по делу N ЖС-150/2012 об устранении нарушений Закона о размещении заказов управление госзаказа Амурской области 12.10.2012 разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.гu извещение N 0123200000312002542 с внесенными изменениями от 12.10.2012 N 2 (т.1 л.д.73-74).

Поданные 17.09.2012 первые части заявок с присвоенными им номерами N 3496848, N 3497392 отозваны до рассмотрения их комиссией, что отражено на электронной торговой площадке.

В извещении указана дата и время окончания срока подачи заявок - 22.10.2012 9:00, дата окончания срока рассмотрения заявок - 25.10.2012, дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 29.10.2012.

Для участия в аукционе 21 и 22 октября 2012 года поданы две заявки, которым присвоены N 3703560 (заявка ООО «Сантехническая компания») и N 3704967 (заявка ИП Морева Д.В.).

Протоколом рассмотрения первых частей заявок N 0123200000312002542 от 25.10.2012 поданные заявки рассмотрены аукционной комиссией: заявке N 3704967 отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ - непредставление сведений, предусмотренным частью 4 статьи 41.8 Закона. Кроме того, указано на отсутствие конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (показатели указаны со словами «не более» и «не менее») (т.1 л.д.122).

Указанным протоколом Аукционная комиссия признала аукцион несостоявшимся, поскольку только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в аукционе, признан единственным участником аукциона.

06.11.2012 на основании протокола подведения итогов на участие в открытом аукционе в электронной форме от 26.10.2012 N0123200000312002542 между ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» (заказчик) и ООО «Сантехническая компания» (подрядчик) заключен договор N 113/12-к на выполнение работ по ремонту помещений и сантехнических систем в филиале ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» в с. Поярково Михайловского района (т.2 л.д.л.д.84-94).

Согласно акту о приемке выполненных работ от 30.11.2012 N 113/12-к, справке о стоимости выполненных работ и затрат от 30.11.2012 (т.2 л.д.л.д.95-107) подрядчиком выполнены работы по договору N 113/12-к от 06.11.2012 в полном объеме, которые приняты заказчиком и оплачены платежным от 05.12.2012 N 6304 (т.2 л.д.115).

Полагая, что указанный открытый аукцион проведен с нарушением Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005, ссылаясь на необоснованный отказ аукционной комиссии в допуске к участию в аукционе, истец обратился в суд с настоящим иском в суд о признании торгов недействительными на основании пункта 1 статьи 449 ГК РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).

Таким образом, основанием признания торгов недействительными, как следует из положений пункта 1 статьи 449 ГК РФ, является нарушение при их проведении правил, установленных законом. Нарушение иных правил не является основанием признания торгов недействительными.

Согласно части 3 статьи 57 Закона о размещении заказов размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или иску уполномоченных на осуществления контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.

Законом о размещении заказов установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно пункту 1 статьи 41.8 Закона о размещении заказов для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей (часть 3 статьи 41.8 указанного закона).

Согласно пункту 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с подпунктом б пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Статьей 41.7 Закона предусмотрено право любого участника размещения заказа, получившего аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.

В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме (в редакции от 12.10.2012 N 2) указано, что документация об аукционе размещена на официальном сайте Российской Федерации о размещении заказов www.zakupki.gov.гu (т.1 л.д.л.д.71-72).

Таким образом, исходя из анализа представленной в материалы дела документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений и сантехнической систем в филиале ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» в с. Поярково Михайловского района, утвержденной заместителем начальника Управления госзаказа Амурской области, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии аукционной документации требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

В этой связи подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о несоответствии аукционной документации требованиям Закона о размещении заказов.

Как следует из материалов дела, подпунктом «б» пункта 3.2.2.3 документации об аукционе в электронной форме предусмотрено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения - при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное в пункте 3.2.2.2, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара (т.1 л.д.л.д.75-82).

Пунктом 12 информационной карты аукциона определены требования к содержанию и составу заявки, согласно которому необходимые документы заявок указаны в пунктах 3.2.2.3 и 3.2.3 Раздела 1.2 документации об аукционе (т.1 л.д.83-84).

Техническая часть документации об аукционе (т.1 л.д.л.д.90-91) содержит перечень основных показателей, необходимых для выполнения работ, предусмотренных договором с указанием, что торговые наименования читать со словами «или эквивалент».

Таким образом, участник размещения заказа на основании норм Закона о размещении заказов и на основании документации об аукционе в электронной форме должен в заявке на участие в аукционе указать конкретные показатели, перечисленные в технической части документации, в том числе, указать: изоляционный материал, краску для окраски металлических труб, трубы напорные, с указанием их характеристик, воздушные краны для радиаторов, радиаторы и иные материалы и оборудование, необходимые для выполнения ремонтных работ помещений и сантехнических систем заказчика.

В силу части 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 данного Закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов).

Как следует из материалов дела, заявка на участие в аукционе, поданная ИП Моревым Д.В. (т.2 л.д.л.д.39-42), не содержит в себе конкретных предложений по техническим характеристикам предлагаемого к поставке товара, а именно: в описании характеристик товара его технические характеристики обозначены словами «не более» и «не менее» («Ведомость материалов на ремонт помещений и сантехнических систем в филиале ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» в с. Поярково Михайловского района»), в то время как документацией об аукционе в электронной форме изложено требование на указание в заявке на участие в аукционе конкретных показателей (не приблизительных), указанных в технической части документации.