ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2013 года Дело N А41-41217/12

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Александрова Д.Д., судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Маркиной А.П.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Звенигорода на решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2013 года по делу NА41-41217/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по исковому заявлению Администрации г. Звенигород к Территориальному управлению Росимущества по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Полина Юрьевна Киселева, Министерство культуры Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, при участии в заседании: согласно протоколу от 22 мая 2013 года,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Звенигород (далее - Администрация,) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ ), третьи лица: Киселева П.Ю., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010301:856, площадью 7 000 кв.м., расположенный в Московской области, г. Звенигород, Поречье, м. Благодать (далее - спорный участок).

Решением от 17 апреля 2013 года судом в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.

Не согласившись с решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить.

По мнению администрации, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела.

Истец считает, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд за защитой своего нарушенного права. Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России. Как усматривается из выписки ЕГРП от 08.08.2012 г. N 49/014/2012-240 собственником спорного земельного участка указана Российская Федерация.

Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах».

Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости. В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» срока для предоставления лицу запрошенной информации. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В порядке п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена. В соответствии с п. 52 абз. 4 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.10 г. N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

По смыслу ст. 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом. В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.Из части 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавшего на момент регистрации права собственности Российской Федераций, следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образовании возникает право собственности. Указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.

Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе, предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности. В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404. В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке. При этом, регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено. Государственная регистрация, как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001 г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

417/2013-25785(1) черновик

Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.

Представители Администрации г. Звенигород, Территориального управления Росимущества по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Киселевой П.Ю., Министерства культуры Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области; в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Выводы суда первой инстанции являются правильными.

Суд установил, что во исполнение п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Министерство имущественных отношений Московской области осуществило передачу прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка Администрации городского округа Звенигород.

Из полученной Администрацией выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010301:856, площадью 7000 кв.м., расположенного в Московской области, г. Звенигород, Поречье, м. Благодать следует, что правообладателем данного земельного участка является Российская Федерация.

Считая, данную запись незаконной и нарушающей его права, истец обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования Администрации не подлежат удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В силу пункта 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).

К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (пункт 4).

Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5).

Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Тем самым, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены.

Из представленного в материалы дела Акта-обследования земельного участка (л. д. 71-75) следует, что 20.11.2012 г. комиссией в составе представителей Администрации городского округа Звенигород был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 50-49-0010301-856, площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Звенигород, Верхнепосадское шоссе, в результате которого было установлено, что на данном земельном участке нет объектов недвижимого имущества относящихся к Федеральной собственности.

Вместе с тем, в материалы дела поступило дело правоустанавливающих документов в отношении спорного земельного участка (л. д. 30-67). Из материалов данного дела судом было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:49:0010301:856 (предыдущие номера: 50-49-05-12-36-2, 50:49:0010301:1011, 50:49:0010301:1012), площадью 7 000 кв. м., расположенный в Московской области, г. Звенигород, Поречье, м. Благодать расположен объект археологического наследия - I Поречьевский курганный могильник (Верхний), XI-XII вв. (письмо Министерства культуры Московской области от 08.05.2008 г. N 136-Н/1-41).

Предметом Договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка б/н от 02.06.2008г. (л.д.40-42) является спорный земельный участок, при этом в п.1.1. указано, что участок предназначен для сохранения археологического комплекса, а также для обеспечения функционирования его территории как стабильной историко-природной геосистемы на основе «Программы работ по исследованию, проектированию и реставрации исторического ландшафта на территории памятника археологии».

Как следует из представленных в дело правоустанавливающих документов, программы работ по исследованию, проектированию и реставрации исторического ландшафта на территории памятника археологии XI-XIV вв. 1-й Поречьевский курганный могильник, в 1997-1999 гг. Московская областная археологическая экспедиция Института археологии РАН провела исследования, на основании которых было осуществлено частичное воссоздание элементов курганов 29,30,31,34,37. в программе указано, что возникла необходимость продолжить эти работы в части исследования, проектирования и реставрации исторического ландшафта на территории памятника археологии.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке расположен объект археологического наследия - I Поречьевский курганный могильник (Верхний), XI - XII вв.

Определениями от 05.12.2012г., 07.02.2013 г. судом было предложено сторонам представить кадастровую выписку формы КВ 1 - КВ 6 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010301:856; выписки из ЕГРП в отношении объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:49:0010301:856, сведения о том, включен ли объект археологического наследия - I Поречьевский курганный могильник (Верхний), XI - XII вв., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:49:0010301:856 (предыдущий номер 50:49:001 03 01:1011), в реестр памятников культуры регионального или местного значения.

Однако, испрашиваемые документы в материалы дела не были представлены.

Оценив доказательства в их совокупности суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация надлежащим образом не доказала, что спорный земельный участок относится к муниципальной собственности и оснований для удовлетворения требований о признании отсутствующими права собственности Российской Федерации не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17 апреля 2013 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-41217/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворенияю.

     Председательствующий
Д.Д.Александров
Судьи
С.А.Коновалов
Е.Е.Шевченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка