• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2013 года Дело N А66-12218/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 29 мая 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Моисеевой И.Н. и Рогатенко Л.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,

при участии от истца Бойкова В.П. директора на основании выписки из протокола от 04.10.2012, Кваша Е.А. по доверенности от 12.12.2012; от ответчика Марышкова В.В. по доверенности от 22.10.2012 N 99,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2013 года по делу N А66-12218/2012 (судья Матвеев А.В.),

у с т а н о в и л:

производственный кооператив «Максатихинский лесопромышленный комбинат» (ОГРН 1026901947544, далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству лесного хозяйства Тверской области (ОГРН 1106952010868, далее - Министерство) о внесении изменений в подпункт 1.5 пункта 1 договора аренды лесного участка от 30.12.2008 N 49, изложив его в следующей редакции: «Ежегодный разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом участке составляет 39,2 тыс.кбм, в том числе по хвойному хозяйству 4,8 тыс.кбм».

Решением суда от 04 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены, суд обязал Министерство в течение семи рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу заключить с Кооперативом дополнительное соглашение к договору от 30.12.2008 N 49, изложив подпункт 1.5 пункта 1 договора в следующей редакции: «Ежегодный разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом участке составляет 39,2 тыс.кбм, в том числе по хвойному хозяйству 4,8 тыс.кбм». Кроме того, с Министерства в пользу Кооператива взыскано 4000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалобу мотивирует тем, что документов, подтверждающих проведение таксации на арендуемом участке, арендатором не представлено. План рубок, на который ссылается Кооператив как на доказательство осуществления специального обследования участка лесного фонда, не относится к таковым.

Представитель Министерства в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе, просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2008 Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, правопреемником которого в настоящее время является Министерство, (арендодатель) и Кооператив (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 49, по условиям которого арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 15 716 га, расположенный по адресу: Тверская область, Максатихинский район, Удомельское лесничество Ривицкое участковое лесничество (в соответствии с материалами лесоустройства Максатихинский лесхоз, Ключевское лесничество квартала 151-157,159-165,167-186,188-190,193 Ривицкое лесничество квартала 1-108). Лесной участок арендатору передан для заготовки древесины.

Согласно пункту 1.5 договора ежегодный разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке составляет 44,9 тыс. кбм, в том числе 4,0 тыс. кбм по хвойному хозяйству.

В случае изменения, в установленном порядке, ежегодного разрешенного объема заготовки древесины на арендуемом участке, производится перерасчет объема заготовки древесины с момента изменения расчетной лесосеки.

Дополнительным соглашением от 27.12.2010 к указанному договору стороны изменили его условие о ежегодном разрешенном объеме заготовки древесины: 36,04 тыс. кбм, в том числе 4,33 тыс. кбм по хвойному хозяйству, поскольку проектом освоения лесов, утвержденным приказом Департамента лесного комплекса Тверской области от 07.06.2010 N 15-у на арендуемом Кооперативом лесном участке изменен объем заготовки древесины на 2010 год по Ривицкому участковому лесничеству (по материалам лесоустройства Ключевое) Удомельского лесничества Тверской области.

Письмом от 15.03.2012 N 772/04-27 Министерство уведомило Кооператив о том, что в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и приказов Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации возможно проведение специальных обследований с целью уточнения характеристик лесных насаждений. Министерство, в свою очередь, не возражает относительно проведения указанных обследований, в том числе на лесном участке, переданном в аренду по договору от 30.12.2008 N 49.

Письмом от 21.08.2012 N 2792/07-01 Министерство сообщило Кооперативу, что внесение изменений в договор аренды в части ежегодного установленного объема использования лесов в соответствии с материалами специальных обследований «План рубок (по материалам лесоустройства Максатихинского лесхоза)» возможно только после внесения соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент ГКУ Тверской области «Удомельское лесничество Тверской области».

Кооператив письмом от 25.09.2012 N 486 просил Министерство внести изменения по ежегодной расчетной лесосеке в договор аренды от 30.12.2008 N 49 в объеме - 39,2 тыс. кбм.

Отказ Министерства от согласования предлагаемых Кооперативом изменений условий договора послужил основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда оно изменилось настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В рассматриваемом случае основанием для внесения в договор аренды лесного участка могли явиться результаты специальных обследований (таксация) лесного участка, проведение которых было согласовано сторонами в переписке.

В качестве доказательства, подтверждающего существенное изменение обстоятельств, Кооператив ссылается на план рубок, прошедший проверку в Министерстве, который является доказательством проведения специального обследования (таксации), в результате которого Кооперативом был выявлен действительный объем ежегодной расчетной лесосеки - 39,2 тыс. кбм.

Министерство отрицает проведение специальных обследований и указывает, что план рубок был составлен Кооперативом на основании ранее существовавших материалов лесоустройства, и специальное обследование (таксация) лесного участка не проводилось.

Объектом аренды в спорном правоотношении является лесной участок, понятие которого содержится в статье 7 ЛК РФ. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.

Статьей 67 ЛК РФ установлена обязательность проведения лесоустройства на землях лесного фонда, которое согласно статье 68 Кодекса включает, в том числе, проектирование лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков,

Статьей 69 ЛК РФ предусмотрено, что подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков осуществляется при проектировании лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 Кодекса.

Для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов согласно статье 69.1 ЛК РФ проводится таксация лесов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Таким образом, качественные характеристики лесного участка как объекта аренды, определяемые при его проектировании, не тождественны качественным характеристикам лесных ресурсов, определяемых при таксации лесов.

По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.

В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу положений части 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку и с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).

Министерством природных ресурсов Российской Федерации принят приказ от 08.06.2007 N 148 «Об утверждении порядка исчисления расчетной лесосеки», действовавший в период до 07.06.2011 (издания приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 534). В настоящее время действует приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 N 191 «Об утверждении порядка исчисления расчетной лесосеки».

Согласно пунктам 2, 3, 5, 6 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 N 191 расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.

Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года.

Изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 15 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 04.04.2012 N 126 (далее - Состав лесохозяйственных регламентов) внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях:

- изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований;

- изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений;

- иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 16 Состава лесохозяйственных регламентов установлено, что при внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, лесоустройства, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 8 - 14 Состава лесохозяйственных регламентов.

Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (пункт 9 Состава лесохозяйственных регламентов).

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истец, ссылаясь на необоснованный отказ Министерства во внесении изменений в договор аренды участка лесного фонда путем увеличения объема заготовки древесины, указал на составленный им план рубок, подтверждающий, по мнению заявителя, факт таксации.

Вопросы составления планов рубок решаются по действующей Методике составления плана рубок, утвержденной 28.04.1989 Государственным комитетом СССР по лесу.

В соответствии с пунктом 1.2 данной Методики план рубок представляет собой документ, направленный на обеспечение перспективного планомерного освоения лесосырьевых ресурсов путем наиболее рационального (с учетом схемы транспортного освоения) размещения лесосек по территории, очередности их использования во времени, соблюдение требований региональных правил рубок и своевременное восстановление леса на вырубках.

Пунктом 1.12 названной Методики закреплено, что в целях лучшей организации работ по составлению планов рубок и обсуждения особенностей их выполнения проводятся технические совещания с участием всех заинтересованных организаций.

Руководствуясь указанными нормами права и установленными по делу обстоятельствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств в обоснование своих требований. Составленный им план рубок не является доказательством проведения специальных обследований, в результате которых были выявлены изменения структуры и состояния лесов на арендуемом истцом участке.

В данном случае существенного изменения условий договора не произошло.

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.

Ответчик, подавший апелляционную жалобу, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» дополнено пунктом 4.1, согласно которому если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал соответствующей жалобы и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.

Следовательно, в указанной ситуации государственная пошлина, подлежащая уплате за подачу апелляционной жалобы согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, не взыскивается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2013 года по делу N А66-12218/2012 отменить.

В удовлетворении исковых требований производственного кооператива «Максатихинский лесопромышленный комбинат» (ОГРН 1026901947544) к Министерству лесного хозяйства Тверской области (ОГРН 1106952010868) о внесении изменений в подпункт 1.5 пункта 1 договора аренды лесного участка от 30 декабря 2008 года N 49 отказать.

     Председательствующий
О.К.Елагина
Судьи
И.Н.Моисеева
Л.Н.Рогатенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: 14АП-3427/2013
А66-12218/2012
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 мая 2013

Поиск в тексте