ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2013 года Дело N А05-72/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 27 мая 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 марта 2013 года по делу N А05-72/2013 (судья Калашникова В.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (далее - отделение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному казенному учреждению «Несский дом народного творчества» (далее - учреждение) о взыскании 29 413 руб. 40 коп. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за 2 полугодие 2010 года.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отделению отказано.

Отделение с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права.

Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, учреждение 20.07.2011 представило в отделение сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за 2 полугодие 2010 года.

Управлением проведена проверка своевременности представления указанных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой 12.04.2012 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, N 51/1.

В акте проверки зафиксировано, что при сроке представления указанных сведений до 15.02.2011, фактическое представление достоверных сведений имело место 20.07.2011.

По итогам проверки предложено привлечь учреждение к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ). Разъяснено, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющего, плательщик страховых взносов вправе представить в течение 15 дней со дня получения акта письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Учреждением 05.05.2012 представлены письменные возражения на акт проверки (исходящий N 47), что следует из решения от 15.05.2012 N 131.

По результатам рассмотрения акта камеральной проверки в отсутствие представителя учреждения отделением принято решение от 15.05.2012 N 131 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 29 413 руб. 40 коп. Копия решения направлена учреждению по почте (доказательства направления представлены в материалы дела).

На основании вынесенного решения 20.06.2012 в адрес учреждения выставлено требование N 73 об уплате финансовой санкции со сроком для добровольного исполнения требования до 09.07.2012. Требование направлено учреждению заказным письмом 29.06.2012.

В связи с тем, что требование в добровольном порядке учреждением не исполнено, отделение обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая отделению в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

Статьей 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации в качестве плательщиков указанных страховых взносов сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Этой же статьей установлен перечень представляемых в Пенсионный фонд сведений.

Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 213-ФЗ) в целях реализации Закона N 27-ФЗ (в редакции Закона N 213-ФЗ) отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год.

Страхователи за второй отчетный период представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ, в том числе сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах, о каждом работающем у них застрахованном лице, до 15.02.2011 (пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Производство по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ).

В статье 34 Закона N 212-ФЗ определено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.

Вместе с тем, как указывает отделение в жалобе, камеральная проверка представленных учреждением сведений не проводилась, чем нарушены требования названного закона.

Учреждение в отзывах на заявление, представленных в суд первой инстанции, указало, что первоначально сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год были направлены через уполномоченного оператора связи 13.01.2011, однако по техническим причинам не были получены отделением. Повторно отчет был направлен в отделение 17.02.2011 (л. д. 35, 45). Однако соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют.

В свою очередь отделение утверждает, что окончательные и достоверные сведения за спорный период были представлены учреждением в отделение 20.07.2011, то есть с нарушением установленного законом срока.

В письменных дополнениях к заявлению от 23.01.2013 N 235 отделение указало, что сведения за спорный период также были представлены учреждением 16.03.2011, что учреждением не оспаривается. Поскольку сведения, представленные учреждением 16.03.2011, были не правильными, и отделением не приняты, исправленные окончательные сведения приняты только 20.07.2011 (л. д. 31).

Учреждение указывает, что в любом случае имеет место нарушение срока предоставления сведений.

Вместе с тем, из норм Закона N 27-ФЗ следует, что на страхователя возлагается обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета. При этом закон не дает органу пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений. В случае, если эти сведения содержат недостоверные сведения, либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены предусмотренные законом правовые последствия, но не отказано в принятии сведений или принято решение о том, что сведения являются не представленными.

За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в соответствующем порядке.

Представление недостоверных сведений учреждению отделением не вменяется.

Между тем, указанные обстоятельства должны быть установлены заявителем при составлении акта проверки и найти свое отражение при описании фактических обстоятельств, однако данные обстоятельства ни в акте проверки, ни в решении не отражены.

Таким образом, отделением неправомерно не приняты сведения учреждения за 2 полугодие 2010 года, представленные им 16.03.2011, которые и могли явиться основанием для составления соответствующего акта.

При этом апелляционная инстанция учитывает то, что по факту представления сведений персонифицированного учета за 2 полугодие 2010 года 20.07.2011 отделением ранее в отношении учреждения был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 20.09.2011 N 51, в котором указано на то, что рассмотрение акта с учетом предоставленных страхователем документов состоится в 14 часов 19.10.2011 в здании отделения.

Однако доказательств того, что рассмотрение указанного акта состоялось и по его результатам принято соответствующее решение в материалах дела не имеется.

Таким образом, по факту представления сведений персонифицированного учета за 2 полугодие 2010 года 20.07.2011 отделением было составлено два акта - от 20.09.2011 N 51 и от 12.04.2012 N 51/1 (л. д. 32, 17).

При этом суммы штрафных санкций в обоих актах исчислены от разных сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2 квартал 2010 года. Так, в акте от 20.09.2011 N 51 от суммы 335 775 руб. (штраф 33 577, 50 руб.), в акте от 12.04.2012 N 51/1 от суммы 294 134 руб. (штраф - 29 413 руб.).

Сведений относительно того, какие суммы страховых взносов были исчислены согласно сведениям, представленным учреждением в отделение, 16.03.2011, в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, а также то, что сведения, представленные 16.03.2011, не явились предметом проверки, оснований для взыскания штрафа за несвоевременное представление сведений 20.07.2011 не имеется.

Восполнение фактических обстоятельств в рамках судебного рассмотрения дела не допускается, они должны быть установлены заявителем при принятии и вынесении решения в установленном законом порядке, на основании которого страхователь привлекается к ответственности, либо освобождается от нее.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований отделения о взыскании с учреждения финансовой санкции.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отделения не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 марта 2013 года по делу N А05-72/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

     Судья
О.Б.Ралько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка