ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2013 года Дело N А04-7340/2012

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2013 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Иноземцева И.В. судей Дроздовой В.Г., Шевц А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В. при участии в заседании: от Управления лесного хозяйства Амурской области: не явились; от Сельскохозяйственного производственного кооператива «Таежник»: не явились; от Министерства финансов Амурской области: не явились; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива «Таежник» на решение от 22.02.2013

по делу N А04-7340/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Антоновой С.А. по иску Управления лесного хозяйства Амурской области к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Таежник» о взыскании 829 970,23 руб. и по встречному иску Сельскохозяйственного производственного кооператива «Таежник» к Управлению лесного хозяйства Амурской области о взыскании 58 582,40 руб. третьи лица Министерство финансов Амурской области

УСТАНОВИЛ:

Управление лесного хозяйства Амурской области (ОГРН 1082801011413, ИНН 2801138780, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская,211/24; далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Таежник» (ОГРН 1042800275066, ИНН 2828008059, место нахождения: 676087, Амурская область, Тындинский район, село Усть-Уркима, ул. Матвеева,5,-1, далее - СПК «Таежник», кооператив, ответчик, заявитель жалобы) о взыскании задолженности по арендной плате, а также пени по договору аренды лесного участка N 170 от 11.11.2010 в размере 829 970,23 руб., в том числе: задолженность в федеральный бюджет за период с 01.10.2011 по 30.06.2012 в размере 70 700,13 руб.; пени на задолженность за период с 02.12.2011 по 25.12.2012 в размере 15 882,06 руб.; задолженность в областной бюджет за период с 01.04.2011 по 30.06.2012 в размере 575 516,44 руб.; пени на задолженность за период с 21.06.2011 по 25.12.2012 в размере 167 871,60 руб. (с учетом уточнения иска в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). От исковых требований о расторжении договора аренды N170 от 11.11.2010 истец отказался.

СПК «Таежник» обратился с встречным иском о взыскании с Управления за счет казны Амурской области неосновательного обогащения в размере 58 582,40 руб. в связи с неправильным применением повышающего коэффициента при определении размера арендной платы.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 22.02.2013 с кооператива в пользу Управления взыскано 738 093,40 руб., в том числе: задолженность в федеральный бюджет за период с 01.10.2011 по 30.06.2012 в размере 70 700,13 руб.; пени на задолженность за период с 02.12.2011 по 25.12.2012 в размере 7 941,03 руб.; задолженность в областной бюджет за период с 01.04.2011 по 30.06.2012 в размере 575 516,44 руб.; пени на задолженность за период с 21.06.2011 по 25.12.2012 в размере 83 935,80 руб. Принят отказ Управления от иска в части расторжения договора аренды лесного участка от 11.11.2010 N 170, производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части в первоначальном иске отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, и принять новый судебный акт.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что из положений статей 73,78,79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, ЛК РФ) не следует, что установление арендной платы допускается по соглашению сторон. Законом установлено, что минимальный размер арендной платы является нормативным, а его увеличение возможно только через процедуру аукциона путем превышения начального (нормативного) размера арендной платы в соответствии с аукционным предложением арендатора.

Полагает, что вопросы установления минимального размера арендной платы (начальной цены аукциона) при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, урегулирован на федеральном уровне и к предметам ведения органов государственной власти субъектов не относится.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с ней. Со ссылкой на статьи 79, 81-84 Лесного кодекса, Федеральный закон N143-ФЗ от 22.07.2008 полагает, что минимальный размер арендной платы является нижней границей при определении начальной цены предмета аукциона.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени рассмотрения дела надлежащим образом, в порядке статей 121-123 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своих представителей в суд апелляционной инстанции к назначенному времени не обеспечили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статьи 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом 11.11.2010 между Управлением (арендодатель) и СПК «Таежник» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 170, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола лесного аукциона от 09.11.2010 обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего Договора для использования в целях и объемах согласно приложению N 3, сроком с 11.11.2010 по 10.11.2030 (далее-договор).

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 19.01.2011 (номер регистрации 28-28-01/077/2010-676).

В силу пункта 2 договора лесной участок площадью 22227 га, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Амурская область, Тындинский район, ГУ Амурской области «Тындинское лесничество», Уркиминское участковое лесничество, кварталы N 283,286,287-289, 315-321, 345-350. Лесной участок является частью лесного участка под кадастровым номером ГУ Амурской области «Тындинское лесничество» 28:26:000000:0081. Номер учетной записи 93-2009-12. Условный номер лесного участка 10:254:15:0093.

Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора) (пункт 3 договора).

В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата установлена в размере суммы, сложившейся по результатам аукциона. При этом начальный размер арендной платы определялся, исходя из стоимости 1 куб.м. древесины, рассчитанной в размере ставки платы за единицу лесных ресурсов, установленной Правительством Российской Федерации, с применением коэффициента 4,0.

Начисление арендной платы производится с даты подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка.

По условиям пункта 6 договора внесение арендной платы производится ежеквартально равными долями в размере 1/4 от ежегодной суммы оплаты на соответствующие счета до 20 числа третьего месяца текущего квартала. За 4 квартал арендная плата вносится не позднее 1 числа третьего месяца квартала. Арендатор в течение одного месяца с даты оплаты предоставляет Арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.

Пунктом 14 договора предусмотрено, что за нарушение условий договора по уплате арендной платы арендатор уплачивает неустойку в размере 0,1 % от установленного квартального платежа за каждый день просрочки.

По акту приема-передачи 11.11.2010 лесной участок передан арендатору.

Согласно расчету арендной платы на 2010 год указанного в приложении N 8 к договору N170 от 11.11.2010 сумма арендной платы по минимальным ставкам, направляемая в федеральный бюджет составляет 180 845,03 руб., с применением к минимальным ставкам повышающего коэффициента 4 и с учетом повышения арендной платы в соответствии с аукционным предложением арендатора, направляемая в областной бюджет 542 535,12 руб.

Неисполнение СПК «Таежник» обязательств по внесению арендных платежей явилось основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Амурской области с настоящим иском.

СПК «Таежник» на основании чек-ордеров 30.06.2011 и 08.11.2012 в областной бюджет были внесены денежные средства в размере 28 582,40 руб. и 30 000 соответственно.

Полагая, что условия договора аренды лесного участка в части установления повышающего коэффициента 4 к арендной плате не соответствуют требованиям Лесного кодекса и Постановлению Правительства Российской Федерации N310 от 22.05.2007, а значит являются ничтожными и не влекут юридических последствий в силу статей 167,168 ГК РФ, СПК «Таежник» обратился со встречным иском о взыскании с Управления неосновательного обогащения 58 582,40 руб.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Право Управления на предъявление иска обусловлено пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса, Постановлением Губернатора Амурской области от 22.12.2008 N481 «Об утверждении Положения об управлении лесного хозяйства Амурской области».

При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как отношения из договора аренды лесного участка, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК - РФ) об общих положениях о сделках, договорах, договоре аренды, а также положения лесного законодательства, регулирующего особенности аренды участков лесного фонда.

Согласно пункту 8 статьи 29 Лесного кодекса граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды (статьи 606 и 614 Гражданского кодекса).

В силу статьи 94 Лесного кодекса использование лесов в Российской Федерации является платным.

Таким образом, обязанностью арендодателя является передача в пользование имущества (объекта аренды), в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества (пригодного для использования в целях аренды). Встречной обязанностью арендатора является своевременное и полное внесение арендной платы, размер которой установлен договором.

Исходя из предмета и основания иска, а также подлежащих применению норм материального права, в предмет исследования при рассмотрении иска о взыскании задолженности включается вопрос о правильности исчисления арендодателем размера арендной платы и наличие доказательств ее своевременной и полной уплаты арендатором.

В соответствии со статей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.

Согласно приложению N3 к договору аренды, лесной участок предоставлялся для заготовки древесины.

В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Таким образом, действующим законодательством установлен минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда, подлежащий применению в отношениях сторон, возникающих в связи с пользованием лесным участком, находящимся в федеральной собственности.

Определение арендной платы, указанное в статье 73 Лесного кодекса соответствует минимальному размеру арендной платы за пользование лесным участком, которая в свою очередь является регулируемой.

По условиям договора аренды N170 от 11.11.2010, минимальный размер арендной платы в год в соответствии с Постановлением Правительства N310 от 22.05.2007 составлял 180 845,03 руб.

Спор возник в связи с установлением в пункте 5 договора аренды N170 от 11.11.2010 коэффициента 4 к минимальному размеру платы.

В соответствии с частями 1,4 статьи 74 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 74 Лесного кодекса).

Такой порядок определен Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка» (далее-Порядок N319). В пункте 14 Порядка N319 предусмотрено, что начальная цена предмета аукциона (начальный размер арендной платы) определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера арендной платы. Таким образом, нормы Лесного кодекса, а также Порядка N319 не содержат норм о том, что арендная плата должна быть равной минимальному размеру арендной платы, определяемому в соответствии с пунктом 4 статьи 73 названного кодекса, так же как и не устанавливает ограничений на согласование сторонами размера арендной платы, превышающего установленный минимальный размер. Размер арендной платы согласован сторонами в договоре аренды, что не нарушает положения законодательства о минимальном размере платы за пользование лесными участками.

Статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание договора прямо предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В соответствии со статьей 425 ГК РФ договор становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Подписав договор аренды N170 от 11.11.2010 стороны выразили свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями, которые в дальнейшем при исполнении договора не оспорены, не действительными не признаны.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что плата за пользование лесным участком подлежит внесению в размере, согласованном сторонами договора (статья 309 ГК РФ), в связи с чем, доводы жалобы судом апелляционной инстанции судом апелляционной инстанции отклоняются.

Расчет задолженности по арендной плате, предъявленной к взысканию в рамках настоящего дела, произведен Управлением правомерно в соответствии с условиями данного договора (Приложение N 8), а также с учетом произведенной частичной оплаты. Судом апелляционной инстанции расчет проверен и признан правильным.

Сумма задолженности по арендной плате в федеральный бюджет за период с 01.10.2011 по 30.06.2012 в размере 70 700,13 руб.; в областной бюджет за период с 01.04.2011 по 30.06.2012 в размере 575 516,44 руб.

Учитывая, что обязательства по внесению арендной платы за пользование участком СПК «Таежник» надлежащим образом не исполнены, доказательств внесения арендной платы за пользование участком лесного фонда в спорный период в согласованном сторонами размере в материалы дела не представлено, проверив произведенный Управлением расчет подлежащей взысканию суммы задолженности, суд правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика задолженность по арендной плате в указанном размере.

Управлением заявлен отказ от исковых требований в части расторжения договора аренды лесного участка от 11.11.2010 N 170, который на основании норм статьи 49 АПК РФ принят судом, производство по делу в силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращено, что предметом обжалования не является.

Управлением также заявлено требование о взыскании с СПК «Таежник» неустойки за несвоевременное внесение арендной платы по Договору N170 от 11.11.2010.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени), определенную законом или договором (статья 330 ГК РФ).

Условие о применении неустойки в случае несвоевременной оплаты аренды по договору стороны согласовали в пункте 14 договора N170 с установлением размера неустойки 0,1% от квартального платежа за каждый день просрочки, начиная со следующего дня за установленным в приложении N4 договора последнего дня уплаты арендной платы.

По расчету Управления размер неустойки за просрочку исполнения обязательства, начисленной на сумму задолженности по федеральному бюджету, составляет за период с 02.12.2011 по 25.12.2012 сумму в размере 15 882,06 руб.; размер неустойки, начисленной на сумму задолженности по областному бюджету за период с 21.06.2011 по 25.12.2012 сумму в размере 167 871,60 руб., всего 183 753,66 руб.

Расчет апелляционным судом проверен, признан правильным, произведенным в соответствии с условиями Договора N170 (пункт 14, Приложение N 4).

Между тем, принимая во внимание явную несоразмерность договорной неустойки последствиям нарушения обязательства (высокий процент неустойки, период неисполнения обязательства) арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь статьей 333 ГК РФ, на основании ходатайства ответчика о снижении размера неустойки в связи с ее несоразмерностью последствиям нарушения обязательств, правомерно уменьшил размер начисленной неустойки до 0,05% и взыскал с Общества неустойку в сумме 91 876,83 руб., в том числе в федеральный бюджет - 7 941,03 руб., в областной бюджет - 83 935,80 руб.