• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2013 года Дело N А41-52407/12

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю., судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А., при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,

при участии в заседании: от заявителя: Палкина А.Н., доверенность от 22.10.2012 N 31,

от заинтересованного лица: Фесченко Ю.А., доверенность от 27.02.2013 N 10-д, от третьего лица: Якушин Н.В., доверенность от 09.07.2012 N 371,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.02.2013 по делу N А41-52407/12, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению открытого акционерного общества «Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения» (ОГРН 1025005330646; ИНН 5042003203) к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, при участии в качестве третьего лица администрация городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, об оспаривании бездействия и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения» (далее - общество, заявитель, ОАО «ЦНИИСМ») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация района, заинтересованное лицо), в котором просит:

- признать незаконным бездействие администрации района, выразившееся в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, а также в непредставлении в собственность ОАО «ЦНИИСМ» земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Заводская, д.3, под объектами недвижимости: зданием пожарного депо и дымокамеры;

- обязать администрацию района утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда и выполнить действия для постановки земельного участка на кадастровый учет в течение месяца со дня вступления решения в законную силу;

- обязать администрацию района предоставить ОАО «ЦНИИСМ» в собственность земельный участок площадью 1 га под расположенными на нем нежилыми зданиями по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Заводская, д. 3, с условными номерами объектов: 50-50-05/101/2011-138 и 50-50-05/044/2012-448, по цене 2,5% кадастровой стоимости земли в течение месяца со дня получения кадастрового паспорта.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация городского поселения).

Решением Арбитражного суда Московской области от 08.02.2013 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, администрация района обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО «ЦНИИСМ» принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества:

- здание пожарного депо, общей площадью 1981,3 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Заводская, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.12.2011 серии 50 АВ N 434556);

- нежилое здание дымокамеры, общей площадью 96,3 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Заводская, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 25.05.2012 серии 50 АГ N 333087).

Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 1 га, ранее отведенном решением Исполнительного комитета Загорского городского Совета народных депутатов Московской области от 07.01.1980 N 1562 государственному предприятию «Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения» из земель Гослесфонда кв. 19 Хотьковского лесничества под строительство пожарного депо (л.д. 74).

В порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации общество 17.11.2011 обратилось к главе администрации Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о приобретении в собственность названного земельного участка площадью 1 га (л.д. 20).

В дополнение к заявлению общество направило в адрес главы администрации района письмо от 12.07.2012 N 1156-54/юр, в котором просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) и вынести решение о предоставлении земельного участка на праве собственности (л.д. 21-22). К указанному письму обществом приложены материалы по схеме расположения испрашиваемого земельного участка.

Письмом от 02.08.2012 N 3-3039 администрация района сообщила заявителю, что из представленной им схемы расположения земельного участка следует, что на данном земельном участке расположены строения, сооружения, а также пруд, на которые не представлены правоустанавливающие документы (л.д. 23).

31 августа 2012 года общество повторно обратилось к главе администрации района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 25-26), указав, что считает отказ администрации необоснованным и неправомерным по следующим основаниям.

Здание пожарного депо построено и введено в эксплуатацию в 1987 году.

Согласно постановлению главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 15.12.2008 N 1747 об утверждении «Требований к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте схема планировочной организации земельного участка предоставляется (при необходимости). Согласно постановлению Правительства от 29.01.1999 N 104-110 п.83 предприятие относится к особо-режимным, в связи с чем вся проектная документация предприятия засекречена проектной организацией, поэтому схема планировочной организации земельного участка выслана в адрес администрации спецсвязью 30.07.2012 исх. 194тс и получена согласно реестру от 30.07.2012 N 106, то есть до отказа. По сообщению первого отдела Управление архитектуры и градостроительства администрации Сергиево-Посадского муниципального района с данным документом ознакомилось. Кроме того, правоустанавливающие документы (свидетельства о праве собственности) на объекты недвижимости, находящиеся на указанном земельном участке (здание пождепо, дымокамеры), представлены обществом дважды: вместе с обращениями от 17.11.2011 о предоставлении земельного участка в собственность и от 12.07.2012 с материалами дела по схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте).

По поводу пруда и сооружений общество пояснило, что пруд искусственный, вырыт на земельном участке согласно проектной документации для проведения учений и дополнительного обеспечения противопожарной безопасности предприятия.

Сооружения: забор, бордюры, спортивная площадка также возведены, согласно проектной документации на земельном участке площадью 1 га, отведенном предприятию под строительство пожарного депо решением Исполнительного комитета Загорского городского Совета народных депутатов Московской области от 07.01.1980 N 1562, и соответствует нормам проектирования, строительства объектов пожарной охраны и фактическому их использованию с 1987 года по настоящее время по прямому назначению.

В ответ на обращение общества от 31.08.2012 администрация в письме от 31.10.2012 N 2774-к повторно указала, что из представленной заявителем схемы расположения земельного участка следует, что на данном земельном участке расположены строения, сооружения, а также пруд, на которые не представлены правоустанавливающие документы.

Считая бездействие администрации района, выразившемся в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, а также в непредставлении в собственность ОАО «ЦНИИСМ» земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Заводская, д.3, под объектами недвижимости (зданием пожарного депо и дымокамеры) незаконным, ОАО «ЦНИИСМ» обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обществом были представлены все необходимые документы, в связи с чем администрация обязана была утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и выдать ее заявителю для осуществления последним кадастровых работ для осуществления кадастрового учета. В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд удовлетворил также требования об обязании администрации района предоставить ОАО «ЦНИИСМ» в собственность земельный участок площадью 1 га по цене 2,5% его кадастровой стоимости в течение месяца со дня получения кадастрового паспорта.

Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация указывает, что обществом были представлены не все документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, а именно не были представлены правоустанавливающие документы на эстакаду и пруд.

В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации района поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель администрации городского поселения поддержал позицию общества, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Судом установлено, что ОАО «ЦНИИСМ» является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Заводская, д. 3.

Земельный участок, на котором расположены указанные объекты, не выделен и не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем общество обратилось в администрацию района с заявлением, в котором просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) и вынести решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.

Удовлетворяя заявленные обществом требования и вынося решение на основании положений статьи 36 ЗК РФ, суд первой инстанции не учел следующего.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

В статье 36 ЗК РФ установлена последовательность совершения действий уполномоченных органов по предоставлению земельных участков собственникам объектов недвижимости, на них расположенных.

Из пункта 7 названной статьи следует, что на основании заявления заинтересованного лица либо обращения органа государственной власти, который наделен полномочиями по предоставлению земельных участков, орган местного самоуправления обязан утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, которая является основанием для проведения за счет заявителя межевания, государственного кадастрового учета земельного участка.

Таким образом, установленный законом порядок действий и их последовательность при выкупе земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости, предусматривает, что полномочиями по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории наделены администрации соответствующих районов и городских округов независимо от того, какой орган вправе принимать решение о предоставлении земельного участка в собственность (федеральный орган, орган субъекта, орган местного самоуправления), однако такая схема подлежит утверждению и выдаче на основания заявления гражданина или юридического лица в том случае, если полномочия по распоряжению земельным участком принадлежат администрациям районов, городских округов (случаи когда земельный участок находится в собственности самих районов и округов либо когда государственная собственность на земельный участок не разграничена). В том случае, если земельный участок находится в собственности Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации схема подлежит утверждению и выдаче администрациями районов, городских округов не на основании заявления гражданина или юридического лица - собственников объектов недвижимости, а на основании обращения исполнительного органа государственной власти, указанного в статье 29 ЗК РФ, которому подано заявление гражданина или юридического лица о выкупе земельного участка, не поставленного на кадастровый учет на момент подачи заявления.

Следовательно, для правильного разрешения настоящего спора и установления органа, полномочного принимать решение о предоставлении спорного земельного участка собственнику объектов недвижимости, на нем расположенного, необходимо установить к какому уровню собственности относится испрашиваемый земельный участок (федеральной собственности, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) либо находится в неразграниченной государственной собственности.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 названного закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если этим или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок не относится к муниципальной собственности, а также не является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: здание пожарного депо, общей площадью 1981,3 кв.м, нежилое здание дымокамеры, общей площадью 96,3 кв.м.

Обществом оформлено право собственности на указанные объекты, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.12.2011 серии 50 АВ N 434556 и от 25.05.2012 серии 50 АГ N 333087 (л.д. 17-18). Из содержания указанных свидетельств усматривается, что право собственности на них зарегистрировано за ОАО «ЦНИИСМ» на основании плана приватизации Центрального научно-исследовательского института специального машиностроения, утвержденного решением председателя Комитета по управлению имуществом Московской области от 29.04.1993 N 379.

Согласно решению Исполнительного комитета Загорского городского Совета народных депутатов Московской области от 07.01.1980 N 1562 испрашиваемый земельный участок площадью 1 га изначально был отведен Центральному научно-исследовательскому институту специального машиностроения из земель Гослесфонда кв. 19 Хотьковского лесничества под строительство пожарного депо (л.д. 74).

Из содержания пункта 1 Устава ОАО «ЦНИИСМ» усматривается, что общество образовано путем преобразования государственного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения» (л.д. 35).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что изначально спорный земельный участок предоставлялся именно государственному предприятию - Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения, а объекты недвижимого имущества (здание пожарного депо, общей площадью 1981,3 кв.м, нежилое здание дымокамеры, общей площадью 96,3 кв.м), расположенные на данном земельном участке принадлежали Российской Федерации и в последующем были приватизированы ОАО «ЦНИИСМ» на основании плана приватизации Центрального научно-исследовательского института специального машиностроения, утвержденного решением от 29.04.1993 N 379 Комитета по управлению имуществом Московской области, наделенного в период приватизации полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Статьями 17, 19 ЗК РФ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно положениям указанного закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2 Федерального закона).

В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.

В статьях 3, 4 и 5 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.

В рассматриваемом случае спорный земельный участок площадью 1 га, изначально предоставленный государственному предприятию из земель Гослесфонда в 1980 году, в перечень земель, передаваемых в федеральную, муниципальную или собственность субъекта Российской Федерации включен не был.

С 01.07.2006 с целью разграничения государственной собственности на землю были установлены критерии, по которым земли относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона. А органам местного самоуправления, предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню собственности.

Федеральным законом от 17.04.2006 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в силу с 01.07.2006, признан утратившим силу Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», а Федеральный Закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности.

Согласно пункту 2 статьи 16 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Подобные критерии разграничения для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации либо муниципального образования указаны в пунктах 2 и 3 статьи 3.1 названного Федерального закона.

Таким образом, с момента вступления в силу изменений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми данный Федеральный закон был дополнен статьей 3.1, а именно с 01 июля 2006 года земельные участки, отвечающие критериям, указанным в названной статье, считаются отнесенными к тому или ином уровню собственности в силу прямого указания закона.

При установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, то есть к федеральной собственности относится земельный участок, если на нем расположено здание, ранее относившееся к федеральному уровню собственности, или земельный участок первоначально предоставлен предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Аналогичным образом государственная собственность на землю разграничена на собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

При рассмотрении вопроса относительно отнесения спорного земельного участка площадью 1 га, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты, к соответствующему уровню собственности апелляционным судом установлено, что по своим критериям данный земельный участок, изначально предоставленный государственному предприятию - Центральному научно-исследовательскому институту специального машиностроения из земель Гослесфонда, в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» относится к федеральному уровню собственности.

Следовательно, собственность на него является разграниченной и у администрации отсутствуют полномочия по распоряжению таким земельным участком в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что администрация района в рассматриваемом случае не является лицом, уполномоченным утверждать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) на основании заявления общества (а не обращения органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком), а также принимать решение о предоставлении сформированного впоследующем земельного участка, находящегося в федеральной собственности.

Тот факт, что другие земельные участки, ранее предоставленные государственному предприятию, неоднократно предоставлялись обществу в собственность по решению администрации, в подтверждение чего суду были представлены соответствующие свидетельства о государственной регистрации права, никак не может свидетельствовать о том, что при установлении судом отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации, этот земельный участок может быть отчужден по решению муниципального органа власти только по тому основанию, что по другим земельным участкам судебных споров между администрацией и обществом не было.

Оспариваемое бездействие администрации района, выразившееся в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, а также в непредставлении в собственность ОАО «ЦНИИСМ» земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Заводская, д.3, под объектами недвижимости: зданием пожарного депо и дымокамеры, не нарушает прав и законных интересов ОАО «ЦНИИСМ» по установленным и изложенным апелляционным судом основаниям, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно удовлетворил заявленные требования.

Рассматривая вопрос относительно необходимости отмены решения суда по безусловным основаниям, апелляционный суд приходит к выводу, что установление наличия критериев, по которым спорный земельный участок относится к федеральной собственности, в связи с чем администрация не может являться лицом, полномочным им распоряжаться, не свидетельствует о том, что настоящий судебный акт будет принят о правах и об обязанностях Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, решение считается принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, если судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности такого лица (пункт 1).

Отказ в удовлетворении заявленных требований, мотивированный отсутствием у администрации района полномочий по распоряжению спорным земельным участком, о правах и об обязанностях Российской Федерации не принят, никаких прав Российской Федерации настоящим судебным актом не предоставлено, обязанностей не возложено. Апелляционный суд не усматривает законных оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 270 АПК РФ, для отмены судебного акта суда первой инстанции по безусловным основаниям с целью привлечения органов государственной власти и принятия такого же постановления об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 08.02.2013 по делу N А41-52407/12 отменить.

В удовлетворении заявления отказать.

     Председательствующий
В.Ю.Бархатов
Судьи
Н.А.Кручинина
Е.А.Мищенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: 10АП-2447/2013
А41-52407/12
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 23 мая 2013

Поиск в тексте