• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 мая 2013 года Дело N А51-7561/2013

Резолютивная часть решения объявлена 08 мая 2013 года .

Полный текст решения изготовлен 13 мая 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудряшовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению гаражно-строительного кооператива N50 (ИНН 2540131756, ОГРН 1072540004503, дата регистрации 03.05.2007) к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока, Администрация г. Владивостока (ИНН 2536216076, 2504001783, ОГРН 1092536003812, 1022501302955)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, , ОГРН 1072540005724, )

о признании незаконным бездействия

при участии: от заявителя - Семенаха А.А. председатель ГСК N50 по протоколу собрания членов от 15.04.2007; от ответчиков - от администрации г.Владивостока - главный специалист Стовбун Ю.С. по доверенности N1-3/3848 от 06.12.2012; от УГА администрации г.Владивостока - главный специалист Стовбун Ю.С. по доверенности N27/1-1-3575 от 19.12.2012; от третьего лица - Овчинникова Е.А. по доверенности N20/05/02-05/12 от 09.01.2013

установил: гаражно-строительный кооператив N50 (далее - ГСК, ГСКN50) обратился с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока по непринятию мер по освобождению земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Авроровская, 9, от самовольно установленных металлических гаражей, допущенного за период с 11.01.2013 по 11.02.2013; обязании администрации города Владивостока принять меры по осуществлению муниципального контроля (освобождению земельного участка от самовольно установленных металлических гаражей) на территории арендованного ГСК N50 земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:6078, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 22 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Авроровская, д.9, в соответствии со статьей 73 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В обоснование заявленного требования заявитель со ссылкой на статьи 72, 60 Земельного кодекса РФ, пункт 1 постановления главы администрации города Владивостока от 19.01.2007 N522 «О выявлении самовольно занятых земельных участков и самовольных построек на территории Владивостокского городского округа», статью 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указал на то, что у органов местного самоуправления существуют обязанность по осуществлению земельного контроля за использованием земельных участков на территории Владивостокского городского округа и принятию мер по освобождению земельных участков от самовольно установленных построек. Однако, рассмотрев заявление ГСК по вопросу освобождению земельного участка от самовольно установленных металлических гаражей, управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока допустило незаконное бездействие, поскольку не решило вопрос о том, имеются ли предусмотренные законом основания для отказа в принятии мер по освобождению земельного участка, и если таких оснований не имеется обратиться в Комиссию, созданную Администрацией города Владивостока для освобождения самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек и переносу иных объектов. Заявитель пояснил, что исчисляет срок бездействия с 11.01.2013, так как письмом от 10.12.2012 N25729сп УГА администрации г.Владивостока сообщило о направлении запроса в УМВД по г.Владивостоку для установления лиц, разместивших гаражи, но далее никаких мер не принято, полагает, что срок бездействия истекает 11.02.2013.

Ответчики возражают против заявленного требования, в обоснование указали на то, что факт бездействия отсутствует, поскольку заявление ГСК N50 находится в работе и в установленный законом срок со стороны администрации были предприняты меры по заявлению ГСК 350. В частности, администрация указала на то, что в месячный срок был дан ответ на заявление ГСК N50, о том, что с целью установления владельцев гаражей в УМВД по г.Владивостоку был направлен запрос. Кроме того, ранее специалисты УГА администрации г.Владивостока выходили на осмотр земельного участка, но так как на земельном участке находится большое количество металлических гаражей с признаками их эксплуатации, то было принято решение направить запрос в УМВД по г.Владивостоку для установления владельцев гаражей. Ответ на запрос был получен от УМВД по г.Владивостоку только 19.02.2013, поэтому в срок до 11.02.2013 у администрации не было возможностей выявить на спорном земельном участке самовольные металлические гаражи. Кроме того, администрация указала на то, что спорный земельный участок предоставлен для размещения металлических гаражей. Согласно акту приема-передачи от 02.04.2012, подписанного между ГСК N50 и Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, передаваемый земельный участок был осмотрен арендатором, претензий к его состоянию не имелось.

Третье лицо - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края поддержало заявленные требования, в обоснование указало на то, что арендатор ограничен в использовании переданного ему в аренду земельного участка, так как на нем имеются самовольно возведенные металлические гаражи в количестве 14 штук. По мнению департамента, администрация обязана была предпринять меры по освобождению земельного участка от самовольно установленных металлических гаражей. В судебном заседании 07.05.2013 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 08.05.2013. До перерыва в судебное заседание явился Купенцов Александр Викторович, заявивший ходатайство о привлечении его к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика. В обоснование заявленного ходатайства Купенцов А.В. пояснил, что предмет спора затрагивает его права, так как на территории ГСК N50 находится принадлежащий ему на праве собственности гараж N110 и в случае удовлетворении заявленного требования о сносе металлических гаражей, он будет лишен имущества, принадлежащего ему на праве личной собственности. Заявитель возразил против данного ходатайства, пояснил, что Купенцов А.В. не является членом ГСК N50, и ему не предоставлялось место под металлический гараж. Ответчик не возражает против заявленного ходатайства. Судом рассмотрено ходатайство Купенцова А.В. о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, и признано не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. В рассматриваемом случае предметом спора является бездействие администрации г.Владивостока по непринятию мер по освобождению самовольно установленных металлических гаражей на земельном участке, расположенном по адресу: г.Владивосток, ул.Авроровская, 9. Доказательств того, что гараж N110, принадлежащий Купенцову А.В., признан самовольным объектом, расположенным на земельном участке по адресу: г.Владивосток, ул.Авроровская, 9, в материалы дела не представлено. Таким образом, суд полагает, что права и законные интересы Купенцова А.В., как собственника гаража N110, с учетом характера настоящего спора не затрагиваются, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленного ходатайства.

Из материалов дела судом установлено, что в соответствии с договором N02-Ю-15257 от 15.05.2012, соглашением о внесении изменений в договор аренды от 22.10.2012, заключенными с Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства, гаражно-строительный кооператив N50 арендует земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:6078 площадью 5710 кв.м из земель населенных пунктов, местонахождение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится в 22 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Авроровская, д.9 для использования в целях не связанных со строительством (эксплуатация металлических гаражей).

14.11.2012 председатель ГСК N50 Семенаха А.А. обратился в управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока с заявлением (вх.N25-729СП) с заявлением о принятии мер по осуществлению муниципального контроля (освобождению земельного участка от самовольно установленных металлических гаражей) расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:6078, находящийся по адресу местонахождения ориентира (жилого дома), расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Авроровская, д.9.

10.12.2012 заявление председателя ГСК N50 рассмотрено, письмом за N25729сп Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока сообщило, что при демонтаже самовольно установленных гаражей возможно причинение ущерба имуществу, находящемуся внутри, в связи с нарушением целостности конструкций. В связи с чем, приняты меры для установления владельцев гаражей с целью направления предупреждения о необходимости добровольного демонтажа металлических гаражей. Для данной цели в УМВД России по г.Владивостоку направлен запрос от 10.12.2012 N25729сп для установления лиц, разместивших данные гаражи. Посчитав, что управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока допустило в период с 11.01.2013 по 11.02.2013 незаконное бездействие по освобождению земельного участка от самовольно установленных металлических гаражей, ГСК N50 обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ходе судебного разбирательства арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 72 ЗК РФ).

Пунктом 1 постановления главы администрации г.Владивостока от 19.01.2007 N 522 (в редакции от 10.09.2009) "О выявлении самовольно занятых земельных участков и самовольных построек на территории Владивостокского городского округа" к уполномоченным на выявление самовольных построек органов отнесены: управление градостроительства и архитектуры, управление торговли и услуг, управление содержания жилищного фонда и городских территорий, управление охраны окружающей среды и природопользования, управление регулирования рекламной деятельности.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

В соответствии с пунктом 26 статьи 5 устава г. Владивостока к вопросам местного значения г. Владивостока относится в том числе утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Владивостока документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Владивостока, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование и изъятие. В том числе путем выкупа земельных участков в границах города Владивостока для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Владивостока.

Статья 60 ЗК РФ предусматривает, что нарушенное право на земельный участок, выразившееся в самовольном занятии земельного участка, подлежит восстановлению. Кроме того, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, пресекаются посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом изложенного органы местного самоуправления осуществляют земельный контроль за использованием земельных участков, собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа независимо от отсутствия права муниципальной собственности и полномочий по распоряжению этими участками.

Решением Думы города Владивостока от 05.05.2006 N220 принято Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сносе самовольных построек и переносе иных объектов на территории г. Владивостока (муниципальный правовой акт от 10.05.2006 N 30-МПА) (далее - Положение N 220)

Положением N 220 установлен порядок по освобождению самовольно занятых земельных участков, демонтажу самовольно установленных движимых объектов на территории г. Владивостока.

Кроме того, данным Положением предусмотрен порядок выявления самовольно занятых земельных участков и самовольных построек, а также порядок освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов.

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Положения N220 самовольным занятием земельного участка является размещение движимого и недвижимого имущества, проведение раскопок, сельскохозяйственных, строительных работ на не предоставленном в установленном порядке земельном участке или на земельном участке, не отведенном для соответствующих целей. Самовольной постройкой, является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Пункт 1.5 Положения N220 предусматривает, что иные объекты - это объекты движимого имущества (временные строения павильоны, киоски, лотки, металлические гаражи, строительные материалы, механизмы, автомашины, топливо и тому подобное), самовольно установленные на земельных участках.

Согласно пункту 2.1 Положения N 220 выявление самовольно занятых земельных участков и самовольных построек осуществляется органом, уполномоченным правовым актом главы города Владивостока на основании информации, поступившей от органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц, путем осмотра самовольных построек и самовольно занятых земельных участков с составлением представителями уполномоченного органа акта (пункт 2.2, 2.3 Положения N220).

Пунктом 2.4 Положения N220 предусмотрено, что в случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, самовольно занявшее земельный участок, не установлено, акт о выявлении размещается на самовольной постройке либо на самовольно занятом земельном участке, а Уполномоченный орган в день составления акта о выявлении размещает соответствующую информацию на официальном сайте администрации города Владивостока и опубликовывает ее в средствах массовой информации.

Поскольку в компетенцию Администрации входит принятие мер по освобождению земельных участков от самовольно установленных построек, распоряжением главы администрации города Владивостока от 21.06.2006 N 574-р создана комиссия по освобождению самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек и переносу иных объектов.

По смыслу вышеуказанных положений, процедуре освобождения земельных участков от самовольно установленных объектов предшествует процедура выявления самовольно установленных объектов путем осмотра самовольных построек с составлением соответствующего акта. При этом указанные действия осуществляются со стороны органа местного самоуправления в отношении объектов, отвечающих признакам самовольной постройки или самовольного объекта, указанных в пунктах 1.3, 1.4 Положения N220. И только после того, как орган местного самоуправления установит, что на земельном участке расположен объекты, отвечающие указанным признакам, составляется акт о выявлении самовольных построек или самовольных объектов. Указанный акт размещается на самовольной постройке либо на самовольно занятом земельном участке, а Уполномоченный орган в день составления акта о выявлении размещает соответствующую информацию на официальном сайте администрации города Владивостока и опубликовывает ее в средствах массовой информации.

В рассматриваемом случае заявителем оспаривается бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер по освобождению земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Авроровская, 9, предусмотренных пунктами 2.1-2.4 Положения N220. Как установлено судом из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером предоставлен ГСК N50 для размещения металлических гаражей. Земельный участок принят ГСК N50 по акту приема-передачи без замечаний. При этом, обращаясь в орган местного самоуправления, председатель ГСК N50 не указал в заявлении, какие из металлических гаражей, находящихся на спорном земельном участке, предоставленном для целей размещения именно металлических гаражей, являются самовольными.

В судебном заседании председатель ГСК N50 на вопрос суда устно пояснил, что самовольными являются примерно десять гаражей, в подтверждение чего представил топографическую съемку земельного участка, на которой председатель ГСКN50 обозначил схематично самовольные гаражи, а также фотоматериалы, на которых изображены металлические гаражи, которые, по мнению, председателя ГСК являются самовольными. На вопрос суда, как установлен факт самовольности данных гаражей, председатель ГСК пояснил, что данные гаражи используются не по назначению. Вместе с тем, как следует из представленной топографической съемки земельного участка, на спорном земельном участке располагается большое количество металлических гаражей. Как пояснил в судебном заседании представитель УГА администрации города Владивостока, ранее специалисты УГА администрации выходили на осмотр данного земельного участка, но в связи с тем, что на земельном участке располагается большое количество гаражей, не смогли определить, какие из них отвечают признакам самовольности. Кроме того, как пояснил представитель УГА администрации города Владивостока, ранее были составлены акты, которые размещены на металлических гаражах, однако, председатель ГСК сообщил, что данные акты размещены не на тех гаражах. Данный факт не оспаривается заявителем. Кроме того, как пояснил ответчик в судебном заседании, при осмотре металлических гаражей было установлено, что металлические гаражи, расположенные на земельном участке, закрыты, они не заброшены, не являются бесхозными, в связи с чем, был сделан вывод о том, что в гаражах могут находиться транспортные средства, или иное имущество третьих лиц, в связи с чем было принято решение обратиться в УМВД по г.Владивостоку с запросом информации о том, кто является владельцем металлических гаражей.

Таким образом, отнесение к вопросам местного значения городского округа осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа не возлагает на органы местного самоуправления в спорной ситуации безусловной обязанности принять меры по освобождению земельного участка.

В целях реализации данных положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением главы города Владивостока от 08.12.2009 N1368 утвержден Административный Регламент по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Владивостокского городского округа (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 1.2 Административного регламента, данный Административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Владивостокского городского округа разработан в целях повышения качества и эффективности проводимых Уполномоченными органами проверок использования земель на территории Владивостокского городского округа, защиты прав участников земельных правоотношений и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по муниципальному земельному контролю.

Пунктом 5.3 Административного регламента предусмотрено, что Уполномоченные органы при проведении муниципального земельного контроля имеют право запрашивать необходимую для осуществления полномочий информацию у органов государственной власти, в порядке, установленном действующим законодательством. Взаимодействие при проведении муниципального контроля Уполномоченного органа и органов государственной власти осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством. Таким образом, в рассматриваемом случае, орган местного самоуправления, при проведении муниципального земельного контроля, на основании обращения председателя ГСК N50, с целью выявления владельцев самовольно установленных металлических гаражей запросил у Управления Министерства внутренних дел по г.Владивостоку информацию о владельцах данных гаражей.

Данные действия соответствуют положениям п.5.3 Административного регламента и не противоречат нормам Земельного кодекса РФ, Положению N220. Довод заявителя о том, что орган местного самоуправления обязан был в соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.4 Положения N220, выявить самовольно установленные гаражи путем осмотра земельного участка, после чего составить акт о выявлении, разместив его на самовольной постройке, а затем разместить соответствующую информацию на официальном сайте администрации города Владивостока, судом отклоняется, поскольку данные положения муниципального правового акта применяются в том случае, когда объекты располагаются на земельном участке, не представленном в установленном законом порядке, или на земельном участке, не отведенном для соответствующих целей, а также в случае, объекты, расположенные на таких земельных участках, имеют признаки самовольных. В рассматриваемом случае, заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением об освобождении земельного участка от самовольно установленных металлических гаражей, который предоставлен заявителю именно для целей размещения металлических гаражей. В связи с этим, орган местного самоуправления правомерно направил запрос в УМВД по г.Владивостоку с целью установления владельцев металлических гаражей, расположенных на спорном земельном участке. Кроме того, поскольку ответ на запрос от УМВД г.Владивостока поступил в орган местного самоуправления лишь 19.02.2013, то у администрации не было возможности в срок до 11.02.2013 выявить самовольно установленные металлические гаражи на спорном земельном участке и составить акт о выявлении самовольно установленных объектов. Поскольку орган местного самоуправления в соответствии с Административным регламентом уполномочен при проведении муниципального земельного контроля, запрашивать информацию у органов государственной власти, то в рассматриваемом случае, с учетом фактических обстоятельств дела, орган местного самоуправления не допустил незаконного бездействия при осуществлении муниципального земельного контроля. Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, установленные законодателем условия для признания оспариваемого бездействия незаконным, в данном случае отсутствует.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленного требования. Судебные расходы, понесенные заявителем по данному делу, в силу статьи 110 АПК РФ, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении требования гаражно-строительного кооператива N50 о признании незаконным бездействия управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока по непринятию мер по освобождению земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Авроровская, 9. Проверено на соответствие Земельному кодексу РФ, муниципальному правовому акту города Владивостока от 10.05.2006 N30-МПА «Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории города Владивостока», Административному регламенту по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением главы города Владивостока от 08.12.2009 N1368.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Чугаева И.С.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-7561/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 13 мая 2013

Поиск в тексте