ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2013 года Дело N А41-38513/11

Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Шевченко Е.Е., судей Александрова Д.Д., Коновалова С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х., при участии в заседании:

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - извещено, представитель не явился,

от Администрации Луховицкого муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,

от общества с ограниченной ответственностью «Агропарк Луховицкий» - извещено, представитель не явился,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2012 по делу N А41-38513/11, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Луховицкого муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 422 га, с кадастровым номером 50:35:9999999:0012, расположенный по адресу: Московская область, Луховицкий район, СПК «им. Ильича» (далее - спорный земельный участок).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, общество с ограниченной ответственностью «Агропарк Луховицкий» (далее - общество).

Решением Арбитражного суда Московской области от 22.12.2011 требование удовлетворено.

Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.07.2012 решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2011 и постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.07.2012 указано, что судами обеих инстанций не установлено и в обжалуемых судебных актах не указано, к какому уровню государственной собственности (федеральной, субъекта федерации или муниципального образования) относится спорный земельный участок согласно установленным законом критериям. Судами не указаны критерии, по которым данный земельный участок может быть одновременно отнесен к различным уровням государственной собственности либо не подпадает под указанные в пунктах 1, 2 и 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» критерии отнесения к конкретному уровню государственной собственности. В обжалуемых судебных актах судами не разрешен вопрос о характере заявленного администрацией требования, мотивированного наличием у администрации полномочий на распоряжение земельным участком, право собственности на который не разграничено. При этом судами обеих инстанций не установлено, являются ли полномочия администрации на распоряжение земельным участком, право собственности на который не разграничено, вещным правом, и могут ли данные полномочия быть защищены путем предъявления вещного иска.

Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2012 требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.

Постановлением Главы Администрации Луховицкого района Московской области от 06.04.1993 N 408 «О приватизации земель ТОО им. Ильича в коллективно-долевую собственность» во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РФ» передано в бессрочное пользование ТОО им. Ильича земельный участок общей площадью 1422 га.

Постановлением Главы Администрации Луховицкого района Московской области от 21.10.1993 N 1127 в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О земельной реформе» решено перерегистрировать землепользование Колхоза (сельско-хозяйственный кооператив) имени Ильича общей площадью 3728 га (в том числе в собственность 2306 га, в бессрочное пользование 1422 га) для сельскохозяйственного производства и выдать свидетельство на право пользования землей N 126/1.

Согласно свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 21.10.1993 N 126/1 земельный участок указанный в постановлении Главы Администрации Луховицкого района Московской области от 06.04.1993 N 408 (в т.ч. общей площадью 1422 га) предоставлен Колхозу (сельскохозяйственному кооперативу) им. Ильича.

Согласно постановлению Главы Администрации Луховицкого района Московской области от 31.01.2000 N 83 (на основании заявлений, в том числе СПК им. Ильича) решено внести в постановление Главы Администрации Луховицкого района Московской области от 06.04.1993 N 408 «О приватизации земель ТОО им. Ильича в коллективно-долевую собственность» следующие изменения - пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. Предоставить в аренду СПК им. Ильича земельный участок общей площадью 1422,0 га из них сельскохозяйственных угодий - 1239,0 га, в том числе пашни - 555,0 га, сенокосов -135,0 га, пастбищ - 549,0 га, прочих земель - 183,0 га, сроком на 49 лет с правом последующего выкупа по нормативной цене. Установить арендную плату в размере земельного налога для данной категории земель. СПК им. Ильича заключить договор аренды с администрацией Луховицкого района и зарегистрировать его в установленном порядке».

Между администрацией и сельскохозяйственным производственным кооперативом им. Ильича (далее - СПК «им. Ильича») заключен договор аренды от 01.02.2000 спорного земельного участка сроком на 49 лет.

Согласно дополнительному соглашению к договору от 27.01.2003, заключенному между администрацией, СПК «им. Ильича и обществом права аренды на спорный земельный участок переданы обществу.

В соответствии с заключенным между ООО «Талас-2001» и ОАО «Агрохолдинг Луховицкий» соглашением от 19.12.2003 N 9 право аренды перешло к ООО «Талас-2001».

Впоследствии между ООО «Талас-2001» и обществом заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 01.11.2011 N 11/2011 обществу.

В настоящее время право аренды на спорный земельный участок находится у общества.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2011 N 35/011/2011-129 правообладателем спорного земельного участка обозначена Российская Федерация.

Считая, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение действующего законодательства, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Удовлетворяя требование администрации, суд первой инстанции признал его обоснованным.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также изучив доказательства, необходимые для установления критериев, по которым спорный земельный участок в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) может быть отнесен к соответствующему уровню собственности либо свидетельствующие о том, что земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, полномочия по распоряжению которым принадлежат муниципальному образованию в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее - Закон о разграничении государственной собственности) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно части 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у администрации отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.

По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права, однако перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.

Согласно статье 17 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельный участок могло возникнуть в связи с признанием такового федеральными законами, право собственности на которое возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельного участка по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Законом о разграничении государственной собственности.

Из части 2 статьи 2 Закона о разграничении государственной собственности следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.

Однако выявление обстоятельств, связанных с установлением незаконности действий регистрирующего органа при государственной регистрации права собственности на земельный участок, не может автоматически служить основанием для вывода об отсутствии у Российской Федерации права собственности на спорный земельный участок без проверки оснований наличия либо отсутствии такого право в силу закона.

Статья 3.1 Закон о введении в действие ЗК РФ содержит критерии отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Таким образом, законом право распоряжения землями, находящимися в государственной неразграниченной собственности, возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Следовательно, в рамках рассмотрения настоящего дела определяющим обстоятельством является установление возможного отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципального образования исходя из требований статьи 3.1 ЗК РФ либо нахождения спорного земельного участка в государственной неразграниченной собственности.

Спорный земельный участок не занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; в составе иных земель не был предоставлен ранее органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; не находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; не предоставлялся в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги». Никаких доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда, был предоставлен для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, относится к особо охраняемой природной территории не имеется. Иных оснований, предусмотренных федеральными законами, для отнесения данного земельного участка к федеральным землям, не установлено.

Согласно представленным в материалы дела документам на спорном земельном участке объекты недвижимости отсутствуют.

Таким образом, спорный земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относятся.

Судом в целях исключения возможного иного способа защиты права администрации проверены основания в соответствии со статьей 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ для отнесения спорного земельного участка к уровню собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации.

Лицам, участвующим в деле, в том числе и управлению, апелляционным судом предлагалось представить доказательства в подтверждение своих доводов, кроме того, предлагалось составить акт осмотра (иные документы) по вопросу о наличии на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества Российской Федерации, муниципальной собственности, иных объектов, однако управление ни каких-либо доказательств, ни указанный акт в суд не представило.

Администрацией в материалы дела представлен акт обследования спорного земельного участка от 02.10.2012, из которого следует, что на спорный земельный участок не используется по целевому назначению, произрастает многолетними травами, объекты недвижимости отсутствуют. Управление извещалось о проведении проверки администрацией, но представителей на осмотр не направило.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает законные права администрации в отношении спорного земельного участка, предоставленные пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ и частью 1 статьи 11 ЗК РФ, и никаким способом защиты, кроме избранного в рамках настоящего дела, защищен быть не может.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2012 по делу N А41-38513/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
Е.Е.Шевченко
Судьи
Д.Д.Александров
С.А.Коновалов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка