ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2013 года
Дело N А55-30397/2012

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 27 мая 2013 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 29 мая 2013 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е., с участием:

от заявителя - Касьянов Р.М., доверенность от 19.10.2012 г.,

от первого ответчика - Сидоренко С.В., доверенность от 09.04.2013 г. N 3-49/66,

от второго ответчика - извещен, не явился,

от третьего ответчика - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 марта 2013 г. по делу N А55-30397/2012 (судья Бойко С.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Маркет» (ИНН 6311123824, ОГРН 1106311006230), г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Департаменту потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Маркет» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Министерства строительства Самарской области (далее первый ответчик) от 21.05.2012 N 3/3397 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Маркет» в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары, заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее второй ответчик) от 25.04.2012 N СП-9/7964-0-17 о невозможности организации процедуры выбора земельного участка для строительства магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары, а также письма Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара (далее третий ответчик) от 03.02.2012 N14-01/02-289.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 марта 2013 г. по делу N А55-30397/2012 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решение Министерства строительства Самарской области от 21.05.2012 N3/3397 об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Маркет» в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары, а также заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.04.2012 NСП-9/7964-0-17 о невозможности организации процедуры выбора земельного участка для строительства магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары. На Министерство строительства Самарской области и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Маркет» в соответствии с действующим законодательством. В части требования о признании незаконным письма Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара от 03.02.2012 N14-01/02-289 - производство по делу прекращено.

Первый ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие второго и третьего ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя, первого ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Маркет» обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары.

На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.

Письмом N СП-9/7964-0-17 от 25.04.2012 г. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка. Отказ, со ссылкой на письмо Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара от 03.02.2012 г. N 14-01/02-289, мотивирован нецелесообразностью размещения магазина в связи с обеспеченностью района торговыми площадями по данному адресу свыше 100% от Региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области.

На основании указанного письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства решением от 21.05.2012 г. N 3/3397 отказало в предоставлении земельного участка.

Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (Далее - Регламент).

Как следует из положений указанных нормативных правовых актов, заявитель предоставляет в Министерство строительства Самарской области заявление о предоставлении земельного участка, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Заявление ООО «Маркет» в Министерство о предоставлении земельного участка в аренду соответствует вышеуказанным требованиям. В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В качестве основания для отказа в организации работ по выбору Департамент сослался на нецелесообразность размещения объекта торговли.

Указанный довод не является основанием для отказа в выборе земельного участка и не основан на положениях статьи 31 ЗК РФ.

Иных оснований для не обеспечения выбора земельного участка в материалы дела суду не представлено.

Для отказа в предоставлении земельного участка, Министерство также ссылается на отсутствие целесообразности предоставления участка для строительства торгового объекта.

При этом, указанные основания не соответствует положениям статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права заявителя.

Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (Далее - Регламент).

Указанным Регламентом распределены полномочия (обязанности) по формированию и распоряжению земельными участками на территории г.о. Самара между органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления г.о.Самара. Вышеуказанным Регламентом органам государственной власти Самарской области не предоставлены полномочия по осуществлению контрольных или надзорных функций за действиями или бездействием органов местного самоуправления и наоборот.

Как следует из п.п. 3.8., 3.9. Регламента результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Из изложенного следует, что основанием принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются утвержденные органом местного самоуправления акт о выборе и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала.

Таким образом, незаконное решение об отказе в осуществлении выбора Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара повлекло незаконное решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством строительства Самарской области, что дает суду основания для признания незаконными отказа Департамента строительства и Министерства строительства.

В оспариваемых отказах отсутствуют ссылки на нормы земельного законодательства, препятствующие формированию испрашиваемого земельного участка и последующего его предоставления (на момент издания отказов).

Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив в совокупности доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Министерства строительства Самарской области и отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не содержит конкретных правовых обоснований, препятствующих организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка и как следствие предоставлению участка.

Оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии решения Министерства строительства Самарской области от 21.05.2012 N3/3397 об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Маркет» в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары, а также заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.04.2012 NСП-9/7964-0-17 о невозможности организации процедуры выбора земельного участка для строительства магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары требованиям статей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также о нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Заявитель просит в порядке восстановления его нарушенных прав обязать министерство строительства Самарской области предоставить ему испрашиваемый земельный участок.

Вместе с тем, по смыслу статьей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлению земельного участка предшествует процедура его формирования и кадастрового учета. Из материалов дела усматривается, что кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не произведен.

Пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет право органа государственной власти, как принять решение о согласовании места размещения объекта на земельном участке, так и отказать в размещении объекта. При этом, следует также отметить, что любое из вышеназванных решение может быть принято лишь при наличии надлежащим образом оформленного акта о выборе земельного участка и приложенных к нему утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, акт о выборе земельного участка для строительства магазина не составлялся, схема не утверждалась. Кроме того, в связи с принятием постановления Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах», испрашиваемый участок подлежит предоставлению исключительно на торгах.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен Постановлением Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012, то есть в настоящее время обеспечить процедуру предоставления испрашиваемого участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно в силу прямого запрета.

Указанный нормативный правовой акт не оспорен, не признан недействительным и является действующим, в связи с чем, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для возложения на первого ответчика обязанности по предоставлению земельного участка.

Прекращая производство в части требования о признании незаконным письма Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара от 03.02.2012 N14-01/02-289, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что письмо не является ненормативным правовым актом и в этой части спор не подведомственен арбитражному суду.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 марта 2013 г. по делу N А55-30397/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
В.В.Кузнецов
Судьи
Т.С.Засыпкина
С.Т.Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка