• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2013 года Дело N А51-31038/2012

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Буров А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания В.В. Павловой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПК (Росприроднадзор) (ИНН2540106044 , ОГРН 1042504366288) к КГУП Примтеплоэнерго (ИНН2536052276, ОГРН1022501284970 ) третье лицо ООО "Русский вольфрам" о взыскании 248531630,10 рублей при участии в заседании:

от истца - Зырянова Ю.В., паспорт, доверенность; Зырянова ю.в., паспорт, доверенность;

от ответчика - Ихьяева Н.М., паспорт, доверенность;

от третьего лица - Северянина Е.С., паспорт, доверенность; установил:

Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПК (Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к КГУП «Примтеплоэнерго» о взыскании 144522339,83 рублей за негативное воздействие на окружающую среду.

Определением от 05.03.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Русский Вольфрам».

В настоящем судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик возражал против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва, указав, что пробы свидетельствую об ином классе опасности отходов, кроме того по договору отходы сразу поступали третьему лицо и оно должно было их хранить.

Представитель третьего лица, в настоящем судебном заседании, поддержал позицию указанную в письменных пояснениях, пояснил, что отходы производства (хвосты), полученные ответчиком в результате хозяйственной деятельности на Лермонтовском вольфрамовом месторождении и обогатительной фабрике, являются собственностью КГУП «Примтеплоэнерго» и третьему лицу на хранение не передавались.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В период с 06 по 30.03.2012 Управлением по приказу руководителя от 02.03.2012 N 155 проведена внеплановая проверка КГУП «Примтеплоэнерго» филиала «Лермонтовский горно-обогатительный комбинат»

В ходе проверке инспекторами Управления обнаружен факт неполного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (недоплата).

На основании данного факта определением от 17.04.2012 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по статье 8.5 КоАП РФ - искажение экологической информации.

В рамках административного расследования у ответчика были запрошены расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду и платежные поручения за 2010-2012 годы и иные документы, в соответствии с которыми предприятие осуществляет плату за негативное воздействие.

Кроме того, управлением установлено, что 16.06.2009 между ООО «Русский Вольфрам» и КГУП «Примтеплоэнерго» заключен договор аренды движимого имущества и комплекс недвижимого имущества, расположенного по адресу: Приморский край, пос. Светлогорье, промзона, со всеми принадлежностями и технической документацией.

17.06.2009 между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 16.06.2009 согласно которому дополнено приложение N 2 к договору аренды объектами недвижимого имущества, в том числе сооружение - дамба хвостохранилища длиной 1028,0 (лит Г4), нежилое, условный номер объекта 25-25-17/014/2005-012, инвентарный номер: 05:234:001:002755470 зданием - хранилище ВМ на три тонны, общей площадью 38,80 кв.м. (лит Е), этажность: 1; нежилое, условный номер объекта 25-25-17/014/2005-008, инвентарный номер: 05:234:001:002755310; здание - хранилище СВ общей площадью 43,30 кв.м. (лит. Б), этажность: 1, нежилое, условный объекта 25-25-17/014/2005-005, инвентарный номер: 05:234:001:002755300.

Согласно, утвержденных лимитов, представленных предприятием, на размещение отходов N 5112-П от 13.04.2010, срок действия которых истек 05.07.2012, на предприятии образуются отходы при добыче полезных рудных ископаемых, хвосты обогащения, с установленным 4-ым классом опасности (код ФККО - 3450000000000). Вскрышные и пустые породы, согласно лимитов на размещение отходов производства и потребления от 13.04.2010 N 5112-П, относятся к 5-му классу опасности.

В результате деятельности предприятия образуется 49 видов отходов общей массой 2090266 тонн в год.

Из представленных предприятием сведений (справка от 25.04.2012) объем вскрышных пород составил в 2009 году - 134552 куб.м, в 2010 году - 437122 куб.м, в 2011 году - 715084 куб.м, в 2012 году - 186117 куб.м, общий объем за 2009 - 2012 годы 1472875 куб.м.

Из справки представленной предприятием следует, что количество уложенных отходов производства (хвостов) в хвостохранилище обогатительной фабрики в период с 2009-2012 годы составило в общем объеме - 153.92 тыс. тонны, в том числе за 2-й квартал 2009 года - 0 тыс. тонн, за 3-й квартал 2009 года - 0 тыс. тонн, за 4-й квартал 2009 года - 11.17 тыс. тонн, за 1-й квартал 2010 года - 0 тыс. тонн, за 2-й квартал 2010 года - 0 тыс. тонн, за 3-й квартал 2010 года - 18.7 тыс. тонн, за 4-й квартал 2010 года - 10.7 тыс. тонн, за 1-й квартал 2011 года - 16.37 тыс. тонн, за 2-й квартал 2011 года - 17.91 тыс. тонн, за 3-й квартал 2011 года - 25.97 тыс. тонн, за 4-й квартал 2011 года - 26.93 тыс. тонн, за 1-квартал 2012 года - 26.17 тыс. тонн.

Однако, до момента окончания действия лимитов 05.07.2012 предприятие в расчетах платы за негативное воздействие за 2009-2012 года отчитывалось только за мусор от уборки производственных помещений. Также предприятием не были представлены статистические данные по форме 2ТП - отходы (сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировке и размещении отходов производства и потребления) за 2010 год и 2011 год.

В связи с чем, предприятие привлечено к административной ответственности и ему назначено административное наказание по статье 8.5 КоАП РФ - искажение экологической информации - виде штрафа в размере 10000 руб.

Также в отношении главного бухгалтера Предприятия возбуждено административное дело по статье 8.41 КоАП РФ - несвоевременное внесение платы за негативное воздействие, и назначен штраф в размере 3000 руб.

На основании чего, 23.07.2012 в адрес предприятия Управлением направлено Уведомление о задолженности платы. Ответчиком до настоящего момента задолженность в бюджет не внесена в бюджет.

Управлением произведен перерасчет суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления с учетом применения коэффициента 0,3 сумма платы за размещение отходов производства и потребления, которая составила 144522339,83 руб.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском о взыскании с ответчика суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, ссылаясь на положения Федерального закона от 24.06.1998 N89 «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Суд, исследовав материалы настоящего дела и изучив доводы лиц, участвующих в деле, в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований заявителя.

В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Пунктом 5.9 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю, утв. Приказом «Росприроднадзора» от 29.06.2011 N 499 Управление для осуществления своих полномочий имеет право заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что «размещение, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной сред 1.1, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов обеспечению экологической безопасности».

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закон N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: в том числе размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).

В силу статьи 3 Закона N 7-ФЗ субъектами внесения соответствующей платы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок) и распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду. в том числе размещение отходов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные; II класс - высокоопасные; III класс - умеренно опасные; IV класс - малоопасные; V класс - практически неопасные.

Из материалов дела следует, что согласно утвержденных филиалу «Лермонтовский ГОК» лимитов на размещение отходов N5112-П от 13.04.2010 срок действия которых истек 05.07.2011, на предприятии образуются «отходы при добыче полезных рудных ископаемых хвосты обогащения» с установленным классом опасности - 4. (код ФККО 345 000 00 00 00 0). Согласно представленной КГУП «Примтеплоэнерго» справке, количество уложенных отходов производства (хвостов) в хвостохранклише обогатительной фабрики в период с 2009 - 2012 годы составила 15392 тыс. тонны.

Судом установлено, что предприятие, в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду представляемых на согласование в орган исполнительной власти за 2009-2012 года отчитывался только за мусор от уборки производственных помещений. Также филиал «Лермонтовский ГОК» КГУП «Примтеплоэнерго» предусмотренную законом информацию по форме 2-ТП (отходы) «сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировке и размещении отходов производства и потребления» за 2010г. и 2011 год не представлял.

Ответчик при представлении на согласование расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2009-2012 года умышленно искажал экологическую информацию о реальном вредном воздействии филиала «Лермонтовский ГОК» КГУП «Примтеплоэнерго» на окружающую среду, что привело к существенной недоплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет, что подтверждается постановлением N 33/3566-12 от 15.06.2012 о назначении административного наказания.

Протоколы NN 6, 7 от 20.03.2012 биотестирования проб минеральных шламов (хвосты обогащения вольфрамовой руды) которыми установлено их соответствие V классу опасности для объектов природной среды, суд во внимание не принимает в силу следующего.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления - индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На основании и во исполнение данной нормы Приказом N 511 утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, из пунктов 3, 4 которых следует, что в случае, когда производитель отхода расчетным методом отнес отход к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Однако, как установлено судом и следует материалам дела Протокол биотестирования минеральных шламов (хвостов обогащения вольфрамовой руды) КГУП «Примтеплоэнерго» был проведен 20.03.2012.

Каких-либо доказательств того, что эти данные могут быть отнесены на класс опасности на минеральные шламы (хвосты обогащения вольфрамовой руды) образованные в 2009, 2010, 2011 годах суду не представлено. Ходатайств о проведении соответствующей экспертизы ответчик не заявил.

Что касается применения понижающего коэффициента 0,3, то он применяется только в случает размещения отходов только в пределах установленных лимитов.

Однако, как установлено судом, лимиты на размещение отходов производства и потребления КГУП «Примтеплоэнерго» были действующие до 05.07.2011, следовательно, допустимо применение понижающего коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия только до 05.07.2011.

Таким образом, суд, проверив представленный истцом расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, счел его соответствующим требованиям действующего законодательства. Доказательств неверности указанного расчета в материалы дела не представлено.

Довод о том, что в силу п. 4, 5 дополнительного соглашения арендная плата за объекты, уплачивается Арендатором путем передачи в собственность Арендодателя отходов производства (хвостов), полученных при производстве вольфрамового концентрата в ходе работ на Лермонтовском вольфрамовом месторождении и /или обогатительной фабрике и таким образом спорные хвосты хранились у третьего лица, судом отклоняется, поскольку каких-либо доказательтсв передачи хвостов на хранение третьему лицу суду не представлено.

В связи с изложенным, требования истца о взыскании с ответчика 144522339,83 руб. признаются судом обоснованным и подлежащими удовлетворению

Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Взыскать с КГУП «Примтеплоэнерго» в пользу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (Росприроднадзор) 144522339,83 рублей ущерба и в доход федерального бюджета 200000 рублей государственной пошлины.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Буров А.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-31038/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 31 мая 2013

Поиск в тексте