ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2013 года Дело N А52-4387/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,

при участии от ответчика Бегуновой Т.А. по доверенности от 24.08.2012 N 06-06/2848-1, Нестерова Б.В. по доверенности от 10.04.2013 N 06-06/1177-1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 28 февраля 2013 года по делу N А52-4387/2012 (судья Васильева О.Г.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Заря» (ОГРН 1066027046304; далее - общество, ОАО «Заря») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к Главному государственному управлению сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (ОГРН 1056000309287; далее - управление) о признании незаконным отказа в выплате субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитному договору от 30.10.07 N 8074-12707 в сумме 1 283 861 руб. 89 коп., выраженного в письме от 24.10.2012 N 05-24/4323 и о возложении обязанности на управление выплатить субсидии на общую сумму 1 283 861 руб. 89 коп.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 28 февраля 2013 года по делу N А52-4387/2012 заявленные требования удовлетворены.

Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что общество не подтвердило свой статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, так как не осуществляло деятельность, направленную на производство сельскохозяйственной продукции.

Общество в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения.

ОАО «Заря» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, ОАО «Заря» 30.10.2007 заключило с Красногвардейским отделением N 8074 Сберегательного банка Российской Федерации договор N 8074-12707 об открытии для модернизации животноводческого комплекса невозобновляемой кредитной линии в сумме 12 000 000 руб. на 8 лет (листы дела 39-58).

На основании действовавших в спорный период Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 (далее - Правила N 90), общество 10.10.2012 обратилось к управлению с заявлением о возмещении затрат по уплате процентов по договору от 30.10.2007 N 8074-12707 за период с 21.11.2010 по 20.12.2011.

Письмом от 24.10.2012 N 05-24/4323 (лист дела 59) управление отказало в выплате субсидий, ссылаясь на отсутствие оснований для начисления и выплаты субсидии за указанный период, поскольку животноводческие фермы, на реконструкцию которых получен кредит, на балансе ОАО «Заря» не числятся, реализованы по договору купли-продажи от 30.10.2010.

Общество, считая отказ необоснованным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. Суд первой инстанции, рассмотрев материалы данного дела, правомерно удовлетворил заявленные требования.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Под субсидиями, согласно статье 132 БК РФ, понимаются межбюджетные трансферы бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающие при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетами субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5 и пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон N 264-ФЗ)).

В силу части 4 статьи 11 указанного Закона условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, виды кредитов (займов), сроки их предоставления, направления использования, суммы кредитов (займов), по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, а также категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правилами N 90 регулируются отношения по распределению и предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам.

Согласно подпункту «б» пункта 2 данных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 01.01.2004 на срок от 2 до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства.

Пунктом 4 Правил N 90 установлены условия предоставления субсидий бюджетом Российской Федерации, одним из которых является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным производителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйств, крестьянским фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых сельскохозяйственными производителями для получения субсидий.

Средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам) (пункт 7 Правил N 90).

Пункт 8 указанных Правил предоставления субсидий определяет, что средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с кредитной организацией.

Перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат, установлен пунктом 9 Правил N 90.

Постановлением Администрации Псковской области от 23.03.2009 N 78 утверждены Правила предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, содержащие положения, аналогичные упомянутым нормам Правил N 90.

Как правомерно отмечено судом первой инстанции, право на получение субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту поставлено в зависимость от выполнения заемщиком ряда условий, одним из которых является наличие у заемщика статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

В силу части 1 статьи 3 Закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

В данном случае судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела (лист дела 89) и не опровергнуто управлением, что в 2011 году ОАО «Заря» реализовывало третьему лицу продукцию растениеводства (силос), доля дохода от реализации которой за указанный период составила 100 процентов.

Данная операция отражена заявителем в налоговой отчетности за 2011 год.

Согласно перечню сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446, к такой продукции отнесены кормовые культуры полевого возделывания, а также прочая продукция кормопроизводства (по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 - силосные культуры, травы однолетние на корм).

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в спорный период общество являлось сельскохозяйственным товаропроизводителем, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

При этом апелляционная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что продажа животноводческих комплексов не является основанием для отказа в выплате субсидии или признании нецелевого использования кредита, поскольку противоречит положениям пункта 2 и 7 Правил N 90, денежные средства получены ОАО «Заря» в 2007 году с соблюдением установленных названных Правил требований, и в полном объеме вложены в модернизацию животноводческих комплексов.

Нецелевое использование полученных в рамках договора от 30.10.2007 N 8074-12707 денежных средств не установлено.

На основании вышеизложенного и с учетом того, что претензий к перечню необходимых документов, приложенных заемщиком к заявлению о предоставлении средств на возмещение части затрат, а также к правильности расчета субсидии управлением не заявлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина административным органом в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 28 февраля 2013 года по делу N А52-4387/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.В.Мурахина
Судьи
Н.Н.Осокина
В.И.Смирнов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка