АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2013 года Дело N А51-5735/2013

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2013 года. Полный текст решения изготовлен 30 мая 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.А. Самофал, при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Филимоненко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Информационно-Правовой Центр» (ИНН 2536192347, ОГРН 1072536012680, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.09.2007) к администрации города Владивостока (ИНН 2532504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009) третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края об оспаривании решения при участии в заседании:

от заявителя - представитель Л.В.Молчанов, доверенность от 15.12.2012, сроком действия на 3 года

от администрации - ведущий специалист А.Н. Морошкин, на основании доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3769 сроком действия до 31.12.2013

от УГА - ведущий специалист А.Н. Морошкин, на основании доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3587 сроком действия до 31.12.2013.

от третьего лица - консультант отдела правового обеспечения имущественных и земельных отношений М.В. Атрошко, доверенность от 09.01.2013 N 20/05-02-05/11 сроком действия до 31.12.2013

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Информационно-Правовой Центр» (далее - заявитель, общество, ООО «ИПЦ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (далее - ответчик, администрация) от 24.01.2013 N 67894/20у об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1150 кв.м, расположенного в районе ул. Героев Варяга, 10, в г. Владивостоке, и о понуждении Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока (далее - Управление, УГА) утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1150 кв.м, расположенного в районе ул. Героев Варяга, 10, в г. Владивостоке, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством: для размещения автостоянки, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

ООО «ИПЦ», настаивая на заявленных требованиях, пояснило, что орган местного самоуправления необоснованно отказал в утверждении схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории.

Полагает, что вывод администрации о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка ввиду наличия на нем охранной зоны инженерных коммуникаций не основан на нормах права.

Считает, что отказ администрации нарушает предоставленное обществу статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Гражданским кодексом Российской Федерации право на получение в аренду земельного участка, создает препятствия к осуществлению предпринимательской и экономической деятельности.

Администрация с заявленными требованиями не согласилась, указав, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку согласно обзорной схеме земельного участка в районе ул. Героев Варяга, 10, в границах испрашиваемого земельного участка расположена охранная зона инженерных коммуникаций. Считает, что поскольку на испрашиваемом земельном участке имеется охранная зона, то размещение на участке автостоянки может нарушить эксплуатацию линии электропередач. Кроме того, весь испрашиваемый обществом земельный участок расположен в границах красных линий перспективного расширения автодороги и не свободен от прав третьих лиц, так как фактически используется под автостоянку без оформления прав в установленном законом порядке.

Указывает, что правомерность её правовой позиции подтверждена сложившейся судебной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.01.2013 N Ф03-6516/2012).

Управление против заявленных требований возражает по основаниям, изложенным администрацией.

Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в судебном заседании пояснил, что решение о предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка ранее им не принималось, в связи с чем, он не располагает информацией о наличии законных прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Из материалов дела судом установлено, что ООО «ИПЦ» обратилось в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент земельных отношений) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1150 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Героев Варяга, 10, для целей не связанных со строительством - для размещения автостоянки.

Департамент земельных отношений обратился главе администрации города Владивостока с просьбой утвердить и выдать схему расположения земельного участка, испрашиваемого обществом для целей, не связанных со строительством.

Рассмотрев обращение, администрация письмом от 24.01.2013 N 67894/20у сообщила заявителю об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте территории в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий перспективного расширения автодороги, в охранной зоне инженерных коммуникаций, не свободен от прав третьих лиц.

Не согласившись с решением администрации, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО «ИПЦ» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

По правилам пунктов 1, 2 статьи 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 кодекса.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Абзацем 4 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ предусмотрена процедура обязательного обеспечения органом государственной власти и органом местного самоуправления подготовки информации о земельных участках, предоставляемых в аренду и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Пункт 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Из текста оспариваемого решения усматривается, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории послужило то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций.

Как следует из представленной в материалы дела топографической съемке, на ней отображены границы технических зон инженерных коммуникаций: ВЛ-110 кВ, ВЛ 0,4 кВ.

Согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы права, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

В силу пункта 2 Правил от 24.02.2009 N 160 в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

В соответствии с пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Из подпункта «б» пункта 9 Правил от 24.02.2009 N 160 следует, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать, в том числе, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам.

Таким образом, использование заявителем спорного земельного участка под размещение автостоянки в охранной зоне линии электропередач напряжением 110 кВ прямо запрещено нормами действующего законодательства.

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.01.2013 N Ф03-6516/2012.

На основании изложенных норм права, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, суд приходит к выводу, что у Управления не имелось правовых оснований для утверждения схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка. Таким образом, оспариваемое решение вынесено в соответствии с законом и в пределах компетенции органа местного самоуправления.

Арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным решения администрации города Владивостока от 24.01.2013 N 67894/20у об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.

Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понуждение органа местного самоуправления принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права заявителя.

Поскольку требование заявителя о признании незаконным решения органом местного самоуправления судом не удовлетворено, то суд отказывает заявителю в понуждении ответчика совершить определенные действия в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебные расходы, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Информационно-Правовой Центр» в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации города Владивостока от 24.01.2013 N 67894/20у в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1150 кв.м, расположенного в районе ул. Героев Варяга, 10, в г. Владивостоке, и о понуждении Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1150 кв.м, расположенного в районе ул. Героев Варяга, 10, в г. Владивостоке, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством: для размещения автостоянки, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Д.А.Самофал

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка