ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 апреля 2013 года Дело N А55-27949/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года

Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2013 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И., с участием:

от Администрации городского округа Самара - представителя Колесниченко Г.В. (доверенность от 27 декабря 2012г. N 3-01-02/10458),

от ООО «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском» - представителя Тукмакова Е.И. (доверенность от 13 июля 2012г. N 1054),

от Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещен,

от МП г. Самары «Самараводоканал» - представитель не явился, извещено, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 февраля 2013 года по делу N А55-27949/2011 (судья Стенина А.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском» (ИНН 6312030548, ОГРН 1026300765402), Самарская область, г. Самара, к Администрации городского округа Самара, Самарская область, г. Самара, третьи лица:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара, Самарская область, г. Самара, МП г. Самары «Самараводоканал», Самарская область, г. Самара, о признании недействительными пункта 2 постановления от 31.08.2011 N980, пунктов 73, 173 приложения к постановлению,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском» (далее - ООО «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными пунктов 73, 173 Приложения к постановлению Администрации г.о. Самара от 31.08.2011 N 980 «Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам муниципального предприятия города Самары «Самараводоканал» на 2011 год».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012, в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В ходе нового рассмотрения дела заявитель уточнил требования и просил признать недействительным пункт 2 постановления Администрации городского округа Самара от 31.08.2011 N 980 «Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам муниципального предприятия города Самары «Самараводоканал» на 2011 год»; недействительными пункты 73, 173 Приложения к постановлению Администрации г.о. Самара от 31.08.2011 N 980 «Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам муниципального предприятия города Самары «Самараводоканал» на 2011 год».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2013 заявленные требования удовлетворены.

Администрация г.о. Самара обратилась с апелляционной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 01.02.2013, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.

Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Представители Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара, МП г. Самары «Самараводоканал» в судебное заседание не явились.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, между заявителем (Абонент) и МП города Самары «Самараводоканал» (предприятие ВКХ) заключен Договор N 1628 от 12.01.1998 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно которому предприятие ВКХ отпускает Абоненту питьевую воду и принимает сточные воды в систему канализации Предприятия ВКХ от Абонента. Пунктом 2 данного договора количество питьевой воды и объем сточных вод определяется на основании лимитов, установленных действующим постановлением городской администрации.

24.09.2010 года заявитель письмом N 2283 МКМ обратился в адрес МП г. Самары «Самараводоканал» с заявкой на установление лимитов с приложением расчетов водопотребления, плана мероприятий по рациональному использованию воды на 2011 и структурной схемой водоснабжения, где просил установить лимиты водопотребления и водоотведения на 2011 г. для ООО «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском», расположенного по адресу: 443072, г.Самара, Московское шоссе, 18 км, 25 А в размере: водопотребление 158870 м3/ год, водоотведение 218870 м3 / год (л.д. 24-38, т.1).

Постановлением Администрации городского округа Самара N 980 от 31.08.2011 года «Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам муниципального предприятия города Самары «Самараводоканал» на 2011 год» (далее Постановление N 980) установлены лимиты на 2011 год абонентам МП г.Самары «Самараводоканал», в том числе и заявителю.

Пунктом 73 приложения к указанному постановлению для объекта торгово-развлекательного центра «Мегасити» (абонент ООО «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском») установлен лимит водопотребления в 913 куб. м в месяц (10 956 куб.м в год), водоотведения - 913 куб. м в месяц. Пунктом 173 приложения к постановлению для объекта, расположенного на 18 км. Московского шоссе (тот же абонент) установлен лимит водопотребления в 10 958 куб.м в месяц (131 496 куб.м в год), водоотведения - в том же объеме.

Действие установленных лимитов в соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара N 980 от 31.08.2011 распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

Не согласившись с п.2 постановления Администрации г.о. Самара N 980 от 31.08.2011 и пунктами 73, 173 Приложения к постановлению Администрации г.о. Самара N 980 от 31.08.2011 года «Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам муниципального предприятия города Самары «Самараводоканал» на 2011 год» и считая, что данные лимиты установлены произвольно, без учета потребности общества в воде в отсутствие каких-либо изменений в схеме использования воды, составе оборудования, режима работы предприятий по сравнению с 2010 годом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии решения от 01.02.2013 суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Как указывалось выше, между ООО «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском» с МП города Самары «Самараводоканал» заключен договор N 1628 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод от 12.01.1998.

В силу п.2 ст.548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, к данным отношениям, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

В силу статей 426, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на отпуск воды и прием сточных вод относится к публичным договорам.

Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.1999 года (далее по тесту - Правила).

Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов и действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

В пункте 13 Правил содержится требование об указании в договоре на отпуск воды и прием сточных вод его существенных условий, в том числе условия об уплате за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод.

В соответствии с пунктом 1 Правил «лимит водопотребления (водоотведения)» - установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени.

Пунктом 58 Правил определено, что лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом:

фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;

необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;

соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;

проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;

баланса водопотребления и водоотведения абонента.

При этом, в соответствии с пунктом 59 Правил в случае, если объемы фактически отпускаемой питьевой воды или принимаемых сточных вод превышают указанные абонентом расчетные объемы получении питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод, абонент представляет баланс по существующему положению, а также план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

В этом случае, лимиты водопотребления и водоотведения рассчитываются с учетом согласованных с органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроков проведения мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 3 февраля 1984 г. N 65 «Об утверждении и введении в действие «Инструкции по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям» утверждена и введена в действие с 1 сентября 1984 года «Инструкция по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям», разработанная НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды АКХ им. К.Д. Памфилова во исполнение постановления Совета Министров СССР от 6 апреля 1983 г. N 282 «О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве».

Согласно пункту 1.2 Инструкции, в соответствии с утвержденным Советом Министров РСФСР «Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства РСФСР», настоящая инструкция является обязательной как для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (предприятий ВКХ) системы Минжилкомхоза РСФСР, так и для всех присоединенных к системам коммунального водоснабжения действующих промышленных предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности.

Пунктами 2.2, 2.5 Инструкции лимиты рассчитываются не на основании запрашиваемых при вводе объекта в эксплуатацию мощностей, а индивидуально для каждого промышленного предприятия на основании расчетов промышленного предприятия (в данном случае заявителя) по действующим нормативам расхода воды для установленного технологического оборудования или процессов, с учетом фактической продолжительности работы оборудования, сложившихся схем подачи и использования воды на предприятии, а также расходов воды на хозяйственные - питьевые и коммунально-бытовые нужды.

Учитывая изложенное, лимит на отпуск питьевой воды рассчитывается с учетом фактически потребляемых объемов питьевой воды, на основании предоставленных абонентом расчетов. В случае если объемы фактически отпускаемой питьевой воды или принимаемых сточных вод превышают указанные абонентом расчетные объемы, лимиты рассчитываются с учетом согласованных с органом местного самоуправления сроков проведения мероприятий по рациональному использованию воды.

Пунктом 17 Инструкции от 03.02.1984 N 65 предусмотрено, что расчеты, необходимые для установления лимитов, должны производиться индивидуально для каждого промышленного предприятия.

Пунктом 27 Инструкции от 03.02.1984 N 65 установлено, что лимит отпуска воды на следующий календарный год, устанавливается промышленному предприятию, как правило, одновременно с заключением или пролонгацией договора на отпуск воды и должен пересматриваться в сроки, определяемые планом организационно-технических мероприятий.

Пунктом 34 Инструкции от 03.02.1984 N 65 введено правило, согласно которому сумма платы за сверхлимитное водопотребление, определяется по повышенным в пятикратном размере тарифам, исходя из объемов фактически израсходованного количества воды за каждый отчетный период.

Заявитель направил письмом от 24.09.2010 N 2282 МКМ в адрес МП г. Самары «Самараводоканал» заявку на установление лимитов (объект ТРЦ «Мегасити») в размере: водопотребление 31250 м3/год, водоотведение 31250 м3/год, приложив расчеты водопотребления, план мероприятий по рациональному использованию воды на 2011 и структурную схему водоснабжения.

В соответствии с пунктом 58 Правил и пунктом 9 Инструкции от 03.02.1984 N 65 следует, что лимиты устанавливаются с учетом фактических мощностей систем водоснабжения и канализации, а величина лимита определяется, согласно пункта 25 Инструкции от 03.02.1984 N 65 как сумма нормативных расходов по каждому виду технологического оборудования абонента.

Заявителю были установлены лимиты водопотребления и водоотведения абоненту предприятия - ООО «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском»:

- для торгово-развлекательного центра «Мега-Сити» величиной, определяемой п. 1.9,2,10,2.11 Инструкции, т.е. 913 м3/мес. или 10956м3/год;

- для торгово-развлекательного центра «Мегакомплекс на Московском» величиной, определяемой в соответствии с п. 1.9, 2.10, 2.11 Инструкции, т.е. 10 958 м3/мес. или 131496 м3/год.

Данные лимиты были значительно меньше лимитов, установленных для заявителя по вышеуказанным объектам в 2010году.

Из постановлений администрации городского округа Самары от 21.05.2010 N 509 и от 27.07.2012 N943 следует, что для абонента «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском» для объекта торгово-развлекательного центра «Мегасити» на 2010 год были установлены лимиты водопотребления и водоотведения в 2700-2900 куб. м в месяц, для объекта на 18 км. Московского шоссе - 11300-1200 куб. м (водопотребление), 21 191-21 891 куб. м (водоотведение); на 2012 год - соответственно 3211 куб. м в в месяц (водопотребление и водоотведение), 15225 и 20976 куб. м (водопотребление и водоотведение).

Однако ранее установленные лимиты водопотребления и водоотведения не могут быть уменьшены администрацией произвольно, а только с учетом установленных п.58 Правил факторов, влияющих на водопотребление и водоотведение, в том числе с учетом потребностей иных водопользователей городского округа.

Заявитель вправе требовать поставки воды для своих нужд в размерах, необходимых для осуществления им производственной деятельности.

Размер ранее индивидуально установленных лимитов мог быть правомерно сокращен только при невозможности поставки воды и приема сточных вод в испрашиваемых абонентом количестве, при технической невозможности поставки воды для нужд предприятия, в том числе и в целях необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод.

Однако необходимость такого сокращения лимита, включая техническое обоснование размера уменьшения лимита, должна быть доказана.

Наличие заявлений граждан о недостатках водоснабжения не является основанием для уменьшения лимита водоснабжения в отсутствие доказательств того, что уменьшение лимита водоснабжения данного предприятия в определенном размере является единственным способом для обеспечения водой потребностей населения городского округа.

Размер ранее установленного лимита возможен, если абонент не проводит согласованных мероприятия по рациональному использованию питьевой воды, запрошенные им объемы водопотребления, не обеспечивают баланс водопотребления и водоотведения, действующие фактические мощности систем водоснабжения и канализации не могут обеспечить водоснабжение и прием сточных вод в испрашиваемых количествах.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (п.5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доказательств, опровергающих заявленные ООО «Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском» потребности в водоснабжении не представлено. Доводы заявителя о том, что фактическая мощность установленного водопотребляющего оборудования в 2009-2011 годах не изменялась, не опровергнуты. Администрация не обосновала необходимость и соразмерность уменьшения ранее установленных лимитов водопотребления.

Относящиеся к числу существенных условий договора лимиты водопользования устанавливаются на определенный срок- на будущий год, и установление лимитов в августе 2011 года на прошедший период - с 01 января 2011 года, в уменьшенном более чем в три раза объеме, не соответствует пункту 27 Инструкции, пункту 1,58 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.1999.