ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2013 года Дело N А66-318/2013

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2013 года по делу N А66-318/2013 (судья Голубева Л.Ю.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ВОЛМЕТ» (ОГРН 1046904001100; далее - общество, ООО «ВОЛМЕТ») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240; далее - управление, Ростехнадзор, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 7.3-1352пл-Пс/0342-2012 от 27.12.2012.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2013 года по делу N А66-318/2013 признано незаконным постановление управления о назначении административного наказания от 27.12.2012 N 7.3-1352пл-Пс/0342-2012 в части определения меры административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб., штраф определен в размере 20 000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Ростехнадзор с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части привлечения общества к административной ответственности в виде штрафа в сумме 20 000 руб. и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт» (далее - Постановление N 1-П) не подлежит применению при определении наказания по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Общество в отзыве на жалобу указывает на согласие с выводами суда первой инстанции, а также на то, что апелляционная жалоба подана с нарушением срока на обжалование и подписана лицом, не имеющим права подписывать и подавать апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ

).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.11.2012 N Т-1352-пр (листы дела 46 - 53) должностными лицами управления в период с 10.12.2012 по 13.12.2012 проведена плановая выездная проверка деятельности общества по вопросу соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта (далее - ОПО) - системы газопотребления ООО «ВОЛМЕТ» (рег. N А05-11486-001), на котором используются воспламеняющиеся вещества (природный газ) в качестве топлива водогрейных котлов «ИШМА-100».

В ходе проведения проверки управлением установлено, что общество осуществляет деятельность по эксплуатации ОПО с нарушением обязательных требований промышленной безопасности, выразившимся в следующем:

- руководитель общества в установленном порядке не прошел аттестацию в области промышленной безопасности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон N 116-ФЗ), подпункт «а» пункта 4, подпункт «а» пункта 10, пункт 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Ростехнадзором 29.01.2007 N 37 (далее - Положение N 37), пункт 1.2.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора 18.03.2003 N 9 (далее - ПБ 12-529-03);

- производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО осуществляется с нарушениями установленных требований, а именно: не разработано Положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта; решением руководителя общества не назначен работник, ответственный за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; не разработаны план работы по осуществлению производственного контроля и план мероприятий по обеспечению требований промышленной безопасности за 2012 год (часть 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ, пункты 3, 7, 8, 9, подпункты «б», «г» пункта 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263);

- не разработан документ, регламентирующий порядок расследования причин инцедентов на ОПО, их учет и анализ (часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного постановлением Р остехнадзора от 19.08.2011 N 480 ( далее - Порядок N 480);

- не разработана должностная инструкция лица, ответственного за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов систем газопотребления, определяющая его права и обязанности (пункты 5.1.2, 5.2 ПБ 12-529-03);

- не выполнены обязанности по заключению договора на обслуживание с профессиональным аварийно-спасательным формированием и по обеспечению наличия резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий (статья 10 Закона N 116-ФЗ);

- не разработаны производственные инструкции для лиц, занятых экстплуатацией ГРПШ, наружных и внутренних газовых сетей, газового оборудования водогрейных котлов, сигнализаторов загазованности (часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункт 5.1.2 ПБ 12-529-03);

- на наружный газопровод и ГРПШ не составлены эксплуатационные паспорта, содержащие основные технические характеристики объекта, а также данные о проведенных капитальных ремонтах (пункт 5.1.6 ПБ 12-529-03);

- не проведена периодическая метрологическая проверка (не реже 1 раза в 12 месяцев) установленных в помещениях котельной стационарных сигнализаторов, осуществляющих контроль содержания в воздухе метана и других взрывоопасных веществ, а также сигнализаторов, осуществляющих контроль содержания в воздухе окиси углерода (часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункты 5.7.4, 5.7.6 ПБ 12-529-03);

- штат ОПО не укомплектован обученным персоналом, осуществляющим непосредственное управление газоиспользующим оборудованием водогрейных котлов, а также персоналом, обслуживающим автоматику безопасности и сигнализации водогрейных котлов и котельной (часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ).

Указанные нарушения отражены управлением в акте проверки от 13.12.2012 N 7.1-1352пл-А/0615-2012 (листы дела 54-64) и деяние общества в связи с этим квалифицировано по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

По результатам проведенной проверки административным органом в отношении ООО «ВОЛМЕТ» 13.12.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 7.3-1352пл-Пр/0342-2012 (листы дела 82-85) и выдано предписание N 7.1-1352пл-П/0615-2012 (листы дела 65-80) об устранении выявленных нарушений, а также вынесено постановление от 27.12.2012 N 7.3-1352пл-Пс/0342-2012 (листы дела 87-90), которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

ООО «ВОЛМЕТ» не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы данного дела, установил наличие в деянии общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и, руководствуясь положениями Постановления N 1-П, счел возможным уменьшить размер наказания до 20 000 руб.

Апелляционная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в связи со следующим.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Диспозиция указанной статьи предусматривает два правонарушения: нарушение требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Законом N 116-ФЗ.

Закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации ОПО и направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ ОПО являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к данному Закону.

ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, общество эксплуатирует ОПО - систему газопотребления - (рег. N А05-11486-001), на котором используются воспламеняющиеся вещества (природный газ), в качестве топлива водогрейных котлов «ИШМА-100».

Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Закона N 116-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

На основании части 2 этой же статьи работники ОАО обязаны среди прочего проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

В силу статьи 10 указанного Закона организация, эксплуатирующая ОПО, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Статьей 11 Закона N 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, а сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

Положение N 37 устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении ОПО, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые -, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.

Пунктом 4 этого Положения установлено, что при аттестации по вопросам безопасности может проводиться проверка, в том числе знаний относительно общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций, осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах (подпункт «а» пункта 10 Положения N 37).

В соответствии с пунктом 20 данного Положения в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию, в том числе, руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 2000 человек.

На основании пункта 1.2.1 ПБ 12-529-03 руководители и специалисты, осуществляющие деятельность по проектированию, строительству, монтажу и эксплуатации ОПО систем газораспределения и газопотребления, перечисленных в пункте 1.1.4, ведению технического надзора за строительством, монтажом, наладкой и испытаниями оборудования (технических устройств), изготовлению газового оборудования (технических устройств), экспертизе промышленной безопасности, подготовке кадров для ОПО, должны пройти аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности, настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, отнесенных к компетенции аттестуемых) в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции.

Согласно пункту 5.1.2 ПБ 12-529-03 для лиц, занятых эксплуатацией объектов газового хозяйства, руководителем организации должны быть разработаны и утверждены:

должностные инструкции, определяющие обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов;

производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение работ с учетом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполнения работ, методы и объемы проверки качества их выполнения.

К производственным инструкциям по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ГРП, ГРУ и котельных прилагаются технологические схемы газопроводов и газового оборудования.

Технологические схемы пересматриваются и переутверждаются после реконструкции, технического перевооружения ОПО.

В соответствии с пунктом 5.2.1 ПБ 12-529-03 в каждой организации из числа руководителей или специалистов, прошедших аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности, настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов), назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию ОПО систем газопотребления в целом и за каждый участок (объект) в отдельности.

К обязанностям ответственного за безопасную эксплуатацию ОПО газопотребления относятся:

участие в рассмотрении проектов газоснабжения и в работе комиссий по приемке газифицируемых объектов в эксплуатацию;

разработка инструкций, плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций, планов взаимодействий;

участие в комиссиях по аттестации (проверке знаний) персонала в области промышленной безопасности;

проверка соблюдения установленного Правилами порядка допуска специалистов и рабочих к самостоятельной работе;

осуществление производственного контроля за соблюдением требований безаварийной и безопасной эксплуатации ОПО, выполнением планов ремонта газопроводов и газового оборудования, проверкой правильности ведения технической документации при эксплуатации и ремонте;

недопущение ввода в эксплуатацию газоиспользующих установок, не отвечающих требованиям настоящих Правил;

приостановка работы неисправных газопроводов и газового оборудования, а также введенных в работу и не принятых в установленном порядке;

выдача руководителям подразделений, начальнику газовой службы предписаний по устранению нарушений требований настоящих Правил и контроль за их выполнением;

контроль и оказание помощи ответственным лицам за эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления, разработку мероприятий и планов по замене и модернизации газового оборудования;

организация и проведение тренировок со специалистами и рабочими по ликвидации возможных аварийных ситуаций (пункт 5.2.2 ПБ 12-529-03)

участие в обследованиях, проводимых органами Госгортехнадзора России.

Лица, ответственные за безопасную эксплуатацию ОПО газопотребления, вправе:

осуществлять связь с газоснабжающей (газораспределительной) организацией, а также организациями, выполняющими по договору работы по техническому обслуживанию и ремонту;

требовать отстранения от обслуживания газового оборудования и выполнения газоопасных работ лиц, не прошедших проверку знаний или показавших неудовлетворительные знания настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, а также инструкций по безопасным методам и приемам выполнения работ;

осуществлять технический надзор при реконструкции и техническом перевооружении опасных производственных объектов газопотребления (пункт 5.2.3 ПБ 12-529-03).

В соответствии с пунктом 3 Правил N 263 каждая эксплуатирующая организация на основании названных Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта.

Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля (пункт 7 Правил N 263).

Согласно пункту 8 данных правил функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать:

на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;