• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2013 года Дело N А13-9944/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2012 года по делу N А13-9944/2012 (судья Мамонова А.Е.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Деловая инициатива» (город Вологда, улица Ловенецкого, дом 20а, квартира 34; ОГРН 1113525014690; далее - ООО «Деловая инициатива», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 23.05.2012 N 2879 «Об отказе в выборе земельного участка», а также о возложении обязанности в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу принять решение о выборе земельного участка по улице Чернышевского города Вологды, площадью ориентировочно 1000 кв. м, для строительства здания аптеки; в месячный срок после вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обеспечить информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении выбранного земельного участка для строительства, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Вологодской области (далее - департамент), федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее - учреждение).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2012 года требования общества удовлетворены частично. Постановление администрации от 23.05.2012 N 2879 признано недействительным, на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда заявления общества от 30.01.2012 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, отказав обществу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что вывод суда о том, что земельный участок находится за пределами красных линий и не отнесен к территориям общего пользования, не соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства, а также на представление в материалы дела доказательств в подтверждение того, что спорный земельный участок фактически используется неограниченным кругом лиц для проездов, подходов, стоянки автотранспорта.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.

Учреждение ходатайством от 06.03.2013 просит о рассмотрении дела без участия своих представителей.

Общество, администрация, департамент и учреждение надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «Деловая инициатива» обратилось в Департамент земельных отношений Вологодской области с заявлением от 30.01.2012 (л. д. 35-37) о выборе земельного участка для строительства ориентировочной площадью 1000 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта аптеки по адресу: город Вологда, улица Чернышевского, дом 11б.

Департамент письмом от 13.02.2012 (л. д. 47) направил копию заявления и приложенные к нему документы в администрацию для обеспечения выбора земельного участка, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирования о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

Комиссией по выбору земельных участков при администрации принято решение отказать в выборе земельного участка для строительства здания аптеки вблизи дома N 111б по улице Чернышевского (по заявлению ООО «Деловая инициатива», направленному Департаментом земельных отношений Вологодской области), в связи с тем, что участок используется неограниченным кругом лиц (пункт 4 протокола заседания комиссии от 01.03.2012 N 379; л. д. 38-46).

По результатам рассмотрения обращения Департамента земельных отношений Вологодской области с приложенным заявлением ООО «Деловая инициатива», предложений комиссии, принято постановление администрации от 23.05.2012 N 2879 «Об отказе в выборе земельного участка», согласно которому обществу отказано в выборе и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Чернышевского площадью ориентировочно 1000 кв. м для строительства здания аптеки в связи с тем, что участок используется неограниченным кругом лиц.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В статье 30 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Названной статьей предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта включает выбор земельного участка и принятие в установленной статьей 31 ЗК РФ процедуре решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка и принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 5 статьи 30, статья 31 ЗК РФ).

В силу правила пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.

При этом в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ указано, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Пунктом 9 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Деловая инициатива» обратилось в уполномоченный орган с соблюдением указанных выше требований.

Рассмотрев заявление общества и предложения комиссии по выбору земельных участков администрация отказала ООО «Деловая инициатива» в выборе земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок используется неограниченным кругом лиц.

Статьей 1 ЗК РФ установлены принципы учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, регулирования земельных отношений исходя из дифференцированного подхода к установлению правового режима земель с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов, сочетания интересов общества и законных интересов граждан.

По смыслу приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации орган государственной власти или орган местного самоуправления при выборе земельного участка для строительства должен учесть экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории.

В соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).

В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), содержащей основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, строительство должно осуществляться на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, при обеспечении сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов.

Согласно пункту 4 статьи 41 ГСК РФ условием образования земельного участка является наличие подходов, проездов как к этому участку, так и к соседним. По смыслу норм ГСК РФ, регламентирующих порядок и виды планировки застройки территории, недопустимо формирование земельных участков для строительства, приводящее к вклиниванию, изломанности границ, невозможности использования объектов недвижимости.

На орган местного самоуправления возложена обязанность определения расположения земельного участка, расчета площади предоставляемого земельного участка исходя из действующих норм и правил, иных факторов, подлежащих учету при предоставлении земельного участка.

В то же время согласно части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В статье 1 ГСК РФ определено, что к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) называются красными линиями (пункты 11 и 12).

Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в частности, жилым. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 статьи 85 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 35 ГСК РФ предусмотрено, что в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

При этом в пункте 2 части 4 статьи 36 ГСК РФ особо оговорено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

Решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72 утверждены Правила землепользования и застройки города Вологды (далее - Правила).

Из представленного администрацией фрагмента карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Вологды, утвержденных решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72, (л. д. 51) усматривается, что спорный земельный участок находится в зоне застройки смешенной этажности Ж-4.

Согласно Правилам зона застройки смешанной этажности Ж-4 выделяется для размещения жилых домов различной этажности и объектов социально-бытового, культурного и иного назначения, необходимых для создания условий для развития зоны, в том числе для размещения аптек (пункт 17). Правилами предусмотрено, что в этом случае размеры земельных участков определяются в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования. Аптеки могут размещаться в отдельно стоящих малоэтажных зданиях, быть встроенными и встроено-пристроенными к первым этажам многоэтажных и общественных зданий. Размещение аптек допускается по линии застройки, выходящей на красные линии.

Из представленной карты градостроительного зонирования не усматривается, что спорный участок отнесен к территории общего пользования, в отношении которой законом установлено ограничение в обороте. Иных доказательств отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования администрацией не представлено и о наличии таких доказательств не заявлено. Также из представленной карты градостроительного зонирования не следует, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах красных линий.

Ссылка администрации на использование испрашиваемого земельного участка неограниченным кругом лиц несостоятельна, не подтверждена допустимыми доказательствами и не обоснована требованиями градостроительных, экологических и иных норм. При этом фактическое использование земельного участка неограниченным кругом лиц для проезда, прохода и стоянки автотранспорта не является обстоятельством, препятствующим предоставлению земельного участка заинтересованному лицу для строительства.

Ссылки подателя жалобы на отсутствие проекта планировки территории отклоняются апелляционной инстанцией, поскольку основаны на неправильном толковании норм права. По смыслу положений статьи 31 ЗК РФ отсутствие проекта планировки территории не препятствует выбору земельного участка. Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 декабря 2012 года по делу N А13-18282/2011.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно признал указанное постановление недействительным.

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества суд обязал администрацию рассмотреть в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда поданное ООО «Деловая инициатива» в департамент заявление от 30.01.2012 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ, что заявителем не оспаривается.

Следовательно, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы администрации не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2012 года по делу N А13-9944/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Б.Ралько
Судьи
А.Ю.Докшина
О.А.Тарасова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: 14АП-1189/2013
А13-9944/2012
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 16 апреля 2013

Поиск в тексте