ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2013 года Дело N А52-4039/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «БСС» на решение Арбитражного суда Псковской области от 18 февраля 2013 года по делу N А52-4039/2012 (судья Шубина О.Л.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «БСС» (ОГРН 1027804911012; далее - общество, ООО «БСС») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации (ОГРН1056000327041; далее - комитет, Государственный заказчик) о взыскании задолженности в сумме 144 937 руб. 62 коп. по оплате поставленных лекарственных средств в рамках исполнения государственного контракта от 01.08.2011 N 81.

Определением суда от 13.11.2012 принято встречное исковое заявление комитета к обществу о возложении обязанности на ООО «БСС» представить оригиналы рецептов согласно реестру обслуженных рецептов.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 18 февраля 2013 года по делу N А52-4039/2012 в удовлетворении первоначального иска отказано. Требования встречного искового заявления удовлетворены полностью.

ООО «БСС» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Полагает, что в части обязательств исполнителя по оказанию услуги, государственный контракт прекратил свое действие, поскольку общество выполнило свои обязательства в полном объеме. Кроме того считает, что ООО «БСС» договором не обязано с целью оплаты комитетом отпущенных изделий медицинского назначения предоставлять ему оригиналы рецептов для проведения экспертизы документов.

Комитет в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, на основании протокола аукциона в электронной форме от 20.07.2011 N 186-А-ГЗ комитет, как Государственный заказчик, и общество (исполнитель) заключили государственный контракт 01.08.2011 N 81 (далее - контракт) и дополнительное соглашение от 05.12.2011 (том 1, листы 8-32).

В соответствии с пунктом 1.1 этого контракта общество приняло на себя обязательство в 2011 году оказывать услугу по отпуску через аптечные учреждения Псковской области необходимых изделий медицинского назначения гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.299 N 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - услуга).

В пункте 3.1 контракта установлена цена контракта, которая составляет 2 189 950 руб. и включает в себя закупочную стоимость отпускаемых гражданам изделий медицинского назначения, услуги по отпуску, установку и обслуживание программно - информационных комплектов, выполнение требований порядка информационного обмена, все установленные налоги и сборы, транспортные, банковские и страховые расходы, погрузочно - разгрузочные работы.

Контрактом установлено, что оплата осуществляется Государственным заказчиком в течение 30 календарных дней с даты окончания экспертизы документов, подтверждающих факт отпуска лекарственных средств или изделий медицинского назначения и специализированных продуктов питания гражданам, а также предъявления исполнителем Государственному заказчику документов на оплату.

Государственный заказчик принимает счета на оплату в срок до 20 числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (пункт 9.4 контракта).

Срок действия контракта в части обязательств исполнителя по оказанию услуги в соответствии с пунктом 11.1 и пунктом 9.4 дополнительного соглашения к контракту установлен до 15.12.2011, а в части исполнения Государственным заказчиком своих обязательств по оплате услуги исполнителю - до полного осуществления взаиморасчетов по услуге.

В рамках контракта Государственным заказчиком произведена оплата за оказанную услугу в сумме 2 044 976 руб.38 коп.

Во исполнение взятых на себя обязательств исполнитель представил Государственному заказчику три варианта сводного реестра обслуженных реестров за декабрь 2011 года на сумму 222 517 руб. 42 коп. (электронный вариант (том 2, листы 75 - 85)), на 213 359 руб. 10 коп. (бумажный вариант (том 2, листы 86 - 88) и на 144 973 руб. 62 коп. (бумажный реестр 20.02.2012, электронный 10.04.2012 (том 1, листы 41-50 и том 2, листы 89 - 108)).

В связи с невозможностью установить по каким рецептам и в каком количестве в действительности были отпущены изделия медицинского назначения и какая конкретно сумма подлежит оплате, комитет на основании пункта 9.6. контракта потребовал от исполнителя предоставления оригиналов рецептов (письмо от 21.05.2012 N 316-дло, том 1, лист 35).

Поскольку общество отказалось предоставлять оригиналы рецептов, считая, что данное требование выходит за рамки срока действия контракта, а комитет, не отрицая факта неполной оплаты цены контракта, указал на необходимость предоставления запрашиваемой документации в срок до 01.09.2012 для проверки надлежащего исполнения ООО «БСС» условий контракта, то указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества и комитета с исками в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы данного дела, правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований и возложил обязанность на ООО «БСС» предоставить комитету оригиналы рецептов согласно реестру обслуженных рецептов.

Апелляционная коллегия при рассмотрении материалов дела исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Частью 2 указанной статьи установлено, что государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Особой целевой направленностью государственного контракта является необходимость удовлетворения общезначимых экономических потребностей особыми источниками финансирования госзаказов - бюджетными средствами, средствами государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Как следует из статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 421 ГК РФ юридические лица и граждане свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В силу пункта 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательства сторон по договору, признается действующим до определения в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (часть 2 пункта 3 статьи 425 ГК РФ).

В данном случае согласно пункту 11.1 контракта, в части исполнения комитетом своих обязательств по оплате услуги исполнителю контракт действует до полного осуществления взаиморасчетов по услуге.

Суд первой инстанции, исходя из буквального толкования условий заключенного сторонами контракта в соответствии с положениями статьи 431 ГК РФ, части 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ, пришел к правомерному выводу о том, что государственный контракт от 01.08.2011 является действующим и следовательно, права и обязанности сторон, предусмотренные данным контрактом, сохраняют свое действие.

Так в соответствии с условиями контракта исполнитель обязуется организовать в аптечных учреждениях на основании заключенных с ними договоров отпуск изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан при предъявлении рецепта, выписанного в соответствии с требованиями нормативных документов, в лечебно - профилактическом учреждении (ЛПУ), включенном в Перечень ЛПУ, имеющих право на выписывание рецептов отдельным категориям граждан, выписанного врачом (фельдшером), включенным в регистр врачей, имеющих право на выписывание рецептов, отдельным категориям граждан; организовать учет и отчетность в соответствии с приказами комитета; организовать в аптечных организациях автоматизированный предметно - количественный учет изделий медицинского назначения и персонифицированный учет рецептов, позволяющий предоставлять отчетность в согласованных с Государственным заказчиком форматах; проводить работы по исправлению ошибок в рецептах, отклоненных от оплаты по результатам осуществления медико - экономической экспертизы; предоставлять комитету реестры обслуженных рецептов с учетом экспертизы и исправлений в дефектных рецептах (пункты 2.1.2, 2.1.7, 2.1.10, 2.1.11, 2.1.12, 2.1.13 контракта).

Государственный заказчик осуществляет оплату отпущенных изделий медицинского назначения по ценам, указанным в спецификации, являющейся приложением к контракту, на основании представленных и надлежащим образом оформленных документов в соответствии с требованиями контракта и другими нормативными документами (пункт 2.3.1 контракта).

В соответствии с пунктами 2.4.1 и 2.4.2 контракта комитет вправе осуществлять контроль объема, сроков и качества изделий медицинского назначения при обеспечении отдельных категорий граждан, запрашивать у общества документы, необходимые для контроля за исполнением данного контракта.

Кроме этого Государственный заказчик вправе в течение всего срока действия контракта требовать от исполнителя предъявления оригиналов рецептов, на основании которых был осуществлен отпуск изделий медицинского назначения в целях осуществления проверки их надлежащего оформления (пункт 9.6 контракта).

Согласно пункту 2.8 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных (приложения 13), утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 N 110 рецепты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой выписываются в 3-х экземплярах, с двумя экземплярами которого больной обращается в аптечную организацию.

На основании пункта 2.16 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 срок хранения рецептов в аптечном учреждении (организации) на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иные лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой, составляет пять лет.

Таким образом, исполнитель по государственному контракту и в случае привлечения третьих лиц (аптечных учреждений) обязан организовать хранение подлинных экземпляров льготных рецептов у третьих лиц (аптечных учреждений), которые в свою очередь обязаны хранить экземпляры рецептов в силу требований действующего законодательства. При этом один экземпляр льготного рецепта предоставляется контролирующим органам.

Апелляционная коллегия отклоняет довод общества о том, что на ООО «БСС» не возложена обязанность предоставлять оригиналы рецептов для проведения экспертизы документов с целью дальнейшей оплаты комитетом отпущенных изделий медицинского назначения, в связи со следующим.

Действительно, в соответствии с условиями контракта оплата осуществляется Государственным заказчиком в течение 30 календарных дней с даты окончания экспертизы документов, подтверждающих факт отпуска изделий медицинского назначения гражданам.

В пункте 8.2 контракта определено, что в целях подтверждения отпуска изделий медицинского назначения, исполнитель предоставляет Государственному заказчику следующие документы:

- счет на оплату отпущенных изделий медицинского назначения;

- акт выполненных работ.

Вместе с тем, в соответствии с разделом 8 контракта «Отчетность и порядок информационного обмена» исполнитель обеспечивает подготовку и передачу Государственному заказчику соответствующей отчетности, в том числе сводный реестр обслуженных рецептов.

В данном случае, как следует из материалов дела, общество представило комитету три варианта сводного реестра обслуженных реестров за декабрь 2011 года.

Исходя из анализа условий контракта, с учетом целевой направленности государственного контракта и источников финансирования, а также с учетом того, что из представленных реестров рецептов невозможно установить по каким рецептам и в каком количестве были отпущены изделия медицинского назначения, а также какая сумма подлежит к оплате, апелляционная коллегия считает правомерным требование комитета о предоставлении обществом оригиналов рецептов согласно реестра обслуженных рецептов для подтверждения надлежащего исполнения ООО «БСС» своих обязанностей по контракту.

Поскольку оригиналы рецептов по запросу комитета обществом представлены не были, экспертиза документов, подтверждающих факт отпуска изделий медицинского назначения, не проведена, то суд первой инстанции правомерно отказал ООО «БСС» в удовлетворении требований по оплате задолженности по контракту в сумме 144 937 руб. 62 коп.

На основании вышеизложенного апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.

При обращении в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой общество уплатило государственную пошлину в размере 4000 руб.

Вместе с тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда составляет 2000 руб.

Таким образом, излишне уплаченная обществом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в сумме 2000 руб.

Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 18 февраля 2013 года по делу N А52-4039/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «БСС» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «БСС» из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по платежному поручению от 07.03.2013 N 2528 в размере 2000 рублей.

     Председательствующий
Н.В.Мурахина
Судьи
Н.Н.Осокина
В.И.Смирнов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка