• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2013 года Дело N А51-4729/2013

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 30 мая 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Жестилевской О.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Бесединой Ю.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Гаражно-эксплутационного кооператива N10 «МОРЯК» (ИНН2538027941, ОГРН1072538001359) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН2540108490, ОГРН1042504382931), третье лицо: Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, при участии:

от истца - представитель Бондаренко А.Н. (доверенность от 01.06.2013, паспорт); представитель Круткин Ю.И. (протокол общего собрания N 1 от 03.05.2011, паспорт);

от ответчика - представитель Мешкова Е.Ю. (доверенность от 09.01.2013 N 12-01, удостоверение);

от третьего лица - не явился, извещен;

установил: Гаражно-эксплуатационный кооператив N10 МОРЯК обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - Управление Росреестра по Приморскому краю), оформленного письмом от 03.12.2012 N01/129/2012-3 об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Гаражно-эксплуатационного кооператива N10 МОРЯК на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:794, общей площадью 6500 кв.м., расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе здания по ул. Вострецова, 19, как не соответствующее Федеральному закону от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и возложить на ответчика обязанность зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на указанный участок в качестве восстановления нарушенного права заявителя. Кроме того, просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2000 рублей.

Определением суда от 21.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в связи с чем суд в порядке ст. 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие указанного лица.

Заявитель в обоснование требований указал, что ответчик необоснованно отказал заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, так как в отношении данного участка имеется кадастровая выписка, с указанием его кадастрового номера, места расположения; кроме того, спорный участок является ранее учтенным земельным участком, так как принадлежит заявителю на основании решения Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета депутатов трудящихся N519 от 04.07.1968 и акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, выданный 14.10.1969 г.

В свою очередь Управление Росреестра по Приморскому краю с заявленными требованиями не согласно, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как заявителю обоснованно и правомерно было отказано в государственной регистрации прав.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Решением Исполнительного комитета Владивостокского городского совета депутатов трудящихся N519 от 04.07.1968 г. разрешено Правлению кооператива строительство гаража в районе улицы Вострецова, согласно прилагаемой схеме в санитарной зоне кладбища. Актом о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 14 октября 1969 года на основании вышеназванного решения N519 от 04.07.1968 г. кооперативу был предоставлен в бессрочное пользование для строительства и эксплуатации земельный участок площадью 6500 кв.м. в границах, обозначенных на прилагаемом к настоящему акту плане. На данном участке планировалось возведение коллективного гаража на 48 боксов.

В соответствии со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 25 N003563565 Гаражно-эксплуатационный кооператив N10 «Моряк» был зарегистрирован Администрацией Первореченского района г.Владивостока 4 июля 1968 г. N519, за основным государственным регистрационным номером 1072538001359, о чем ИФНС по Первореченскому району г.Владивостока внесена запись 09.02.2007 г.

При этом из п. 1.1. Устава кооператива следует, что он был создан решением Общего собрания учредителей, объединившихся на добровольной основе для строительства и дальнейшей эксплуатации гаражей в соответствии с действующим законодательством РФ на основании Решения N519 Исполнительного комитета Владивостокского городского совета депутатов трудящихся от 04 июля 1968 г. «О разрешении кооперативного строительства гаража в районе улицы Вострецова».

В соответствии с письмом УМИГА г. Владивостока от 07.06.2007 N12/4-5185 самостоятельный адрес гаражно-эксплуатационным кооперативам не присваиваются, строения Гаражно-эксплуатационного кооператива N10 «Моряк» расположены в районе здания по адресу: г.Владивосток, ул. Вострецова, 19.

ГСК N10 «МОРЯК» 18.09.2012 обратилось в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:794, общей площадью 6500 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе здания по ул. Вострецова, 19.

При проведении правовой экспертизы представленных заявителем документов государственным регистратором было установлено, что на государственную регистрацию не представлен кадастровый паспорт земельного участка; кроме того, представленные на государственную регистрацию решение Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета депутатов трудящихся N519 от 04.07.1968 и акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 14.10.1969 не содержат сведений о точном адресе земельного участка, указанные решение и акт не содержат сведений о наименовании кооператива, отсутствуют сведения о виде регистрируемого права.

При этом Управление Росреестра по Приморскому краю направило запрос в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Приморскому краю с целью получения кадастрового паспорта в отношении земельного участка, площадью 6500 кв.м., однако в выдаче такого кадастрового паспорта было отказано.

Указанные обстоятельства послужили основанием для приостановления государственной регистрации по заявлению ГСК N10 «МОРЯК» (уведомление от 13.07.2012). Заявителю было предложено устранить причины, препятствующие проведению государственной регистрации. Уведомлением от 14.08.2012 Управление Росреестра по Приморскому краю продлило срок приостановки государственной регистрации по заявлению заявителя на 90 дней.

Не устранение причин, указанных в уведомлении о приостановке от 13.07.2012, послужило основанием для отказа в государственной регистрации права ГСК N10 «МОРЯК» на спорный земельный участок (Сообщение об отказе в государственной регистрации права от 03.12.2012 N01/129/2012-3).

Не согласившись с отказом Управления, посчитав, что он нарушает права и законные интересы заявителя, кооператив обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемых действий (бездействий), суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального Закона от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Закон) следует, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 18 Закона установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Согласно представленной в материалы дела расписки в получении документов на государственную регистрацию от 18.06.2012 ГСК N10 «МОРЯК» в подтверждение своего права на спорный земельный участок предоставил кадастровую выписку о земельном участке от 28.10.2011 N25/00-11-120084, выданную ФГБУ «Кадастровая палата», решение Исполнительного комитета Владивостокского городского совета депутатов трудящихся N519 от 04.07.1968 г., акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 14 октября 1969, а также иные документы, подтверждающие факт создания и реорганизации ГСК N10 «МОРЯК».

Арбитражный суд, проанализировав представленные ГСК N10 «МОРЯК» на государственную регистрацию документы приходит к выводу, что Управление Росреестра по Приморскому краю необоснованно отказало в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителю, в силу следующего.

В обжалуемом отказе Управление Росреестра по Приморскому краю указало, что представленные на государственную регистрацию решение Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета депутатов трудящихся N519 от 04.07.1968 и акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 14.10.1969 не содержат сведений о точном адресе земельного участка, указанные решение и акт не содержат сведений о наименовании кооператива, отсутствуют сведения о виде регистрируемого права, а также не представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка, содержащий сведения о координатах характерных точек границ такого участка.

Между тем, из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке от 28.10.2011 N25/00-11-120084 следует, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и ему присвоен кадастровый номер: 25:28:040006:794. Из указанной выписки следует, что границы спорного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако при этом указано местоположение земельного участка: Приморский край, г. Владивосток, в районе здания по ул.Вострецова, 19, а также разрешенное использование земельного участка: для строительства и эксплуатации гаражно-эксплуатационного кооператива N 10 «МОРЯК».

Согласно п. 11 ст. 16 Федерального закона N221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Пункт 1, 2 ст. 20 Федерального закона N221-ФЗ устанавливает, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники объектов недвижимости или любые иные лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с действовавшим на момент принятия оспариваемого решения п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минюста России от 20.02.2008 N35 решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю; государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств; свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»; документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписки из хозяйственной книги; договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета.

Вместе с тем при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет наличия в представленных документах оснований для включения в ГКН сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости принимается во внимание, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в ГКН, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в ГКН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.

Пункт 1 ст. 45 Федерального закона N 221-ФЗ устанавливает, что государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Пункт 4 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ устанавливает, что кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

Уникальность кадастрового номера заключается в том, что на территории Российской Федерации не может быть двух участков, имеющих одинаковые кадастровые номера.

Поскольку в соответствии с указанными выше нормами права спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и основанием для постановки на кадастровый учет явились представленные заявителем решение Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета депутатов трудящихся N519 от 04.07.1968 и акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 14.10.1969, то обстоятельства, указанные Управлением Росреестра по Приморскому краю в обжалуемом сообщении об отказе в государственной регистрации и послужившие основанием для непринятия указанного решения N519 от 04.07.1968 и акта от 14.10.1969 в качестве надлежащего документа, подтверждающего возникновение права постоянного (бессрочного) пользования заявителя, носят необоснованный характер.

