• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2013 года Дело N А05-16208/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 24 мая 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вересовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2013 года по делу N А05-16208/2012 (судья Трубина Н.Ю.),

у с т а н о в и л:

администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (ОГРН 1028301646779; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области о взыскании 1 805 000 руб., в том числе 1 802 000 руб. расходов, связанных с предоставлением жилья Мелехиной М.А., имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и 3000 руб. расходов, связанных с оплатой услуг независимого эксперта по оценке рыночной стоимости квартиры.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство образования и науки Архангельской области и Правительство Архангельской области (далее - Правительство).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу Администрации взыскано 1 805 000 руб. убытков.

Правительство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- судом первой инстанции не было учтено, что органы государственной власти Архангельской области осуществляли на территории Ненецкого автономного округа полномочие по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 и пункта 3 статьи 26.6 Федерального закона от 06 сентября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ). На момент вынесения решения Арбитражного суда указанный федеральный закон или договор между органами государственной власти Архангельской области и органами государственной власти Ненецкого автономного округа, регулирующий отношения в части обеспечения социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовал. Таким образом, с 01 января 2013 года органы государственной власти Архангельской области не имели полномочий по наделению органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку указанное полномочие в соответствии с законодательством Российской Федерации с 01 января 2013 года осуществляется органами государственной власти Ненецкого автономного округа самостоятельно;

- на момент вынесения решения Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2013 года органы государственной власти Архангельской области не осуществляли на территории Ненецкого автономного округа полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству финансов Архангельской области за счет казны Архангельской области;

- заявленное истцом правовое обоснование своих требований не может трактоваться как гражданско-правовые отношения, такой спор носит характер публично-правовых межбюджетных отношений;

- суд не учел, что средняя рыночная стоимость жилья, подлежащего предоставлению в Ненецком автономном округе на состав семьи из одного человека составляет 869 000 руб. с учетом средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в Ненецком автономном округе, установленной приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 26.09.2011 N 462 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2011 года» и исходя из нормы предоставления жилой площади 20 кв.м на одиноко проживающего гражданина, установленной решением Совета городского округа «Нарьян-Мар» от 21.05.2009 N 498-р.

Администрация в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Министерство образования и науки Архангельской области в отзыве поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе Правительства, просило рассмотреть жалобу без участия своего представителя.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, Мелехина М.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 15.02.2011 N 197 Мелехина М.А. поставлена на учет на получение муниципальной жилой площади в очередь в общем списке - 1976, во внеочередном списке - 74.

Постановлением Администрации от 05.05.2011 N 786 Мелехиной М.А. по договору социального найма была предоставлена однокомнатная квартира N 50 в доме N 2 по ул. Тыко Вылка в г. Нарьян-Маре, общей площадью 25,2 кв.м. Договор социального найма жилого помещения N 135 с Мелехиной М.А. заключен 10.05.2011.

Указанная квартира является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.08.2009 серии 29-АК N 374051.

Согласно выполненному оценщиком Егоровым Н.А. отчету от 29.10.2012 N 309/12 рыночная стоимость квартиры, предоставленной Мелехиной М.А., по состоянию на 10.05.2011 составляла 1 802 000 руб.

Стоимость услуг по оценке рыночной стоимости квартиры согласно договору и счету от 29.10.2012 N 309 составила 3000 руб.

Истец, полагая, что в результате предоставления указанной квартиры Мелехиной М.А., он понес убытки в размере стоимости квартиры, которые ему не компенсированы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправности действий (бездействия) ответчика; факта и размера понесенного ущерба; причинной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение закреплено в статье 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 N 49-7-ОЗ (ред. от 23.09.2009) «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 05.07.2001).

Согласно статье 5 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-03 «О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего Областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 45 этого Закона государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего Областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

Следовательно, Администрация как орган местного самоуправления в 2012 году была наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Вместе с тем согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

На исполнение указанных государственных полномочий ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям утверждается областным законом «Об областном бюджете» на очередной финансовый год.

Областным законом от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, на 2011 год муниципальному образованию «Городской округ «Город Нарьян-Мар» предоставлена субвенция в размере 10 790 000 руб. за счет средств бюджета Архангельской области, а также субвенция в размере 7 500 000 руб. за счет средств межбюджетных трансферов. Общая сумма субвенции в 2011 году с учетом остатка субвенции в размере 121 690 руб., предоставленной в 2010 году, составила 18 411 690 руб.

Администрацией в 2011 году для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа приобретено за счет средств субвенции 6 квартир общей стоимостью 13 151 600 руб.

В 2011 году Администрацией предоставлены жилые помещения 14 детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в том числе: 6 - за счет субвенций, 8 - за счет муниципального жилищного фонда.

В связи с тем, что часть субвенции в сумме 5 000 000 руб. поступила на лицевой счет Администрации 07.12.2011, исполнить переданные полномочия до конца 2011 года не представилось возможным, и сумма оставшихся средств в размере 5 260 090 руб. была перенесена на 2012 год.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку ответчиком не представлены доказательства выделения истцу денежных средств необходимых для предоставления жилого помещения Мелехиной М.А., то суд первой инстанции с учетом положений статей 15, 1069 ГК РФ обоснованно удовлетворил заявленные требования Администрации о взыскании убытков за счет казны субъекта Российской Федерации - Архангельская область.

Довод Правительства о том, что право собственности муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на указанную квартиру не прекращено и Администрация не утратила возможность исполнять собственные полномочия за счет данного помещения отклоняется ввиду следующего.

Предоставив жилое помещение Мелехиной М.А., Администрация не может исполнить собственные обязательства согласно жилищному законодательству перед другими категориями граждан. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.

Убытки в сумме 1 802 000 руб. определены истцом исходя из отчета от 29.10.2012 N 309/12 «Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости» по состоянию на 01.11.2012. Расходы по проведению оценки стоимости квартиры подтверждаются договором от 29.10.2012 N 309 на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов имущества, актом сдачи-приемки услуг по оценке от 30.10.2012, счетом от 29.10.2012 N 309 и платежным поручением от 22.11.2012 N 258177.

Апелляционный суд, отклоняет как ошибочный, довод Правительства о необходимости при расчете суммы иска применять среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади жилья в Ненецком автономном округе, установленную приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 26.09.2011 N 462 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2011 года» (далее - Приказ).

Согласно данному Приказу, установленная в нем средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья подлежит применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на четвертый квартал 2011 года, для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений.

Поскольку в рамках настоящего дела не рассматривается вопрос предоставления Мелехиной М.А. социальных выплат из федерального бюджета в связи с приобретением жилья, то положения вышеуказанного Приказа применению не подлежат.

Не основан на нормах права довод Правительства о том, что расчет убытков истца должен производиться исходя из нормы предоставления жилой площади 20 кв.м на одиноко проживающего гражданина, установленной решением Совета городского округа «Нарьян-Мар» от 21.05.2009 N 498-р.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов.

Из указанных положений Закона N 159-ФЗ следует, что предоставление жилого помещения выше установленных социальных нормативов не запрещено, в связи с чем, расходы Администрации подлежат возмещению исходя из рыночной стоимости фактически предоставленного жилого помещения.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался положением части 1 статьи 5 и части 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ в редакции действовавшей до 01.01.2013.

Статья 8 Закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») возлагает обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится местожительства указанных лиц.

Однако согласно части 2 статьи 4 Закона N 15 действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Так как Мелехина М.А. реализовала свое право на получение квартиры до 01.01.2013, то положения статьи 8 Закона N 159-ФЗ в новой редакции на нее не распространяются.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Правительством в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2013 года по делу N А05-16208/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Архангельской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Е.В.Носач
Судьи
А.В.Романова
А.Н.Шадрина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-16208/2012
14АП-2036/2013
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 мая 2013

Поиск в тексте