Более того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что указанные решение N519 от 04.07.1968 и акт от 14.10.1969 были признаны Управлением Росреестра по Приморскому краю как обладающие юридической силой правоустанавливающие документы на землю при регистрации права собственности члена ГСК N10 «МОРЯК» Буртового Д.А. на гаражный бокс (свидетельство о государственной регистрации права 25-АБ 848989 от 12.09.2012). В выданном Буртовому Д.А. свидетельстве о праве собственности на гаражный бокс указан адрес, по которому, расположены гаражные боксы ГСК N10 «МОРЯК».

Учитывая, что в соответствии с письмом УМИГА г. Владивостока от 07.06.2007 N12/4-5185 самостоятельный адрес гаражно-эксплуатационным кооперативам не присваиваются, то указание, что строения Гаражно-эксплуатационного кооператива N10 «Моряк» расположены в районе здания по адресу: г.Владивосток, ул.Вострецова, 19, соответствует требованиям действующего законодательства и позволяет установить место нахождения спорного земельного участка, на котором возведены гаражные боксы.

Кроме того, обстоятельства того, что спорный земельный участок принадлежит именно кооперативу, а не другому лицу, подтверждаются сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ о дате первоначальной регистрации правопредшественника кооператива, зарегистрированные решением. Указанные обстоятельства подтверждаются Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серии: 25 N 003563565 и выпиской из ЕГРЮЛ от 20.12.2012. Обстоятельства того, что правопредшественник заявителя был зарегистрирован решением Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета депутатов трудящихся N519 от 04.07.1968 также подтверждается текстом действующей редакции устава ГСК N10 «МОРЯК».

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что указание в обжалуемом отказе Управления Росреестра по Приморскому краю, что представленные на государственную регистрацию решение Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета депутатов трудящихся N 519 от 04.07.1968 и акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 14.10.1969 не содержат сведений о точном адресе земельного участка, указанные решение и акт не содержат сведений о наименовании кооператива, а также то, что отсутствуют сведения о виде регистрируемого права и не представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка, носят неправомерный характер, поскольку на момент рассмотрения заявления ГСК N10 «МОРЯК» о регистрации спорного земельного участка и выдачи обжалуемого отказа в государственной регистрации права, соответствующая информация, необходимая для регистрации права заявителя на спорный земельный участок, в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имелась и была учтена при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка и регистрации прав членов кооператива на гаражные боксы.

Суд полагает, что заявитель представил все необходимые и оформленные в установленном законом (действующим в период издания правоустанавливающих документов) порядке правоустанавливающие документы, для принятия решения о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя, как о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем основания для отказа у Управления Росреестра по Приморскому краю отсутствовали.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Одновременно с требованием признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю о внесении сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, заявитель просит возложить на ответчика обязанность зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на указанный участок в качестве восстановления нарушенного права заявителя.

В соответствии с Постановлением Правительства от 01.06.2009 N457 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии является надлежащим ответчиком, в связи с чем требование заявителя о понуждении ответчика зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на указанный участок в качестве восстановления нарушенного права заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине в связи с удовлетворением требования заявителя подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Гаражно-эксплутационного кооператива N10 «МОРЯК» на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:794 площадью 6 500 кв.м., расположенный по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе здания по ул.Вострецова, 19, оформленный письмом от 03.12.2012 N01/12/2012-3, как несоответствующий Федеральному закону от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования Гаражно-эксплутационного кооператива N10 «МОРЯК» на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:794 площадью 6 500 кв.м., расположенный по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе здания по ул.Вострецова, 19.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу Гаражно-эксплутационного кооператива N10 «МОРЯК» 2 000 (две тысячи) рублей расходов по уплате госпошлины по заявлению.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Жестилевская О.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-4729/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 30 мая 2013

Поиск в тексте